КомментарийПолитика

Перекресток Балкан

Как Македония оказалась в эпицентре неразрешенных вопросов

Перекресток Балкан
Традиционный карнавал в День святого Василия Великого в македонской деревне Вевчани. Фото: AP / TASS

Северная Македония одновременно узурпатор и жертва. Но если другие балканские страны в конце XX века решали исторические вопросы в кровавых конфликтах, то Македония осталась в поле мифов. За точку отсчета она берет историю Древней Греции, что отразилось в помпезных гипсовых памятниках Скопье и неизменно вызывает гневные комментарии греческих соседей в социальных сетях. При этом она соседствует с другими претендентами на преимущественное положение в регионе — Болгарией и Сербией.

С первой у Македонии напряженные отношения, так как Болгария имеет притязания не только на территорию, но и на культуру, отказывая македонскому языку в самостоятельности. Рядом с Македонией также находятся Албания и Косово, которые поддерживают близкие отношения с представителями македонских албанцев, составляющих примерно четверть от общего числа жителей.

Таким образом,

территориальное расположение Македонии делает компромисс главным лейтмотивом ее истории, без него она бы не просуществовала до наших дней.

Само ее официальное название (именно Северная, а не просто Македония) является итогом болезненного (в плане политической идентичности) договора с ее южным соседом — Грецией. Несмотря на то что Балканы почти полностью интегрированы в НАТО и чуть меньше — в Евросоюз, вопросы национальной и религиозной идентичности остаются очень важными для межпартийной борьбы разных стран региона, что влияет и на двусторонние отношения стран Балканского полуострова.

Нации Балкан жаждут мира и более высокого уровня жизни, но в то же время они не до конца освободились от претензий, которые сформировались в XIX веке. И хотя эти максималистские желания невозможно воплотить в жизнь, они не отпускают общество. Над коллективным освобождением от иллюзий необходимо работать: оно требует от людей самокритики, самоотречения и рационального взгляда на историю. Для этого нужно научиться сочувствовать другому, понять его позицию, ведь только тогда можно превзойти этно-идеологическую ненависть. Разрушение мифов эпохи национализма XIX века является приоритетом в данном процессе.

Международные военные учения НАТО Swift Response 2022 на полигоне Криволак в Северной Македонии. Фото: AP / TASS

Международные военные учения НАТО Swift Response 2022 на полигоне Криволак в Северной Македонии. Фото: AP / TASS

Запад не может сделать это вместо балканских народов. Благодаря своим наднациональным институтам Запад может остановить взрывные конфликты, но они уходят вглубь. Предположим, что наступила бы столь желанная для путинского режима многополярность, и западные институты исчезли. Разве на Балканах был бы мир? Разве все эти нации не пожелали бы снова осуществить свои шовинистские проекты, которые определяются максимальными границами государств?


Можно сказать, что Запад подарил этому региону лишь внешний мир. Рациональность не восторжествовала над мифическими целями. Они не только не осуществимы, но и приносят только вред тем, кто фанатично следует за ними.

Македония оказалась в эпицентре балканских иррациональных претензий. При этом лидеры Македонии приняли достаточно правильных решений, начиная с 90-х годов — они вовремя дистанцировались от режима Слободана Милошевича (Македония была последним государством, которое пожелало выйти из состава Югославии, когда стало ясно, что страна распадется); они не вступали в конфликт со своими соседями и подключили страну к глобальной экономике; они согласились на посредничество западных стран, чтобы решить проблему прав албанского меньшинства в их стране (фактически дали согласие на путь постепенной федерализации страны); они пошли путем переговоров с Болгарией и Грецией по вопросам истории и идентичности (выбрали сотрудничество вместо вражды).

Все эти поступки разных македонских правительств (и правых — ВМРО-ДПНЕ и либеральных — СДСМ) сохранили территориальную целостность страны, сделали ее членом НАТО, тем самым обеспечив ее безопасность, и в итоге сумели сохранить македонскую национальную идентичность.

Одной из главных причин экономического кризиса балканского региона является именно высокий уровень межгосударственной и межнациональной конфликтности. На фоне этого все остальные проблемы — распространенная коррупция, тяготение к авторитарным харизматичным лидерам и непонимание общественного интереса (эгоистичный семейный интерес всегда на первом месте) — меркнут по сравнению с неготовностью отречься от претензий друг к другу.

Танкисты из резервного состава македонской армии. Танк Т-55 советского производства. Фото: википедия

Танкисты из резервного состава македонской армии. Танк Т-55 советского производства. Фото: википедия

В этом смысле правительства Македонии, хоть и не чуждые приведенным отрицательным сторонам балканской социальной ментальности, сумели защитить свою страну, не атакуя других, а посредством переговоров с ними. Можно только теоретизировать, как бы выглядел балканский регион, если бы все страны нашли в себе силы вести себя конструктивно, тем самым обеспечивая себе и своим соседям развитие.

Все трагические войны вокруг мало заселенной территории без ценных ресурсов не принесли бы столько горя, не стоили бы столько человеческих жизней, если бы эти общества (и их лидеры) были готовы к рациональному принятию решений (лучше сотрудничать, ведь это приносит общую и индивидуальную пользу, чем для всего мира сделать пороховую бочку синонимом своего региона).

Именно поэтому Македония — идеальный пример Балкан: внутри нее есть все противоречия этого региона, но там можно найти и способы преодоления этих проблем.

Какие же социальные феномены, типичные для региона, имеются в Македонии?

  • Во-первых, это желание строить современную нацию на основании мифов, которые корнями должны уходить чуть не в античность.
  • Во-вторых, существует конфликт с соседними нациями (извне и изнутри).
  • В-третьих, внутри общества есть идеологическое противостояние либералов и националистов. Все это есть почти в каждой балканской стране.

Тем не менее македонские мифы не переросли в острый конфликт с соседями, межэтническая отчужденность не привела к распаду страны, политические конфликты не стали причиной появления полноценного гибридного режима (партии достаточно часто сменяли друг друга во власти, хотя идеологическая поляризация оказалась неизбежной). Нельзя сказать, что македонцы пацифисты (в 2001 году прошла молниеносная война с албанскими повстанцами), но они и не экстремисты, поэтому согласились на скорое перемирие и пошли на компромисс с представителями албанцев (Охридский договор).

Фото: picture alliance / photothek / ТАСС

Фото: picture alliance / photothek / ТАСС

Мифы, которые с 90-х годов распространяет македонский политический класс, тоже не скромные — они полагают право на Александра Македонского. 

Но македонское либеральное правительство согласилось изменить официальное название своего государства (Преспанский договор с Грецией), чтобы пойти дальше по пути интеграции в НАТО и ЕС. Летом этого года то же самое правительство провело переговоры с Болгарией, политический класс которой, как и правые в Греции, пытается заработать политические баллы в нескончаемой балканской войне идентичностей и версий истории.

Очевидно, что балканские нации еще не пришли к выводу, что основа будущего находится в поле сотрудничества, а не в попытках завершить процессы прошлых эпох в наше время. Учитывая этот факт, компромиссы, на которые идет Македония, приносят ей пользу, а вредоносные идеи существуют только в головах граждан мифов, которые никогда не будут довольны реальностью и не поймут Zeitgeist. Если бы все балканские нации пошли на компромисс в сфере своих фантазий, а тем временем осуществляли бы свои конкретные интересы, регион стал бы лучшим местом для жизни.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow