Девятую московскую биеннале теперь уже не увидеть: Минкульт закрыл ее накануне, не успев открыть. Ролик на 206 секунд, выложенный на сайте проекта, — это все, что останется от проекта ценой в 66 млн руб.
Не сразу и поймешь, какая новость удивительней — то, что 9-ю московскую биеннале современного искусства закрыли накануне вернисажа, или что она вообще собиралась открыться.
![Иосиф Бакштейн. Фото: Михаил Терещенко / ТАСС](https://novayagazeta.ru/static/records/86fd7300a7694f749ec29cc7a45600a0.jpeg)
Иосиф Бакштейн. Фото: Михаил Терещенко / ТАСС
С тех пор как в 2016 году руководство биеннале перешло от команды профессионалов международного уровня — Иосиф Бакштейн и его коллеги таковыми и были — к молодому поколению, дела шли все веселее и веселее. Юлия Музыкантская (Зазулина), падчерица бывшего префекта ЦАО при Лужкове, — человек с интересной репутацией, жизненный опыт у нее богатый — как и у многих нынешних начальниц в культуре, он связан с фигурой Владимира Мединского. Вот как сайт artguide.com описывает ее профессиональный путь:
![Юлия Музыкантская (Зазулина). Фото: Гавриил Григоров / ТАСС](https://novayagazeta.ru/static/records/eeb16e7f46ef4b40b863eefcfc85c2b4.jpeg)
Юлия Музыкантская (Зазулина). Фото: Гавриил Григоров / ТАСС
«До 2008 года работала в аппарате правительства РФ. На протяжении 2009 года была сотрудником Министерства культуры РФ. С 2009 по 2012 год занимала должность главы Фонда поддержки современного искусства «Винзавод». В 2012-м Зазулина стала советником Владимира Мединского и этот пост занимала до августа 2013 года. С августа по октябрь 2013-го работала в РОСИЗО заместителем директора по развитию. В ноябре-декабре 2013-го чуть больше двух недель была руководителем департамента культурного наследия Министерства культуры РФ (оставила пост по собственному желанию). 31 мая 2016 года стала президентом свежесозданного фонда «Биеннале современного искусства».
![Скриншот из видео](https://novayagazeta.ru/static/records/7d82ecd2cf51478787630fcbefa3e1ac.jpeg)
Скриншот из видео
После ухода Бакштейна биеннале получались все более и более… как бы это сказать? Странными. Даже если к их работе привлекались медийные персоны из других сфер искусства — так, одну из выставок зачем-то сделал мировая звезда оперной режиссуры Дмитрий Черняков. После 8-й биеннале кто-то даже подумал, что главная задача устроителей — незаметно похоронить его самым удобным для всех способом, и это, несмотря на присутствие в основной выставке произведений таких авторов, как Павел Отдельнов. Тем не менее в январе этого года устроители — теперь они называются «Биеннале актуального искусства» — выиграли грант Президентского фонда культурных инициатив на проведение новой. Размер гранта составил 10 029 690 руб., еще 56 587 500 руб. было заявлено в виде софинансирования. Когда и кем — неизвестно, пресс-релиза к биеннале выпущено не было, его обещали раздать после вернисажа. Но не случилось — так что теперь не узнать ни имени куратора (может, его и не было), ни точного описания выставленного. Известно лишь, что в итоговой развеске участвовали произведения 27 авторов. Впрочем, на сайте МИСИС, бывшего Московского института стали и сплавов, ныне Московского университета технологий, студентам предлагали посмотреть на произведения 29 авторов, причем бесплатно — по студенческим собирались пускать всех. Возможно, два автора потерялись при развеске.
Устроители подстраховались как могли: в марте состав участников сделали максимально безопасным — только граждане РФ, в экспертном совете лично директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, он принимал участие в отборе экспонатов, об этом написали сами участники выставки в открытом письме после закрытия, где они клялись, что вовсе не иноагенты:
«Современное искусство принято считать маргиналами, нас заранее, авансом, подозревают в хулиганстве и нигилизме, всегда видят «фигу в кармане». А у нас ее не было».
Не помогло. У безумия своя логика. Минкульт 3 ноября опубликовал извещение о закрытии неоткрытого по следующим причинам:
«Третьяковская галерея — сокровищница русского искусства. Желание провести проект именно здесь, а не на частной или корпоративной площадке должно сопровождаться ответственностью за художественный и этический контекст выставки. Это требует уважения как к уникальному музейному собранию Третьяковской галереи, так и к ее многочисленным ценителям, гражданам нашей страны».
![Скриншот из видео](https://novayagazeta.ru/static/records/a79dd824a3b74356b67c66bb4a4ff811.jpeg)
Скриншот из видео
В качестве обоснования Минкульт ссылается на письмо Третьяковской галереи — в ее Западном крыле готовилась выставка. В письме якобы шла речь о том, что были нарушены сроки монтажа и не предоставлены необходимые технические документы, «что, в свою очередь, влечет за собой нарушение техники пожарной безопасности». На самом деле нет ни одной, наверное, биеннале в мире, которую бы судорожно не доделывали до последней секунды перед открытием.
Власть меняется. При Брежневе выставкомы вычищали экспозиции до открытия, при Сталине их прорабатывали публично — и всем было понятно, что можно, а что нельзя. Для особо непонятливых в роли просветителя выступала газета «Правда».
Почему выставки закрывают сегодня, известно одному Минкульту. У желающих совпасть с линией партии нет даже намека на то, какие именно красные линии пересекли на этот раз.
То ли кому-то из влиятельных галеристов захотелось самому порулить процессом, и он устраняет так конкурентов, то ли в Минкульте вспомнили, что приняли в июле новый устав, затрагивающий музеи и отвечающий требованиям обновленной «Стратегии государственной безопасности».
У тех, кому соответствовать хочется, а как — неизвестно, возникает внутренний диссонанс.
Но вряд ли кто удивится, если биеннале вдруг воскреснет, мало ли каких чудес у нас не бывает. Если нет — публике достанется видеоролик на 206 секунд ценой в 66 миллионов рублей. Это будет самый дорогой ролик в мире.