ТЕХНОЛОГИИЭкономика

Дешевы и не сбиты

Дроны-камикадзе «Шахид» и «Герань», собранные из устаревших компонентов, оказались эффективнее новинок мирового ВПК

Дешевы и не сбиты
Фото: SalamPix / ABACA

Сегодня важнейшие события в сфере высоких технологий происходят на фронте и вокруг него. По-другому и быть не может: вооружения во все времена были средоточием самых современных достижений науки и техники. И сложность «начинки» оружия растет по параболе.

Но не на полигонах, не на демонстрационных площадках международных оружейных выставок определяется истинная эффективность вооружений. Лишь в настоящих сражениях: от перестрелок в пустынях до охватившей треть Восточной Европы специальной военной операции, — можно увидеть, насколько были правы военные маркетологи и продавцы, расхваливавшие свой товар. И порой происходят удивительные вещи.

Я хотел бы поговорить о тех случаях, когда простейшие решения, базирующиеся на массовой продукции, а порой на знаниях, вошедших в учебники в XIX веке, неожиданно перечеркивают мудреные замыслы лидеров мирового ВПК. Эти примеры нечасты, но они демонстрируют главный мотив военного производства — усложнение ради удорожания.

Не ради войны работают заводы на Урале и в Сиэтле, а ради прибыли. Войны редки, а прибыль распределяют каждый отчетный квартал.

Во время службы в Ракетных войсках стратегического назначения мне довелось наблюдать подобный пример. Стратегическая ракета, ныне снятая с вооружения, в то время не должна была после заправки топлива и окислителя охлаждаться ниже определенной температуры. Это достигалось различными способами. А зимний выезд в запасной район для учебного пуска нередко проходил при температурах 20 градусов ниже нуля. Случались морозы и покрепче. И пролетающий над нами американский спутник с инфракрасными датчиками четко видел теплый объект посреди снежных полей.

Поэтому сразу в нескольких районах, в том числе и вокруг ракеты, заранее прокладывали замкнутую длинную лыжню. На равных расстояниях вдоль нее устанавливали на деревянных козлах для распиловки бревен странные конструкции, сваренные за пару часов в местном рембате. Это были заваренные с одного конца двухметровые обрезки металлических труб.

Ближе к заваренному торцу под прямым углом врезали огромную воронку. Трубу разворачивали воронкой навстречу ветру, заливали в нее солярку и поджигали. Ветер, проходя сквозь трубу, поддерживал ровное горение дизтоплива.

Очень быстро трубы раскалялись до красноты, и пролетающий спутник видел разнесенные на много километров огромные горячие пятна, ограниченные лыжней. А под его орбитой на лыжах с полужесткими резиновыми креплениями не спеша шли раскрасневшиеся на морозе бойцы с термосами за спиной и алюминиевыми чайниками на груди. Солярка выгорала, и они постоянно подливали ее в трубы из термосов.

Понятно, что программа по разработке и запуску тех спутников разведки стоила Пентагону огромных денег.

Нет сомнений и в том, что прогресс неизбежен, и возрастающая стоимость оружия, а главное, военной инфраструктуры, — закон. Тем ценнее примеры, когда обычная смекалка опрокидывает расчеты огромных лабораторий.

Еще 80-е годы в одном американском военном обозрении с юмором писали, что если каждому солдату понадобится обычный молоток, ВПК возьмет паузу на разработку, испытания, проведет конкурс на производство, применит скидку за большой объем и продаст армии по 150 долларов молотки, стоящие в скобяной лавке пять. Спустя четверть века американские саперы в Ираке подтвердили это наблюдение. Они первыми догадались, что для закладки заряда при подрыве боеприпаса вовсе не обязательно использовать весьма дорогие роботы разминирования.

Простые солдаты шли в местную лавку, покупали за 12 долларов китайскую радиоуправляемую игрушку. Они приматывали к ней скотчем миниатюрную камеру GoPro для туристов, подгоняли к подозрительному объекту и в упор, с хорошим разрешением рассматривали со всех сторон. Потом точно так же приматывали к игрушечной машинке заряд, детским джойстиком подгоняли к мине и подрывали ее в комфорте и безопасности.

Руслан Пухов. Фото: viatorguru.mirtesen.ru

Руслан Пухов. Фото: viatorguru.mirtesen.ru

20 октября в эфире РБК ТВ директор Центра анализа стратегий и технологий и члена Общественного совета при Минобороны РФ Руслан Пухов, не понимая, что микрофон уже включен, сказал много интересного про БПЛА, стоящие на вооружении нашей армии. Разразился скандал. Постпред Ирана при ООН Амид Саид Иравани заявил, что Тегеран не передавал России беспилотники для использования в конфликте с Украиной. Не менее категорично называет предположения об импорте «Шахидов» дезинформацией и заместитель постоянного представителя России Дмитрий Полянский.

В тот же день интернет-издание «Подъем» попросило Пухова прокомментировать инцидент. Вот ответ эксперта:

«Не помню, чтобы такое говорил, наверное, это какая-то постановка. Наверное, было, а может быть, не было. Не помню, к сожалению. Давно было дело. После ковида плохо с мозгом».

Что же это за странное оружие, выводящее из строя мозги военных экспертов? Первые сообщения о появлении в ходе СВО БПЛА «Герань-2» относятся к августу, но реальное боевое применение началось 13 сентября. В связи с позицией МИД и МО РФ предпочтительнее говорить об иранских БПЛА «Шахид-136» как о прототипе российского аналога «Герань-2».

Многочисленные обломки российских использованных или сбитых над Украиной БПЛА с крупной надписью «Герань-2» свидетельствуют, что они очень похожи на иранский «Шахид-136». Не исключено, что в России организовано сборочное производство, которое в больших количествах клепает эту немудреную технику. Поэтому полезно вспомнить, чем иранский дрон известен.

БПЛА «Шахид-136». Фото: Википедия

БПЛА «Шахид-136». Фото: Википедия

В сентябре 2019 года, в ходе религиозной гражданской войны в Йемене, «Шахид-136» участвовал в групповой атаке БПЛА иранского производства на крупнейший нефтяной комплекс Саудовской Аравии в Абкайке. Его защищали саудовские батареи комплекса ПВО «Пэтриот», купленные за очень большие деньги в США. Радары «Пэтриот» не заметили низколетящие медленные дроны, атака окончилась полным успехом.

Тогда наглядно подтвердилось важное свойство примитивных устройств: при малой отражающей поверхности, высоте и скорости их нередко принимают за птиц — современные системы ПВО создавались для борьбы со сверхзвуковыми металлическими целями.

Результат атаки БПЛА «Шахид-136» на танкер Mercer Street. Фото: Википедия

Результат атаки БПЛА «Шахид-136» на танкер Mercer Street. Фото: Википедия

Летом 2021 года «Шахид-136» влетел в рубку управления танкера Mercer Street в Аравийском море. Погибло несколько членов экипажа. Отметим, что удар был нанесен по движущейся крупной цели. По данным британской разведки, получившей обломки БПЛА для исследования, он управлялся с помощью другого БПЛА, ретранслировавшего сигнал.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

«Шахид-136» — одноразовый БПЛА с дельтовидным крылом, посадка не предусмотрена, что резко снижает его цену.

Аппарат имеет следующие характеристики:

  • Длина — 3,5 м
  • Размах крыла — 2,5 м
  • Максимальная скорость — 185 км/ч
  • Заявленная дальность полета — до 2 тыс. км
  • Длительность барражирования — до 12 часов
  • Высота полета — от 60 м до 4 км
  • Масса боеголовки — 50 кг
  • Двигатель MD-550 (Китай/Иран) — 50 л.с.
  • Главная часть — блок управления с дешевым процессором, памятью с картами, приемником GPS/ГЛОНАСС/Galileo/Бэйдоу.

Военные учения с применением беспилотников «Шахид» в Иране. Фото: SalamPix / ABACA

Военные учения с применением беспилотников «Шахид» в Иране. Фото: SalamPix / ABACA

Еще три года назад в командировке в Сирии я видел в скальных тоннелях мастерские по сборке самодельных дронов запрещенной в РФ террористической организации ИГИЛ. Наше ПВО без особого труда сбивало примитивные устройства. И все же они уже тогда создали новую оперативно-тактическую обстановку на Ближнем Востоке.

Убожество исполнения этих самолетиков — сознательный выбор.

Рой одновременно запущенных беспилотников за 150–200 долларов в сочетании с ракетной атакой способен создать проблемы любой системе ПВО.

Дроны, которые в условиях экономической блокады создавали иранские инженеры, следуют принципам картонного флота повстанцев — дешевизна и отказ от военных технологий в пользу сугубо гражданских. Технологий не слишком надежных, зато проверенных миллионы раз.

О точности. Она ограничена точностью дешевого процессора спутниковой навигации, из тех, что мы найдем в любом смартфоне. Наложить запрет на экспорт таких микросхем невозможно. Их коммерческий оборот исчисляется сотнями миллионов штук и не контролируется.

Используя карты Google или «Яндекс», мы понимаем, что маршрут они перестраивают при промахе мимо трассы на три-четыре корпуса машины. Примерно такова точность иранских дронов, позволяющая атаковать крупные объекты с линейными размерами более 10 м. Сам маршрут может включать множество точек и быть сколь угодно прихотливым — так обходят разведанные заранее зоны ПВО противника.

На случай подавления навигационных сигналов средствами радиоэлектронной борьбы на дроны устанавливают примитивные инерционные приборы навигации. Устройство может отклониться от заданного маршрута. Но после прохождения зоны РЭБ спутниковый сигнал снова возвращает БПЛА на трассу.

О надежности и запретах. Я с некоторым удивлением узнал, что в мини-тракторе-газонокосилке на даче моего знакомого установлен тот же китайский двигатель, что толкает воздушного таракана «Шахид-136». Производятся они в больших количествах, в том числе и в Иране. Запретить их невозможно.

Процессор Texas Instruments TMS320. Фото: Википедия

Процессор Texas Instruments TMS320. Фото: Википедия

Американские специалисты, изучившие обломки дрона, обнаружили, что в качестве управляющей микросхемы в нем используется американский процессор Texas Instruments TMS320. Этот факт вызвал оживленное обсуждение в западных и украинских СМИ. Раздались призывы запретить его экспорт в Иран, Китай и особенно в Россию.

Проблема в том, что создан он был в 1983 году, а последняя версия — в 1991-м. С тех пор этот процессор изготовили более чем в 20 миллионах экземпляров по всему свету.

Он используется в детских игрушках, управлении видеоприставками, сложными промышленными лифтами — неисчислимы его профессии!

В России Texas Instruments TMS320 давно уже производят в Воронеже , Москве и Нижнем Новгороде. В Китае его, возможно, делают по заказу в любой провинции. То есть проконтролировать оборот этой микросхемы позавчерашнего дня невозможно.

Подведем итоги.

В условиях тотальной экономической блокады иранский ВПК создал простейший одноразовый беспилотник из пластмассы, деталей от дешевого смартфона, микросхемы то ли сорока, то ли тридцатилетней давности и двигателя от газонокосилки.

Почти невидимый для радаров, состоящих сегодня на вооружении НАТО. И оказалось, что для обхода зон ПВО и ударов в глубине обороны на 1000 км этого достаточно.

Фото: SalamPix / ABACA

Фото: SalamPix / ABACA

Чтобы скрыть громкое тарахтение двигателя этому БПЛА строят маршрут над оживленными трассами, где стоит постоянный гул моторов. Пули проходят пластмассу насквозь, и он продолжает полет. Чтобы увеличить нагрузку на систему ПВО, дроны собираются перед конечной точкой маршрута в стаи.

По совокупности дрон стоит немногим дороже 800 долларов. Растерявший свою ауру непобедимости «Байрактар» в оптовой партии стоит не менее полутора миллионов долларов. А ведь турецкий беспилотник среди своих западных собратьев самый дешевый. Создатели сложных армейских БПЛА на Западе, в Китае и в России оказались посрамлены:

их дорогие, надежные машины с очень сложной, часто уникальной начинкой, как те самые молотки по 150 долларов, выполняют на ТВД ровно ту же самую роль, что и примитивный летательный аппарат, который собирают в мастерской на краю аэродрома.

По соотношению цена/качество «Герань-2» и «Шахид-136» сегодня в мире вне конкуренции. Все свои недостатки они искупает массовостью, простотой и дешевизной. Снова мы видим, что монополии ВПК по всему миру завысили цены на устройство, позволяющее выполнить определенные задачи эффективнее в десятки раз.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow