«Но однажды на танцах горделиво и смело к ней шикарно одетый подошел паренек из преступного мира…» — в беседке посреди соснового леса компания уже немолодых мужчин поет песни. За столом — выпивка, салаты и икра. С гитарой — депутат Артемовской городской думы от «Единой России» Геннадий Виноградов. В какой-то момент он забывает слова, и сидящий рядом с ним глава Артемовского Константин Трофимов, усмехаясь, говорит:
— Да, короче, полюбили они друг друга.
— Да, ***, там было серьезно все, — отвечает депутат.
— Ну отец там что-то поругал их…
— Короче, они спалились *** вместе с этим парнягой. И вот уже суд идет, ***! ***!
27 октября Свердловский областной суд вынесет приговор по уголовному делу против Геннадия Виноградова и его сына Романа. Их обвиняют в трех убийствах, покушениях (в том числе на журналистов), незаконном ношении оружия, поджогах автомобилей и мошенничестве. Преступления, по версии следствия, они совершали с 1994 по 2021 год, а «спалились» на убийстве, совершенном еще 19 лет назад.
Виноградов, по версии следствия, может быть причастен к созданию в Артемовском городском округе Свердловской области банды с десятками бойцов, которые держали местное население в страхе. С теми, кто ему перечил, жестоко расправлялись.
Криминальная драма на Среднем Урале.
Геннадий Виноградов в суде. Фото: Изольда Дробина / «Новая газета»
«Рядом с трупом бегали собаки»
Просторный зал Свердловского областного суда заполняется журналистами, свидетелями и родственниками потерпевших, многих из которых уже нет в живых. Сам Виноградов в белой рубахе сидит во втором ряду, за адвокатами, которых у него и его сына четверо. Ведет себя спокойно, будто не веря в возможность обвинительного приговора. Хотя в суде звучат ужасающие истории.
В апреле — мае 1994 года, по версии следствия, у Виноградова и его соратников возник конфликт с представителями группировки «Синие», имевшей влияние не только в Артемовском округе, но и во всей Свердловской области. Друг «виноградовских» Павел Панчеха убил члена «Синих» Евгения Журавлева, который до этого изрезал ему лицо. «Синие» пытались найти Панчеху, но безуспешно.
Поняв, что за его людьми охотятся, Виноградов, по версии обвинения, якобы решил действовать на опережение.
Как это происходило, теперь рассказывают свидетели с обеих сторон.
— 2 мая 1994 года за мной вечером приехал брат Коля на синей «девятке». Сказал, что звонил Виноградов, надо к нему подъехать на Ключевскую. Подъехали, там стояла машина [одного из членов «виноградовской» группировки] Барнева, «классика» с квадратными фарами. Братья Андрей и Сергей Барневы тоже были там, а еще Александр Аббасов, — говорит вставший за трибуну свидетель Михаил Кузьминых. — Виноградов сказал, что нужно поехать на плотину, и сел в машину моего брата, а я — в машину Барнева. Остальные тоже расселись — получилось по три человека в машине. В руках Виноградова был автомат, у Аббасова — ружье. Мы подъехали к плотине, навстречу шла иномарка, потом она приняла вправо и остановилась. Аббасов сказал остановиться. Машина брата тоже остановилась. Я услышал автоматную очередь. Аббасов тоже выскочил и начал стрелять. Для меня эта ситуация была неожиданной, я испугался. Машина брата проехала вперед, потом развернулась и уехала вдоль берега. Аббасов находился у берега, я слышал одиночные выстрелы. Через какое-то время иномарка загорелась. Аббасов сел к нам в машину снова и попросил отвезти до Коровьего моста, где он вышел.
Убитыми оказались жители Красногвардейского Валерий Ветлугин и Игорь Коростелев. Еще двум приехавшим вместе с ними мужчинам — Алексею Гольцеву и Сергею Сорокину — удалось убежать.
— Когда мы проезжали плотину, там стояли две машины, темная и белая с квадратными фарами. Они ослепили нас дальним светом, — рассказывает о произошедшем Алексей Гольцев на суде. Даже спустя 28 лет при воспоминании о событиях на плотине у него трясутся руки, и от нервов он водит пальцем по абсолютно белому листку бумаги. — Я притормозил, сразу же началась стрельба. Машину увело вправо, мы вышли все. Я побежал вправо вдоль дворов. Пару раз я оборачивался, видел Ветлугина. Потом я перелез через забор, его уже не было видно. Я спрятался в сарае. Ранение было в руку и в ягодицу. Сначала даже не заметил, утром уже был в больнице, там мне сделали операцию. Меня спасло то, что сарай был не закрыт.
Из предварительных показаний Гольцева, которые он в суде полностью подтвердил: «После того как водитель первой встречной машины ослепил меня, в нашу сторону раздалось не менее 4–5 выстрелов с близкого расстояния. Лобовое стекло «Мазды» покрылось трещинами. Я пригнулся и почувствовал удары и боль от огнестрельных ранений в левую руку и ягодицу. Ветлугин Валерий сообщил, что его «зацепили», то есть ранили. После того как выбежали из машины, куда делись Коростелев и Сорокин, я не заметил, а мы с Ветлугиным Валерой побежали вдоль пруда по улице Шмидта. На бегу я успел обернуться и увидел, что к обстрелянной «Мазде» подошло не менее 5–6 человек. Ветлугин сказал, что его ранили, я сказал ему следовать за мной. Я бежал впереди. Одна из машин, стоявших у плотины, поехала за нами. [Я перепрыгнул через забор и спрятался в сарае.] Уже сидя в сарае, я слышал звук, что машина подъехала, остановилась, потом раздались выстрелы, далее — звук закрывающихся багажника и дверей. Машина уехала. После этого Ветлугина я больше не видел».
Тело Ветлугина не найдено до сих пор. По показаниям свидетелей, после расстрела его труп «виноградовские» якобы загрузили в багажник и увезли в сторону пруда Шайтанка, расположенного на окраине поселка.
— Утром я побежал на берег пруда и увидел своего брата, Игоря Коростелева. Он лежал лицом вниз, тело было наполовину в воде. Сзади у него был вырван кусок черепа, я увидел его мозг. Меня шокировало, что вокруг тела бегали собаки, и они уже успели его погрызть. Люди отгоняли собак, — вспоминает на суде младший брат погибшего Алексей Коростелев.
Тактика защиты — дискредитировать убитых. Адвокат Виноградова неоднократно отмечает, что у них были проблемы с законом. «На этот вопрос отвечать не надо, — говорит судья на очередной вопрос от адвоката не по теме. — Вот не хотелось мне при присяжных об этом говорить. Я же предупреждал, что не нужны вопросы о том, за что именно привлекался, как часто».
Судья Андрей Минеев. Фото: Изольда Дробина / «Новая газета»
По словам Михаила Кузьминых, у Виноградова тогда, в 90-х, было около 15 бойцов, готовых собраться по первому требованию.
— Мы ездили с ним для силовой поддержки, но никто не ожидал, что он начнет убивать. Виноградов был лидером. Почему именно он? Хорошо поставлен удар. Виноградов хорошо дрался, мог любого избить. Люди к нему обращались с любыми проблемами, и он мог их решить, — говорит Михаил.
— Вам Виноградов или его родственники какие-либо угрозы высказывали, чтобы вы не рассказывали в суде о произошедшем? — спрашивает прокурор.
— Нет, — отвечает Кузьминых после длительной паузы, слегка протягивая это слово, словно заставляет себя его произнести.
— Вас опрашивали после той ночи?
— Нет.
— А почему вы столько лет об этом молчали?
— Никто не спрашивал.
В суде рассматривают и другие эпизоды: например, по версии обвинения, в 2003 году Роман Виноградов и Александр Аббасов якобы убили предпринимателя Андрея Буксина, который хотел приобрести здание комбината «Эра», чтобы открыть там бар. Этим же зданием интересовался и Виноградов. В сентябре 2003 года Буксина подкараулили у подъезда его дома на Станочников, 11. Роман Виноградов и Аббасов, как предполагает следствие, подошли к Буксину с двумя обрезами и ножом. Почти в упор они сделали несколько выстрелов картечью в грудь мужчине, а когда он упал на ступеньки, Виноградов подошел и ударил его четыре раза ножом, а потом перезарядил обрез и выстрелил в голову.
Здание, из-за которого у Виноградова был конфликт с Буксиным. Фото: Иван Жилин / «Новая газета»
Среди других вменяемых преступлений — обвинения в поджогах автомобилей, подкуп свидетелей по делам о ДТП, незаконное хранение оружия и покушение на главного редактора газеты «Егоршинские вести» Агзама Шарафиева.
«Люди смелые, а дома деревянные»
Красногвардейский, вотчина депутата Виноградова, — поселок в 157 километрах от Екатеринбурга и в 40 — от райцентра, города Артемовского. Двухквартирные бараки, перемежающиеся с деревянными сельскими домами, поклонный крест на въезде. Поселок не выглядит богатым и стабильно вымирает: в 1970 году в нем жило 7089 человек, в 1989-м — 5773, а в 2010-м — уже 4369. При том, что здесь до сих пор работает построенный еще при СССР крановый завод и есть лесопромышленное предприятие, принадлежащее семье все того же Виноградова.
Родственники депутата владеют в Красногвардейском сетью магазинов и баром. В поселке их называют не иначе как хозяевами.
Продавец в продуктовом, услышав фамилию, прячет взгляд.
— Категорически отрицательно я к нему отношусь. Он людей избивал. У меня знакомые после ссоры с ним вынуждены были уехать из поселка, — говорит она, замечая, что не хотела бы рассказывать подробности.
Пришедшая в магазин пенсионерка более словоохотлива, хотя тоже отказывается называть свое имя.
— Боялись его все. Он мог что угодно сделать: сжечь дом, выбить окна. Достаточно было неправильно сказанного слова. Нет семьи, которая не испытала бы на себе его «влияние»… Дочь моя как-то поправила его представителя на предвыборном собрании. Он потом к ней пришел, сказал: «Это ты Алевтину Афанасьевну «успокоила»? Сейчас я тебя буду успокаивать». И всю ночь у нее под окном машина стояла — фарами светила. Это он еще мягко обошелся.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Магазин, который принадлежит семье Виноградова. Фото: Изольда Дробина / «Новая газета»
Геннадий Виноградов родился и вырос в Красногвардейском, на улице Морозова — крайней в поселке. В многодетной семье: по словам соседей, у его родителей, работавших на заводе, было три сына и дочь. Геннадий — младший. «Оба его брата и сестра — замечательные, только он почему-то таким стал», — говорит бывший сосед Виноградова. По словам селян, «проявлять характер» Виноградов стал после армии: отслужил в ВДВ, вернулся, устроился на завод и начал…
— Я на заводе работал с ним, он своих сверстников хорошо притеснял, — говорит пенсионер, которого мы встречаем на улице Серова. — Потом уволился, занялся лесом, появились у него деньги, и он уже начал серьезно набирать силу: «подружился» с полицейскими… Я думаю, что его отпустят. Человеку такие статьи вменяют, а он дома сидит.
Не поддающийся осознанию факт: несмотря на то, что Геннадию и Роману Виноградовым вменяется пять убийств, покушения и поджоги, они находятся под домашним арестом. Говорить об их семье в поселке боятся.
Собеседник «Новой газеты», работавший в силовых структурах в Артемовском, подтверждает, что Виноградова дважды задерживали — «в 90-х и нулевых», но всегда отпускали «за отсутствием состава преступления». Подробностей он также не раскрывает. Самого депутата называет человеком «волевым», но «продуктом 90-х».
— Он был скорее не хозяином Красногвардейского, а шерифом. Власть не признавал, но пытался «решать», руководить. Был даже когда-то разговор, чтоб ему главой поселка стать, да образования у него нет.
Люди его боялись и сейчас боятся, потому что были истории, когда на него подавали заявления участковому, а он потом сам с этими заявлениями к жалующимся приходил: «На, забери».
Да что говорить, если раньше к нему начальники из полиции и из правительства Свердловской области приезжали водку пить. Такие визиты «связывали руки» местным полицейским.
Лесопилка Геннадия Виноградова. Фото: Иван Жилин / «Новая газета»
В уральских СМИ о Виноградове писали не иначе как о благодетеле: вот он за свой счет отремонтировал дорогу в поселке, вот — добился ремонта школы. Да и депутатом был ярким: в 2019 году предлагал купить мэру Артемовского Андрею Самочернову «юбку в горошек» за неисполнение обещаний, а позже назвал городскую думу «петушатником». За это не знавшие его лично жители городского округа заочно Виноградова любили.
Плотина Красногвардейского водохранилища, у которой в 1994 году Виноградов-старший вместе с бойцом своей банды Александром Аббасовым, по версии следствия, якобы расстрелял автомобиль, где сидели Михаил Гольцев, Сергей Сорокин, Валерий Ветлугин и Игорь Коростелев. В пяти метрах от водосброса рыбачит мужчина.
— Да, здесь убийство было, — говорит он. — Тут родственники убитых поставили беседку — на память, а вскоре ее кто-то в пруд сбросил.
Плотина, рядом с которой произошло убийство. Фото: Иван Жилин / «Новая газета»
Рыбак говорит, что выживший Сергей Сорокин спрятался среди конструкций плотины, которая в 1994 году еще не была реконструирована. «В ней были лазы, и можно было затаиться среди свай», — говорит рыбак. Назвать свое имя, как и большинство жителей села, он отказывается.
— Я пока не буду говорить, как к нему отношусь. Рано.
— Некоторые в поселке высказываются.
— Ну, люди-то смелые, а дома — деревянные, — замечает мужчина.
Единственный человек, который говорит о Виноградове положительно, — его соседка Надежда Анатольевна.
— Да, с соседями всегда стараешься дружно жить, — рассказывает она. — Я знаю, что он на любую беду отзывался: нужно было привезти доски или дрова — он привезет, не откажет. А это помощь серьезная: если у тебя пенсия семь тысяч, затруднительно ведь самой дрова купить. И многие бабушки к нему обращались. Жителям нашей улицы он ничего плохого не сделал. И на выборах мы за него голосовали.
Дом Геннадия Виноградова. Фото: Иван Жилин / «Новая газета»
Виноградов живет в большом доме на самой окраине Красногвардейского. Рядом с принадлежащей его семье лесопилкой. Когда мы подъезжаем к предприятию, чтобы сфотографировать его, за нами пристраивается темно-серая «Нива». Обгоняет наш автомобиль и перегораживает проезд. Вышедший из машины мужчина спрашивает, что мы тут делаем, представляется младшим сыном депутата, но, увидев удостоверение, только бросает: «Успехов».
Афганский колокольчик
Утром 2 марта 2017 года главный редактор газеты «Егоршинские вести» Агзам Шарафиев, как обычно, собирался в редакцию. На улице было +2 °C, и ворота дома из-за вставшего наста открылись не до конца. Вскоре выяснилось: наст спас Шарафиеву жизнь.
Выйдя за ворота, журналист обнаружил пакет, в котором лежал граненый стакан с гранатой внутри. У гранаты была выдернута чека.
— Это называется «афганский колокольчик», — говорит супруга журналиста Татьяна Шарафиева. — Чека выдернута, но граната не взорвется до тех пор, пока рычаг остается прижатым. Чтобы произошел взрыв, нужно разбить стакан. Расчет был на то, что он разобьется от удара ворот.
Татьяна Шарафиева. Фото: Иван Жилин / «Новая газета»
О возможной причастности к происшествию Виноградова, по словам Татьяны, они с супругом подумали сразу же, хотя у Агзама были и другие недоброжелатели: «Егоршинские вести» — единственное в Артемовском городском округе независимое издание, не боящееся критиковать ни власть, ни других местных авторитетов. О Виноградове с 2006 по 2022 год газета выпустила 103 материала. В том числе — о его дорогостоящей недвижимости в Крыму и попытках протолкнуть своего человека на должность главы территориального органа местного самоуправления в Красногвардейском. Писали журналисты и о преступлениях, пусть не называя Виноградова напрямую.
— Агзам, обнаружив пакет, аккуратно взял его, положил около дома и поехал в редакцию. Там нам все рассказал. Он думал, что его в очередной раз хотят попугать.
А один наш сотрудник погуглил гранату в стакане, говорит: «Слушай, так это серьезно». Позвонили пресс-секретарю МВД. С полицией к дому поехали. Полицейский вызвал саперов из Алапаевска. В итоге обезвредили.
По факту покушения на убийство Агзама Шарафиева Следственный комитет возбудил уголовное дело.
— Следователь ко мне бесконечно ходил, но дело почему-то тормозилось. У меня зять прокурор, дочь с юридическим образованием — мы давай жалобы писать во все инстанции. Татьяна Мерзлякова (свердловский омбудсмен. — Ред.) — друг Шарафиева, она тоже старалась дело расшевелить, но подозреваемых не находилось. Я начала свое журналистское расследование (сейчас Татьяна Шарафиева возглавляет «Егоршинские вести», Агзам Шарафиев умер в октябре 2017 года. — Ред.). Пришла в полицию к заместителю начальника, который мужа моего очень уважал. Говорю: «Ну не может быть, чтобы вы вообще ничего не знали». Он ответил, что исполнитель преступления умер, но имя его называть отказался. А про заказчика сказал, что пока непонятно. Это теперь вскрылось, что полицейские наши с Виноградовым были связаны. А тогда я ему поверила.
Когда дело на Виноградова возбудили, мне пришла SMS с незнакомого номера: «Таня, обо всем этом давно было известно». Предполагаю, что от следователя, который вел дело о покушении.
Представители семьи Виноградовых на суде заявили, что вина их подзащитных не доказана. По мнению адвокатов, свидетели неспроста 30 лет молчали об убийстве Валерия Ветлугина и Игоря Коростелева на плотине поселкового пруда.
«Мы полагаем, что братья Кузьмины оговаривают Виноградова на почве личных неприязненных отношений. И не исключено, что сами убили всех», — заявил адвокат. По словам представителей защиты, тот факт, что тело Ветлугина не было найдено, не позволяет судить, от чего он умер.
По эпизоду об убийстве предпринимателя Буксина адвокаты Виноградовых заявили, что суд не может доверять засекреченным свидетелям, которые указывали на Романа как на исполнителя преступления. А говоря о покушении на Агзама Шарафиева, отметили, что журналист «мог пытаться таким образом привлечь к себе внимание».
обновлено 27.10.22
Приговор
27 октября Свердловский областной суд признал Геннадия и Романа Виноградовых виновными по большинству вменяемых им преступлений.
Теперь уже экс-депутата признали виновным в убийстве Валерия Ветлугина и Игоря Коростелева, а также в покушении на убийство Алексея Гольцева и Сергея Сорокина.
Кроме того, суд посчитал доказанной его вину в незаконном обороте оружия, в подстрекательстве к даче заведомо ложных показаний свидетелями в суде, в покушении на мошенничество и в мошенничестве в сфере страхования.
Романа Виноградова суд признал виновным в убийстве предпринимателя Андрея Буксина и незаконном обороте огнестрельного оружия.
В то же время суд оправдал обоих фигурантов дела по эпизоду о покушении на главного редактора «Егоршинских вестей» Агзама Шарафиева.
Геннадий Виноградов приговорен к 15 годам лишения свободы, Роман Виноградов — к 11 годам.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68