Звучит неожиданно, но главное событие в области современных технологий на прошлой неделе — ХХ съезд Коммунистической партии Китая. Точнее, та часть речи Си Цзиньпина, где он говорил о ходе технологического размежевания в мире и развитии высоких технологий в условиях нарастающих санкций США. Этот доклад определит не только будущие расклады на мировых рынках высоких технологий, но имеет очень важное значение и для России.
Мировые СМИ по большей части обсуждают выраженную на съезде непреклонную решимость китайской компартии вернуть Тайвань (пока приоритетным считается мирный путь). Но на самом деле главная заявка председателя Си звучит так:
«Мы в состоянии развивать высокие технологии без США и Европы. И мы это сделаем».
За этим следует буквально все остальное — имея высокие технологии, Пекин сможет строить современную армию, множить число союзников, доминировать в международных торговых организациях. Ни в одной стране мира ВПК не существует отдельно, по сути, это верхушка айсберга. Все, что под ним, — высокоразвитая промышленность. Но сможет ли Китай освободиться от технологической зависимости от США?
Наблюдатели заинтригованы: мир вступил в невиданную еще в истории человечества глобальную экономическую войну. Буквально накануне съезда в Пекине США ввели новые грандиозные санкции против IT-индустрии и полупроводниковой промышленности Китая. Их ядро — запреты на поставку в КНР оборудования для производства микросхем. Под запретом литографические машины и сканеры мировых лидеров из Голландии и США. Кроме того, китайцам запрещено использовать вообще любые иностранные чипы (не важно, в какой стране они сделаны) в производстве.
Потребительские обзоры обсуждают, конечно, телевизоры и смартфоны. На самом деле это удар по выпуску всей техники вообще.
Еще сравнительно недавно Китай совместно с компаниями США создавал предприятия по производству микросхем с топологией до 7 нм.
Фото: Ng Han Guan / AP Photo
Сегодня же американские поставщики оборудования для производства чипов срочно отзывают своих сотрудников под угрозой лишения гражданства США или вида на жительство. Дело в том, что все эти специалисты — этнические китайцы и даже граждане Китая, получившие «гринкарту». США поставили их перед выбором — лишиться гражданства или уволиться.
Сами предприятия построены на китайские деньги. И теперь с них уходит не только инженерный состав, отвечающий за обслуживание импортного оборудования. Половина топ-менеджеров китайских IT-гигантов, составляющих элементную базу страны, готова уйти.
Совпадение даты съезда КПК, где Си готовил триумфальную речь, и времени введения зубодробительных санкций напоминает удар по Крымскому мосту в юбилей Владимира Путина. В общей сложности новые санкции поставили под угрозу сотни китайских полупроводниковых компаний. В американской прессе запестрели победительные заголовки. Пишут буквально — индустрия высоких технологий Китая поставлена на колени!
Проблема в том, что все попавшие под запрет предприятия Китая производят основную часть бытовой техники и электроники мира. Ни Индия, ни Вьетнам заменить его пока не в состоянии.
Поставки автомобильной электроники, которые парализовали после пандемии мировой автопром, при таком подходе должны вообще остановиться. А за ними идут стиральные машины, авиация, коммуникационное оборудование, связь — проще говоря, экономика всего мира.
Сегодня почти не осталось сколь-нибудь сложных товаров, где нет микросхем. Уже решено, что на южнокорейские заводы, находящиеся в Китае (на первых местах мирового рейтинга), санкции не распространяются. Иначе заодно с китайской можно угробить и американскую экономику, и европейскую.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Усилия «системных либералов» в правительстве России в последние годы привели к определенному прогрессу в IT-индустрии. Это признают и западные обозреватели. Объем валовых внутренних затрат на развитие цифровой экономики, по оценкам ВШЭ, в 2021 г. составил 4,8 трлн рублей.
Общеизвестны достижения России в области финансовых технологий и связи. Но фронт работ этими сферами не ограничивается. Число датчиков интернета вещей (передача данных с удаленных устройств) за год растет вдвое. Начался экспорт программного обеспечения, срочно нужно более 12 тысяч программистов с иностранными языками. Не только с английским, но и арабским, немецким, а главное — испанским. Таковы последствия начала экспансии наших IT-компаний в Латинскую Америку.
Создаются системы беспилотного транспорта в зонах со специальным режимом: на северных территориях, выделенных трассах, в аэропортах, карьерах, парках, промышленных зонах, санаториях, на складах и в системе ЖКХ.
Но все эти планы развивались до 24 февраля. Теперь все изменилось.
Из-за санкций российские предприятия начали закупать в Китае комплектующие через посредников. В результате, по сообщению источников «Коммерсанта», количество брака в поставках выросло в отдельных случаях до 40%.
Недавно российская компания Kraftway анонсировала первый отечественный контроллер для SSD-накопителей. Образцы собраны на фабрике тайваньской компании TSMC. Теперь, из-за санкций, она прекратила производство российских процессоров «Байкал» и «Эльбрус». Почти наверняка Kraftway тоже не сможет производить свои твердотельные диски памяти.
Противостояние, в которое ввязалась Россия со всем крещеным миром, будет длительным. Импортозамещение идет очень медленно (наибольшие успехи — в переходе на отечественное программное обеспечение), даже в оружейном комплексе. Запад сделал ставку на постепенную деградацию нашей экономики в режиме блокады. Весь мир с годами уйдет в отрыв, а Россия останется, по расчетам проектировщиков санкционной политики, на текущем уровне: через несколько десятилетий ее ждет судьба Кубы.
И вот теперь выясняется, что наша страна во всемирной схватке не так важна. Главный конкурент Запада — Пекин. Рискуя впасть в полную зависимость в условиях нарастающего технологического размежевания, Россия все же может «прислониться» к Поднебесной.
Фото: Mark Schiefelbein / AP Photo
Война Запада против коммунистического Китая идет уже не первый год, и санкционные атаки все усиливаются. Ее промежуточные результаты демонстрируют руководству России, в каком тяжелом положении она оказалась. Чудес не бывает: для создания собственной полупроводниковой базы Пекин за последние годы уже потратил сотни миллиардов долларов по многочисленным госпрограммам. Зависимость до сих пор не преодолена, хотя уже появились предприятия, полностью укомплектованные исключительно китайским оборудованием.
Ключевой вопрос будущего для всего мира — сумеет ли Китай создать свою независимую полноценную индустрию полупроводников?
Для России это будет означать альтернативный (но и единственный) источник современных технологий. ХХ съезд КПК уверен в успехе. Западные комментаторы и политики уверены в обратном. Ответ мы узнаем примерно в течение 10–15 лет.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68