досьеПолитика

Независимость пахнет деньгами

«ДНР» как бизнес-проект: кто зарабатывал миллионы долларов на самопровозглашенной республике

Петр Саруханов / «Новая газета»

Петр Саруханов / «Новая газета»

До марта 2014 года Донецк был одним из самых богатых городов Украины: на Донбасс приходилось 15% ВВП страны, и по внешнему лоску «город миллиона роз» не уступал постсоветским столицам. Здесь находились офисы крупнейших металлургических и угледобывающих предприятий, средняя зарплата составляла 3,9 тысячи гривен (около 16 тысяч рублей): больше люди зарабатывали только в Киеве и Киевской области.

После образования «Донецкой народной республики» финансовому благополучию местных жителей пришел конец. В 2021 году провластное издание «Московский комсомолец» писало, что хорошей по местным меркам зарплатой считается 20 000 рублей, но такую еще нужно поискать. Даже на промышленных предприятиях работникам предлагали доход в 8‒10 тысяч рублей в месяц.

Однако там, где люди работают «за еду», как правило, есть прослойка, получающая сверхдоходы. И не всегда для их получения нужно быть талантливым и расчетливым бизнесменом.

Кто делал деньги на Донбассе, пока там гибли люди?

Главный по продажам

«Русская весна» на востоке Украины не была похожа на «крымскую». Если полуостров присоединили к России без боев, то Донбасс было решено обречь на обстрелы, на столкновения украинских войск с людьми, представлявшимися российскими военными (которых официально в те годы в Украине не было). Но события в Крыму и в Донецкой области объединяло одно: те, кто возглавил пророссийские восстания в этих регионах (часто, как бы к ним ни относиться, идеалисты), в скором времени были отстранены от управления, а на их место пришли другие — кто понимал: война и политическая смута — это возможность заработать хорошие деньги. Бизнес-стратегией этих людей было использование грубой силы.

В 2014 году в Донбасс вернулось хорошо забытое с 90-х понятие «крыша», только «крышей» теперь стали не уличные «братки», а представители власти, и на вооружении «крыши» оказались не пистолеты и арматура, а пулеметы и тяжелая техника.

Больше всего «штыков» под свое командование поставил глава «ДНР» Александр Захарченко. Ему удалось собрать личную гвардию в 4000 человек: это было несложно, ведь до «русской весны» он возглавлял донецкое отделение бойцовской организации «Оплот», объединявшей бывших сотрудников силовых структур.

Отряды Захарченко занялись захватом магазинов, торговых центров и не закрывшихся производств, взяли под контроль поставки продовольствия на территорию «республики».

Александр Захарченко. Фото: Александр Кравченко / ТАСС

Александр Захарченко. Фото: Александр Кравченко / ТАСС

Глава «ДНР» получил колоссальный поток денег в личный карман: так, например, сеть супермаркетов «АТБ», располагавшая на неподконтрольной Киеву территории Донбасса 152 магазинами, перешла под контроль его супруги Натальи Захарченко. Его же семья стала бенефициарами торговой сети «Амстор».

Тяга главы «ДНР» к торговым объектам была понятна: до 2014 года он и сам занимался торговлей — работал агентом крупного украинского производителя курятины «Гавриловские курчата» в Донецке. Торгуя мясом птицы, Захарченко имел оборот примерно в 10‒15 млн гривен в год.

Но продуктовые магазины оказались не единственным предметом интереса Захарченко. До 2014 года рынок нефтепродуктов Украины контролировал олигарх Сергей Курченко, которого называли «кошельком семьи Януковича». После Евромайдана его нефтетрейдинговый бизнес сжался до Донецка, Луганска и Крыма. Захарченко, как мог, поспособствовал олигарху: отдал указание местным предпринимателям, чтобы они продавали только крымский бензин. После этого цены на литр 92-го выросли с 25 до 27 гривен.

В 2014‒2018 годах, в период правления «Донецкой республикой» Александра Захарченко, в Донбассе, по данным верховного комиссара ООН по правам человека, погибло 3322 мирных жителя. Александр Захарченко за это время, по данным ряда СМИ, заработал $22 млн.

31 августа 2018 года первый глава «ДНР» был убит взрывом в принадлежащем его охраннику кафе «Сепар» в центре Донецка. После гибели Захарченко в Донбассе начался масштабный передел сфер влияния, и если нефтебизнес все-таки удалось сохранить за собой Сергею Курченко, то торговые сети от семьи бывшего главы «республики» ушли местному крупному бизнесмену Александру Кривко. Он сохраняет контроль над ними и в настоящий момент, проявляя подчеркнутое невмешательство в политические дела «республики».

На проценте

Вторым по влиятельности человеком в «ДНР» после «русской весны» стал бывший командир донецкого подразделения СБУ «Альфа» Александр Ходаковский. В «республике» он стал главой Совета безопасности, а в его прямом подчинении оказалось около 2000 бойцов батальона «Восток».

Ходаковский, в отличие от Захарченко, непосредственно бизнесом решил не заниматься: в сферу его влияния попала контрабанда и охрана активов долларового миллиардера Рината Ахметова, чья группа SCM контролировала металлургические предприятия Донбасса.

Александр Ходаковский. Фото: Friedemann Kohler / DPA / TASS

Александр Ходаковский. Фото: Friedemann Kohler / DPA / TASS

Для Ахметова Ходаковский был более удобной фигурой, чем Захарченко, поскольку публично декларировал готовность к переговорам с Украиной и даже говорил о возможности возвращения «ДНР» под контроль Киева при условии добрососедских отношений с Россией.

цитата

«Борьба за потоки, связанные с именем Рината Ахметова, товарная контрабанда из Украины — основные причины напряженности между двумя вождями «ДНР», — писал в 2015 году об отношениях главы Совбеза и главы «республики» спецкор «Новой» Павел Каныгин. — Бойцы «Востока» контролируют западные рубежи «ДНР» и имеют долю в контрабанде продуктовых грузов, идущих с Украины, составляя конкуренцию людям Захарченко. Вообще в периоды затишья крышевание товарных потоков является главным заработком для всех вооруженных групп по обе стороны конфликта в Донбассе. Крышеванием контрабанды с тем же рвением, что и сепаратисты, занимаются представители украинского государства. Коммерсантов облагают взятками за провоз грузов как силовики, так и гражданские чиновники, прикормившиеся у линии разграничения, — начиная от санитарных служб и заканчивая спецназом налоговой полиции. В итоге цена груза, пересекшего линию разграничения, увеличивается в 2‒2,5 раза».

Ходаковский и бойцы «Востока» также обеспечивали безопасность поставок бензина из Украины на принадлежащие Ахметову АЗС «Параллель» и поставок лекарств с территории Украины.

Всего за время противостояния в Донбассе, по данным украинских СМИ, Ходаковский мог заработать $6,5 млн. Однако эта цифра может быть неточной: сам теперь уже бывший председатель Совбеза «республики» заявил «Новой газете», что не готов обсуждать финансовые вопросы по телефону, а прибытие корреспондента в Донецк назвал «небезопасным».

Все вокруг народное

Разумеется, не мог не примкнуть к денежным потокам «ДНР» и нынешний ее глава Денис Пушилин, ранее курировавший донецкую сеть финансовой пирамиды «МММ». По словам собеседников «Новой газеты», он не строил личную армию и не занимался контролем за контрабандой, но нашел свою нишу — взял под контроль деньги, выделенные на политическую жизнь «республики». Так, зимой 2014 года Пушилин, как утверждают источники «Новой», получил несколько десятков миллионов рублей на пророссийскую агитацию в Донецке: деньги расходовались на проведение митингов, закупку еды и найм транспорта для активистов.

Денис Пушилин. Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

Денис Пушилин. Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

Через него же шло финансирование проведенного в мае 2014 года «референдума», на котором жители «республики» высказались за отделение от Украины.

Координаторы проекта «Новороссия» в разговоре с «Новой газетой» предполагали, что большая часть средств, выделенных на «ДНР» в 2014‒2015 годах, была попросту украдена. Присваивались большие суммы, в том числе и частных жертвователей. Сам Денис Пушилин сначала согласился ответить на вопросы «Новой газеты» по электронной почте, но позже перестал выходить на связь.

Законсервировать деньги

Но за годы противостояния в «ДНР» появились и собственные олигархи. Одним из них стал продавец консервированной продукции Дмитрий Егурнов, успешно наладивший поставку товаров под брендом «Bocado» из России в Донецк и Луганск.

Поскольку крупные российские производители избегали экспортировать продукцию в «народные республики», опасаясь санкций, Егурнов без проблем сумел занять эту нишу. Тем более что предпринимателя называют близким другом нынешнего главы «ДНР» Дениса Пушилина. Бизнесмен закупал консервы в России через свои компании «Мастер-Трейд» и «Мастер-Торг» и завозил их на территорию «республик».

В 2020 году Пушилин своим личным указом выделил «Мастер-Торгу» кредит на 500 миллионов рублей. Эта сумма — выше, чем совокупный объем средств, выделенный другим компаниям «ДНР».

Взамен на серьезную финансовую помощь и привилегированное положение Егурнов спонсировал спортивные мероприятия в «республике», включая бойцовский чемпионат и футбольные лиги.

Любопытно, что до 2017 года бизнесмен успешно вел дела и в Украине, где владел компаниями «Интерэлектро-2010», «Мастер-Кабель Украина» и «Мастер-Кабель Киев». Причем эти компании также торговали с организациями из «народных республик». За 2017 год «Интерэлектро-2010» получила 42 миллиона гривен ($1,55 млн) выручки, за 2016‒2017 года — реализовала государственные тендеры на общую сумму 3 миллиона 300 тысяч гривен ($120 тыс.), а компания «Мастер-Кабель Украина» — 1,7 миллиона гривен ($63 тыс.).

В 2017 году Егурновым и его бизнесом заинтересовалась СБУ. В Украине его признали лицом, финансирующим терроризм. Сам он продолжает оставаться одним из самых богатых людей в «ДНР».

Металл и мороженое

Еще одним олигархом в «независимом Донецке» стал человек, которого связывали с преступным миром, бизнесмен Игорь Андреев. С 90-х он занимался заготовкой и продажей металлолома, а его основными активами на момент «русской весны» были Донецкий металлопрокатный завод, электроплавильный завод «Электросталь» (Курахово), предприятие «Вторсырье» и компания по производству мороженого, молочных продуктов и полуфабрикатов «Геркулес».

Уже в 2011 году Андреев был очень состоятельным человеком, Forbes оценивал его активы в $85 миллионов. После событий 2014 года часть его бизнеса, металлопрокатный завод и молочный комбинат, оказалась на неподконтрольной Киеву территории. Расставаться с ними он не решился, а открыл в «ДНР» компанию «Торговый дом «Горняк», которая и занялась управлением его активами.

Законодательство Украины не запрещало компаниям, чьи производственные и торговые мощности оказались по разные стороны линии соприкосновения, вести бизнес на территориях «народных республик». Но Андреев решил не просто вести его, а сблизиться с руководством «ДНР».

Донецкие предприниматели утверждали, что в 2016 году ТД «Горняк» получил от руководства «ДНР» монополию на закупки металлолома. По устному указу бывшего «министра промышленности и торговли» Алексея Грановского и бывшего «министра доходов и сборов» Александра Тимофеева («Ташкента»)

все без исключения предприятия якобы были обязаны продавать металлолом единому покупателю — «Горняку».

Никто в «республике» даже не обращал внимания на ущерб, наносимый контролируемому «ДНР» Енакиевскому металлургическому заводу, который также перерабатывал лом черных металлов.

«Горняк» же вывозил металлолом на подконтрольную Киеву территорию, где его скупали в 2‒2,5 раза дороже, чем в «ДНР». Как констатировал бывший начальник горотдела донецкой милиции Юрий Седнев: «Бизнес отдельно — политика отдельно».

Идеалисты, идущие на баррикады с российскими флагами, нужны только во время «революций». Потом они уходят в историю, уступая место дельцам, способным наварить денег при любых обстоятельствах.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow