Для Москвы премьер Виктор Орбан — чуть ли не союзник во вражеском лагере. Из Брюсселя этот «бунт» видится гораздо глубже и затрагивает основные декларируемые ценности. Европарламент назвал режим в Будапеште «электоральной автократией», и до конца года Венгрия может недополучить семи с половиной миллиардов еврогрантов из фондов ЕС. Не за симпатии к России, нет, а за нарушение внутренних принципов Союза.
Помнится, в брежневские времена Венгрию называли «самым веселым бараком социалистического лагеря». Мрачным задником той декорации была история вторжения в страну советских войск в 1956 году для подавления антикоммунистического восстания. Генерал Геннадий Обатуров, чьи танки прорывались через толпу по улицам Будапешта, потом, в 1980-м, рассказывал мне, что он спасал братский народ и социализм от фашистов и НАТО.
А венгры запомнили эту страницу истории иначе, больше 30 лет держали фигу в кармане и одними из первых стремительно перебежали в НАТО. В то время Россия «спасать» их не стала.
Когда в 1999-м молодой премьер Виктор Орбан в Брюсселе перед натовской штаб-квартирой смотрел на поднимавшийся по флагштоку венгерский триколор, на его глазах я увидел навернувшиеся слезы счастья. В годы заката «восточного блока» он был ярым антикоммунистом. Даже когда между ЕС и Россией пролегла линия фронта по Украине, он единственный из западных лидеров прилетел в Москву на похороны Михаила Горбачева, который, по его словам, помог Центральной Европе «избавиться от коммунизма мирным путем, без человеческих жертв и крови».
Орбан не был фанатом и новой России.
Будучи в оппозиции, он постоянно критиковал политику Москвы. В 2007 году еще рассуждал, что «нефть может прийти с Востока, но свобода всегда приходит с Запада».
Виктор Орбан на церемонии прощания с первым президентом СССР Михаилом Горбачевым. Фото: Сергей Бобылев / ТАСС
Когда в следующем году российские войска вошли в Цхинвали, лидер венгерской оппозиции Орбан тут же осудил Россию и предупредил правительство о чрезмерной зависимости от российских энергоресурсов. Тон Орбана начал меняться в 2009 году, и значительно — после его победы на выборах 2010 года.
Трудно точно сказать, в какую игру Орбан играет с Россией. Пророссийские социальные течения в Венгрии гораздо слабее, чем среди ее славянских соседей. Нарратив о братьях-славянах, исторических корнях и общей вере тут не работает. Это далеко не Сербия и даже не Болгария. Эксперты и дипломаты ищут объективные и субъективные причины, предлагая варианты.
Несомненно, объективные мотивы есть. Часть из них досталась в наследство от времен «социалистического лагеря», в основном — зависимость от российских запасов нефти и газа. Но это была проблема почти всех бывших сателлитов СССР, в том числе тех, которых Москва сейчас зачислила в список «отъявленных русофобов». Среди субъективных мотивов называют возникшие сравнительно недавно: образ России как нелиберального государства.
Когда в 2014 году Орбан объявил Венгрию страной с «нелиберальной демократией», Россия была упомянута как образец правления.
Видимо, тут сочетание объективных и субъективных факторов. Двойственная позиция Венгрии — это неизбежный результат синтеза внутренних политических влияний и ее сложных отношений с Россией, Украиной и Западом.
Около 80% природного газа и 65% нефти поступает в Венгрию из России, поэтому Будапешт серьезно обеспокоен судьбой поставок. Но Орбан годами намеренно увеличивал зависимость от российских энергоносителей, несмотря на заявления, что его страна будет работать над тем, чтобы избавиться от чрезмерной энергетической привязанности. В 2014 году заключена сделка о расширении АЭС «Пакш», отношение к которой в стране и в ЕС было неоднозначным и обстоятельства которой весьма непрозрачны. Сделка не выставлялась на торги.
С первых часов российской военной спецоперации против Украины, в конце февраля, Будапешт осудил ее, но избегал прямой критики Кремля.
Орбан и его партия «Фидес» выступили против санкций в отношении российской энергетики. Как, впрочем, они это делали и раньше, после присоединения Крыма к России в 2014 году.
В мае Орбан приостановил действие шестого пакета санкций ЕС, пока не добился исключений для импорта российской трубопроводной нефти, поставляемой в Центральную Европу. В августе венгерское правительство к тому же объявило о начале строительства двух новых ядерных реакторов в сотрудничестве с «Росатомом».
В Европейском совете лидер Венгрии последовательно играл роль спойлера в решениях о санкциях против России. Он все чаще заявлял, что санкции бесполезны, вредят Европе и уж точно национальным интересам Венгрии. Это вызывало все более серьезное беспокойство в Брюсселе.
Летом европейцы были заняты поиском альтернатив российскому газу. Все, кроме Венгрии. В конце июля страны-члены ЕС согласились на добровольное 15-процентное сокращение потребления газа перед зимним сезоном, который обещает быть трудным. Единственным противником был Орбан, назвавший это решение «еще одним шагом к военной экономике». А его министр иностранных дел Петер Сийярто нанес неожиданный визит в Москву, чтобы попросить еще российского газа.
«В нынешней международной ситуации самое главное для нас — обеспечить энергетическую безопасность Венгрии», — сказал он после 90-минутной встречи с Сергеем Лавровым.
21 июля 20022 год. Встреча Петера Сийярто и Сергея Лаврова в Москве. Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС
Этот визит закрепил за Венгрией место единственного союзника России в ЕС. После него «Газпром» поставлял в Венгрию в августе дополнительно 2,6 млн кубометров газа в день, а в сентябре и октябре, как сообщил Сийярто на своей странице в Facebook*, ежедневные поставки увеличены на 5,8 млн кубометров.
Не только нефть и газ сближают венгерского лидера с Россией и Путиным, но и, как оказалось, идейная близость. Орбан из оппозиции вернулся к власти в 2010 году с триумфом. Его правая партия «Венгерский гражданский союз» («Фидес») победила с подавляющим большинством и получила две трети голосов в парламенте. Электорат разочаровался в социалистах, которые «прославились» многочисленными коррупционными скандалами. Правые обещали бороться с этим злом.
Это позволило Орбану начать демонтаж венгерской демократии в европейском понимании.
Уже один из первых законов предоставил властям право контролировать СМИ, штрафовать их за «оскорбительный контент», а также материалы, которые «недостаточно сбалансированы политически».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Центрально-Европейский университет (ЦЕУ), работавший с 1993 года в Будапеште при финансовой поддержке Джорджа Сороса — заклятого врага Орбана, изгнан из Венгрии, что было расценено в Брюсселе как ущемление академической свободы. Изменения в судебной системе привели к утрате ее независимости от исполнительной власти. Усилилась дискриминационная политика в отношении мигрантов и меньшинств.
Все это оправдывалось национальными интересами Венгрии. 3 апреля этого года партия «Фидес» одержала очередную, еще более триумфальную победу на парламентских выборах.
Орбан нащупал в обществе ностальгию по твердой руке и национальной обособленности, и вместо того чтобы в русле европейских ценностей подавлять, стал поощрять ее.
Шок в международном сообществе вызвала лексика обращения главы правительства Венгрии к этническим венграм в Румынии 23 июля. Такое обращение к «соотечественникам» в соседней стране, своего рода «венгерскому миру», — ежегодное мероприятие. Но впервые Орбан разразился откровенно расистской тирадой. Он утверждал, что его сторонники «не хотят становиться людьми смешанной расы». Одна из его давних советников Жужа Хегедус подала в отставку, назвав речь шефа нацистским текстом, достойным Геббельса.
Ускоряющийся дрейф одного из членов ЕС в сторону отдаления от принципов, под которыми тот подписался, вступая в Союз, давно замечен. Европарламентом и Еврокомиссией — исполнительной коллегией ЕС, которая должна следить за соблюдением основополагающих договоров. В 2018 году Европарламент запустил процедуру расследования по статье 7 Договора о ЕС, которая, по идее, даже предполагает санкции против отступника и лишение его голоса в Совете ЕС. Депутаты попросили Совет ЕС пока лишь определить, существует ли риск нарушения Венгрией основополагающих ценностей ЕС. Совет, в котором представлены правительства государств-членов, самый консервативный орган в системе ветвей союзной власти. Но за ним и последнее слово.
Так вот члены Европарламента выразили ряд опасений по поводу функционирования демократических институтов в Венгрии, включая проблемы с избирательной системой, независимостью судебной власти и соблюдением прав и свобод граждан. Но Совет ЕС не торопился заниматься проблемами такого рода в одной из стран Союза. А тут еще ковид. Россия своей военной операцией в Украине невольно подтолкнула этот процесс.
На пленарной сессии Европарламента в Страсбурге, 15 сентября 2022 года, депутатская комиссия во главе с Гвендолин Дельбос-Корфилд представила доклад «Явный риск серьезного нарушения Венгрией ценностей, на которых основан Союз». В нем констатировалось,
что с 2018 года ситуация ухудшилась до того, что страна превратилась из демократии в «электоральную автократию».
Гвендолин Дельбос-Корфилд. Фото: Википедия
То есть в конституционную систему, при которой происходят выборы, но не соблюдаются выстраданные историей демократические нормы и стандарты. Если предельно упростить, то это значит, что в стране правит автократ, опираясь на организованную им толпу.
Из выступления Дельбос-Корфилд: «Что вы бы сделали, чтобы наполнить собственный карман или обогатить свое окружение? Войти в правительство, продвинуть очень размытые правила государственных закупок, которые к тому же не обязательно строго выполняются, направить деньги ЕС, скажем, своему зятю. Он построит что-то на эти деньги, а часть положит себе в карман. А вы заткнете рты смелым журналистам, которые сообщают об этом. И так легализуете десятилетия воровства».
Другие участники дискуссии отмечали, что коррупция и нецелевое расходование средств — это органическая часть системы управления Венгрии.
Послушный власти суд — это неизбежный путь к коррупции. Выборы не могут оправдать произвола власти — сколько бы раз и каким бы большинством Орбана ни избирали или переизбирали. Европейская демократия основана на верховенстве права и должна это верховенство защищать.
Действительно, как только речь заходит о личных интересах правителя, его родственников или ближайшего окружения, так он все чаще начинает вспоминать о государственном суверенитете, закрепленном подавляющим большинством голосов на выборах, которые он же сам организовал и подготовил государственной пропагандой, затыканием рта свободной прессе и подавлением оппозиции. Последняя беззащитна: чем дольше правитель у власти, тем глубже суд у него в кармане. В демократии правят институты, а в «электоральной автократии» — лидер и его люди. Автократ клеит ярлыки настоящих институтов на созданные им симулякры.
Депутаты предъявили Будапешту претензии в «неевропейском поведении» по целому списку. Это — и функционирование конституционной и избирательной систем, и независимость судебной власти, коррупция и конфликты интересов, и свобода выражения мнений, включая плюрализм СМИ, это академическая свобода, свобода вероисповедания, свобода ассоциаций, право на равное обращение, включая права ЛГБТИ, права меньшинств, а также права мигрантов, искателей убежища и беженцев.
Европарламент предложил, чтобы часть средств ЕС была заморожена до тех пор, пока Венгрия не выполнит рекомендаций Брюсселя и решений суда ЕС. Доклад после бурного обсуждения принят 433 голосами «за», при 123 «против» и 28 воздержавшихся. Еврокомиссия отреагировала и 18 сентября предложила заморозить выплату Венгрии 7,5 млрд евро из фондов ЕС. Это уже не просто принципы, а деньги, и процесс приобрел новую остроту.
Речь зашла о защите союзного бюджета и финансовых интересов ЕС от коррупции, к росту которой автоматически ведет отсутствие верховенства права и независимой судебной системы.
«Марш мира» сторонников премьер-министра Венгрии Орбана в Будапеште. Март 2022 года. Фото: AP / TASS
Чтобы успокоить Брюссель, Будапешт согласился на уступки, призванные показать, что он принимает меры против коррупции, кумовства и концентрации экономической власти. Он обязался, например, установить долю тендеров на государственные закупки с участием единственной компании ниже 15% (сейчас эта доля составляет 17% для тендеров за получение денег из бюджета ЕС и 34,6% — в состязании за деньги из национального бюджета), увеличить время общественных консультаций перед принятием законов, ограничить принятие законов по ускоренной процедуре, направить средства, получаемые от ЕС, на достижение энергетической независимости.
По идее, эти меры должны уменьшить вероятность распределения бюджетных денег среди «дружбанов», родственников и приближенного к правительству бизнеса, обеспечить широкое обсуждение законопроектов гражданским обществом, уберечь от поспешного проталкивания законов, угодных исполнительной власти, использовать средства, которые дает Брюссель, в интересах не только Венгрии, но и всего Союза.
В Европарламенте депутаты, в том числе из Венгрии, сочли уступки, на которые якобы готова пойти команда Орбана, не только недостаточными, но и заведомо лукавыми на фоне венгерских реалий (и не только венгерских, впрочем).
Большинство выступавших обеспокоены тем, что предложенные правительством «меры» фактически будут не реформами, а всего лишь «пустыми обещаниями».
Дисциплинарная процедура по статье 7 Договора о ЕС как своего рода механизм защиты ценностей Союза была введена Амстердамским договором 1997 года. В 2020 году Европарламент утвердил положение, известное как «механизм обусловленности верховенства права». Уважение верховенства права и других ценностей — это условие для получения средств из бюджета и фондов ЕС. «Механизм обусловленности» впервые задействован применительно к Венгрии. Второй кандидат — Польша (кстати, занимающая по Украине резко отличную позицию).
Справедливости ради надо сказать, что настроения, выраженные в дебатах в Европарламенте, как и, очевидно, в непубличных обсуждениях в Совете ЕС, изменились по сравнению с 90-ми и нулевыми годами. Есть сдвиг вправо и в сторону «национальных интересов». Если большинство в Европарламенте в октябре предостерегало Еврокомиссию и Совет ЕС от игры в поддавки с Орбаном,
то некоторые обвинили институты Союза в «нападках на консервативные правительства Европы», в навязывании «брюссельской идеологии» венгерскому народу и демократически избранному правительству Венгрии.
Насколько последовательно будет ЕС отстаивать заявленные ценности и закрепленные достижения европейской демократии, покажут ближайшие месяцы.
Само существование институтов ЕС и его правил играет важную роль в этой истории. Будапешту нужны европейские деньги, и он вынужден относиться серьезно к этим требованиям, в отличие от неограниченно «суверенных» правителей вне ЕС. Венгрия — среди тех, кто особенно ослаблен кризисом, охватившим Европу. Инфляция близка к 20% — цена на хлеб подскочила за год на 66%, форинт с начала года потерял 8% своей стоимости по отношению к евро. Центральный банк был вынужден поднять ставки почти до 12%…
*Компания Meta Platforms Inc., являющаяся владельцем данной соцсети, признана экстремистской, ее деятельность запрещена на территории РФ.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68