В этом обзоре:
- The Comet Is Coming
- Bjork
- Pixies
- Suede
- The Young Gods
Fossora / 2022
С момента выпуска предыдущей пластинки Бьорк прошло пять лет. Свой десятый альбом исландская певица писала, не витая в облаках, как прежде, а прижавшись к земле. Впрочем,
разбираться в творчестве Бьорк — это как копаться в ситечке для мыслей Жанны Агузаровой,
но попробовать стоит. Свою новую работу исландская поп-дива назвала феминитивом «Копательница». «Это забавный и лишенный грусти альбом, — так характеризует его певица. — Мой самый грибной альбом. Грибы могут появляться где угодно. Они вездесущи и всеядны».
Речь совсем не том, о чем вы могли бы подумать… Просто, как известно, грибы могут питаться даже пластиком, вовлекая его в свои процессы брожения, превращая полиуретаны в органические соединения. Вот и Бьорк без страха смешивает академическую музыку с синтетическим техно, с его роттердамским подвидом, именуемым габбером (например, в треках «Fossora» и «Atopos»). В этом ей лихо помогает группа Gabber Modus Operandi, состоящая из двух панков с Бали, смешивающих народную индонезийскую музыку с габбером, футворком и нойзом.
В новой записи есть моменты виртуозные и потрясающе сложные. Путешествие Бьорк от танцевальной поп-музыки до сюрреалистической оперы в большей степени роднит ее карьеру с тернистым путем Скотта Уокера, нежели с коллегами по девяностым вроде ПиДжей Харви.
Контрапунктом выступает тема материнства и преемственности. Особенность любой грибницы (самая большая из известных простирается под землей на площади 37 гектаров и весит около 40 тонн) в том, что каждый ее отросток связан с остальными. Так Бьорк выстраивает связь между женщинами, связанными родственными узами: мама Бьорк (скончавшаяся в 2018 году), сама певица и повзрослевшая дочь. Дочь Бьорк — Исадора Барни, подпевает ей в песне «Her Motherʼs House».
«Я попросила дочку написать о прощании с родительским гнездом, без прикрас, — говорит Бьорк, — пытаюсь иронизировать над своей материнской привязанностью».
Мать-природа — не менее важная и всеобъемлющая героиня пластинки. Этот альбом с размахом и в то же время лаконично завершает матриархальную трилогию, начатую альбомом Vulnicura и продолженную в Utopia.
Чтобы отправиться в увлекательное путешествие по грибным катакомбам, вам придется забыть о привычных музыкальных гармониях и ритмах.
Слушать на Bandcamp, на Spotify.
Стиль: эклектичность.
Обратить внимание на:
- «Atopos»
- «Mycelia»
- «Ancestress»
Doggerel / 2022
Герои альтернативного рока конца 1980-х — начала 1990-х записали свою восьмую полноформатную пластинку. Музыкальные критики музыку Pixies называют колледж-роком, за популярность среди студентов и не только американских. Образовавшись в 1986 году и заполучив себе в продюсеры именитого Стива Альбини (лидер группы Big Black), бостонские рокеры записали четыре альбома. Довольно успешные первые два: Surfer Rosa и Doolittle, а также народная любовь не смогли уберечь группу от раскола. Напряженные отношения вокалиста Блэка Фрэнсиса (Чарльз Томпсон) и басистки Ким Дил привели к роспуску группы в 1993 году.
После распада популярность группы только увеличилась. Nirvana и Radiohead признавали Pixies cвоими идейными вдохновителями. Новый виток популярности пришелся на 1997 год, когда Дэвид Финчер в финальные кадры фильма «Бойцовский клуб» включил песню «Where Is My Mind?». В 2004 году группа решает воссоединиться, но с записью нового альбома не спешит, ограничиваясь выступлениями. В 2013 году группу окончательно покидает Ким Дил, а на ее место приходит Ким Шэттак (вокалистка The Muffs). В 2014 году выходит первый после реюниона альбом под названием Indie Cindy. С тех пор каждые два-три года группа выпускает по альбому.
Блэк Фрэнсис в Doggerel не пытается изобрести новый звук, здесь он не новатор, а продолжатель своих же идей. Чуть меньше панк-музыки и больше осознанности. Сами они называют себя рокерами среднего возраста (middle-aged rockers) и воспринимают свою музыку без лишнего пафоса. Наверное, за эту искренность Pixies и любят. В новых песнях есть энергия и жизнь, а что еще нужно хорошей рок-музыке без излишеств?
Слушать на Music.Apple, на Spotify.
Стиль: инди-рок
Обратить внимание на:
- «Vault of Heaven»
- «Haunted House»
- «Pagan Man»
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Autofiction / 2022
Suede — группа, которая постоянно развивается. С момента воссоединения в 2010 году группа выпустила уже три достойных альбома. И на этот раз ожидания поклонников не были обмануты. На своем девятом альбоме классики бритпопа погружают слушателя в абсолютно готический мир. Звуковая вселенная Бретта Андерсона, которую он назвал «Suedeworld», наконец-то обрела свои точные координаты. «…Самый жилистый, резкий и рычащий альбом Suede. Наша панк-запись», — говорит о своем детище Бретт Андерсон.
«Autofiction» был записан в пригороде Крауч-Энда, в студии Kink's Konk, где Suede вернулись к работе со своим давним продюсером Эдом Буллером, желая передать атмосферу своих ранних записей. Полная энергии пластинка возвращает в бунтарские 90-е. Наивный бритпоп отращивает когти и разрывает повседневность пост-панком.
Ода покойной матери Андерсона «She Leads Me On» своей отстраненностью напоминает иконических Joy Division. В чумовом готическом хэдбэнгере «Shadow Self» лирический герой пытается принять свою темную суть. Постоянная борьба и смятение пронизывает весь альбом: всплывают ассоциации с бессмертными творениями Bauhaus и даже где-то Killing Joke. Громкий, почти стадионный финальный трек «Turn Off Your Brain And Yell» — гимн всему новому, что приходит на смену изжившему себя. Пропитанные пост-панком гитары Ричарда Оукса и парящие барабанные партии Саймона Гилберта, вкупе с вокалом Бретта Андерсона, погружают в замшевый сумрак полуночного мира. Но рассвет как обычно не заставляет себя ждать.
Слушать на Music.Apple, на Spotify.
Стиль: пост-панк, пробивающийся сквозь бритпоп.
Обратить внимание на:
- «The Only Way I Can Love You»
- «Black Ice»
- «Shadow Self»
Hyper-Dimensional Expansion Beam / 2022
Шабака Хатчингс (Shabaka Hutchings) в очередной раз доказал, что технойдные ритмы и джаз очень даже совместимые вещи. Сделано это было в составе трио The Comet Is Coming. Кроме самого саксофониста-виртуоза Хатчингса в коллектив входят Дэн Ливерс aka Danalogue и Макс Халлетт aka Betamax. Это их четвертая пластинка. Новая была записана всего за четыре дня, которые им были любезно предоставлены на студии Питера Гэбриела.
Музыка группы — смесь энергичного саксофонного джаза и синтезаторной космической музыки, подчас танцевальной. Смотря на обложку альбома и одновременно слушая заглавную «Code», ловлю себя на мысли, что так могло бы выглядеть звуковое послание в далекие галактики. А с помощью трека «Angel Of Darkness» инопланетный разум узнал бы, что такое вселенская грусть.
Слушать на Music.Apple, на Spotify.
Стиль: космический джаз.
Обратить внимание на:
- «Code»
- «Angel Of Darkness»
- «The Hammer»
Play Terry Riley In C / 2022
И напоследок расскажу о релизе, который музыкальные обозреватели (не все) обошли стороной, то ли не въехали в него, то ли не встретился им на пути.
За 35 лет творческой активности The Young Gods проделали путь от зубастого индустриального рока с колоколами и хардкорными риффами до психоделического разнотравья с обилием электроники и живых инструментов. Их предыдущий альбом «Data Mirage Tangram» вышел в 2019-м и продемонстрировал уровень зрелости музыкантов. Былая неуемная энергия теперь направлена на красоту и сложность аранжировок. TYG всегда выдумывали что-то новое, не оставаясь в пределах жанра. Уже на своем втором альбоме «L'eau rouge» они используют атмосферу кабаре и записывают пластинку, навеянную произведениями Бертольда Брехта. Логичным продолжением оказалась запись «The Young Gods Play Kurt Weill» — альбома каверов песен Курта Вайля. На границе тысячелетий у группы случился крен в эмбиент-музыку. В 2004-м выходит «Music For Artificial Clouds», созданный под влиянием Брайана Ино. Ненадолго вернувшись на индустриальную дорожку в 2007-м, швейцарские экспериментаторы проваливаются в психоделию 60-х, воспроизводя ее по своим причудливым лекалам.
Как вы могли заметить, музыкантам TYG свойственно делать оммажи людям, повлиявшим на них. На своем последнем альбоме «Play Terry Riley In C» они отдают дань самому знаменитому произведению академического композитора Терри Райли. Райли — композитор-минималист, один из «большой четверки» представителей этого направления, наравне со Стивом Райхом, Филиппом Глассом и Ла Монте Янгом. Само произведение «In C» было записано в 1964-м и переводится просто как «в до мажоре». Здесь гобой, кларнет, труба, саксофон, флейта, тромбон, вибрафон, маримбафон, фагот и рояль играют 53 музыкальные фразы, размер которых варьируется от половины до 32 тактов. При этом рояль играет ноту «до» и именуется «пульсом» композиции. Он задает пульс, а остальные инструменты импровизируют написанными фразами — играют их в произвольном порядке. По сути, вариаций этого музыкального произведения бесконечное множество. Это сочинение играется разными музыкантами по всему миру до сих пор.
Новый завораживающий альбом TYG состоит из одного 58-минутного трека и представляет собой живое студийное исполнение «In C». «Это произведение приглашает вас в другое измерение, где прошлые и будущие события переплетены так, что вы постоянно находитесь в поле всех возможностей», — говорит лидер The Young Gods Франц Трейшлер.
Лично для меня эта пластинка № 1 сентября. Она не только привлекла культовостью исполнителей, фактурой самой музыки, но и подвернувшейся возможностью занырнуть в историю академического минимализма. Предлагаю вам посмотреть на исполнение «In C» своим творцом на голландском фестивале в 1977 году.
Слушать на Music.Apple, на Spotify.
Стиль: постиндустриальное переосмысление академического минимализма.
Обратить внимание на: слушать от начала до конца.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68