Что делать в свинцовые времена? Как и чем поддержать себя и друг друга, когда страшно и тревожно?
Не знаю. И умею делать лишь то, что умею.
Поэтому подготовила для вас текст про наши главные онлайн-платформы, которые с уходом Netfix, как мне кажется, лучше кинотеатров справляются с наполнением афиши, снимают сериалы и фильмы в таком количестве, что есть из чего выбрать. Чтобы из этой гнилой реальности переместиться в другую — более яркую, а порой и более справедливую.
Здесь надо сделать важную оговорку. Ключевое слово в обзоре об онлайн-кинотеатрах и их взлете — «ПОКА…». То есть все сказанное относится ко времени «до СВО», «до частичной мобилизации». Что будет дальше, увидим.
По данным GfK, во втором квартале 2022 года наибольшей популярностью среди легальных посетителей онлайн-кинотеатров в России пользовались
- «Кинопоиск» — подписка на него у 14,7% городских жителей России
- «Иви» — 10,1%
- Wink — 7,3%,
- Kion — около 3,8 %.
Онлайн-сервисы делают гигантские сборы, совокупно денег больше, чем кинотеатры.
Как было…
Четверть домохозяйств в крупных городах в домах имеют платные подписки. Кто-то на постоянной основе, кто-то на пару месяцев.
Подписка на хотя бы один онлайн-кинотеатр — более чем у 40% взрослых горожан! Причем ощутимая часть подписана сразу на несколько сервисов.
Популярна комбинированная или экосистемная подписка, обеспечивающая возможность пользоваться сразу несколькими платформами и дающая дополнительные бонусы. К примеру, «Яндекс.Плюс» открывает доступ не только к «Кинопоиску», «Яндекс.Музыке», но еще и «Амедиатеке» и MORE TV.
В 2021 году выручка онлайн-кинотеатров в России составила 55 млрд руб., что на 40% больше, чем годом ранее (данные Telecom daily).
Фото: Ирэн Майорова / Коммерсантъ
До начала СВО этот рынок развивался стремительно, и сами платформы, и цифровые показы космическими темпами адаптировались к рынку. Число пользователей легальных просмотров росло, объем пиратского контента уменьшался на глазах. Но во втором квартале 2022-го, согласно исследованию, проведенному компанией GfK, в России впервые с начала 2021-го количество подписчиков онлайновых кинотеатров стало снижаться (подпиской на онлайн-кинотеатры пользовались 42% опрошенных против 46% в первом квартале).
И вот снова пиратство растет на глазах.
С уходом из России киностудий-мейджоров и иностранных стриминговых сервисов, заметно ослабла защита от пиратства со стороны зарубежных компаний, а число ссылок на нелегальный контент выросло.
Гендиректор аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков отмечает, что в 2021-м 48% пользователей онлайн-кинотеатров признавались, что ищут контент на пиратских ресурсах. По его мнению, эта тенденция будет только нарастать. Правда, «пиратка» растет в большей степени на российские проекты, они заметнее для зрителей.
И если в отсутствие правообладателей можно воровать фильмы и сериалы Netflix, значит, и контент российских стримингов подворовывать можно?
Экосистема — мать родная
В основном онлайн-кинотеатры принадлежат большим экосистемам, отсюда их благополучие.
«Кинопоиск», возникший на базе крупнейшего русскоязычного интернет-сервиса о кино, принадлежит «Яндексу».
Видеосервис Wink разработал и поддерживает «Ростелеком».
У одного из крупнейших онлайн-кинотеатров Okko — долгая история: создан в 2009-м как Yota Play, в 2014-м переименован в Okkо. В 2019-м Okkо приобрел холдинг Rambler-group. В 2020-м единственным владельцем этого холдинга вместе с онлайн-кинотеатром Okko стал «Сбер». А летом нынешнего года «Сбер» из-за санкций продал онлайн-кинотеатр третьим лицам, хотя продолжает предоставлять доступ к Оkkо в единой подписке «Сбер Прайм».
«Национальная Медиа Группа» запустила More.tv в сентябре 2019 года, заменив сервис «Видеоморе».
Российский онлайн-кинотеатр START создали в компании Yellow, Black and White в октябре 2017-го. А через два года один из крупнейших операторов связи «МегаФон» объявил о слиянии онлайн-кинотеатров START и «МегаФон ТВ». Так возник новый сервис.
Платформа PREMIER основана в 2018-м холдингом «Газпром-медиа», изначально называлась «ТНТ-Premier». 28 августа 2019 года компанию переименовали в Premier.
Разумеется, все это инвестиционные истории.
Фото: Андрей Гордеев / Ведомости / ТАСС
Premier финансируется вместе с ТВ-каналами. Причем холдингу «Газпром» эти вложения выгодны. Ведь до сегодняшнего дня платформы воспринимаются как самый быстрорастущий бизнес: до недавнего времени 40–60% в год.
KION — стриминг-сервис, входящий в экосистему МТС, который компания запустила 20 апреля 2021 года и доступный в первую очередь абонентам этой сети. Такие холдинги, как МТС, готовы тратить деньги на онлайн-кинотеатр по ряду причин, одна из которых — возможность продвигать бренд через качество и эмоциональность сериалов KION.
И видеть сны…
Когда в стране исчезли подписки на Netflix и Amazon, катастрофического падения интереса аудитории не произошло. У всех платформ остались библиотеки иностранного контента, на которые еще действуют права по договорам. Заканчиваются сроки — начинаются переговоры об их продлении. Даже сейчас, в ситуации политического и экономического коллапса, переговоры продолжаются.
Сервисы продолжают ставить рекорды по просмотрам. Порой кажется, что в тревожной, я бы даже сказала, катастрофической ситуации люди ищут возможность уйти в экранную жизнь и «видеть сны».
Ксения Болецкая,
директор «Кинопоиска» по взаимодействию с медиаиндустрией
«Весь этот год аудитория «Кинопоиска» продолжала расти, даже летом, в традиционно спокойный сезон, на видеосервисе были рекордные показатели по просмотрам. Одна из главных причин — российский контент стал лучше попадать в интересы зрителей онлайн-кинотеатров. Мы видим, как буквально за пару лет выросли оценки, которые ставят пользователи «Кинопоиска» российским сериалам и фильмам. Например, у одного из главных проектов этого года на «Кинопоиске» сериала «Нулевой пациент» очень высокая оценка 8,4 из 10 баллов. Это отлично сделанная, дорогая драма продюсера Александры Ремезовой. Вскоре мы собираемся показать дерзкую черную комедию «Конец света» от Александра Незлобина — о явлении в столицу Князя тьмы. И надеемся, что она так же придется по душе нашим подписчикам».
Вместе
Сегодня платформы все чаще договариваются о партнерстве и снимают сериалы не только с телеканалами, но вместе друг с другом. Зрители в результате получают больше качественных дорогих проектов.
К июлю 2022 года у «Яндекс Плюс» было 13,7 млн подписчиков, из них больше 6 млн регулярно смотрят сериалы и фильмы на «Кинопоиске».
Но фактически зрителей у онлайн-кинотеатров больше, чем число подписчиков, — многие делят между собой доступ к одному семейному аккаунту: у каждого личного профиля сохраняется своя история просмотров, свои предпочтения по жанрам и т.д.
Через одну подписку фильмы или сериалы нередко смотрят дома всей семьей на умном телевизоре, превратившемся в домашний кинотеатр. Именно смотрение на больших экранах, то есть на SmartTV, сейчас растет быстрее всего.
Особые черты
Я пыталась выяснить, как онлайн-платформы определяют сами для себя «свое лицо», индивидуальные особенности. Вроде бы START больше про страсть и чувственность. И такие сериалы, как «Шторм», «Вампиры средней полосы», «Содержанки», «Самка богомола» этому соответствуют. Впрочем, страсть и чувственность — необходимые качества для любого сериала.
Самый молодой сервис — KION сразу сформулировал слоган «Смело, честно, необычно». У него больше всего экспериментов, отваги, риска в выборе тем и жанров — и поэтому не все проекты доходят до зрителя.
Так, например,
завис «Гражданин начальник», комедия о работниках спецслужб, которые наблюдают за распоясавшимися гражданами. Очень смешно, но сотрудники спецслужб недостаточно величественны.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Гавриил Гордеев, продюсер по оригинальному контенту Okko, затрудняется сформулировать, какое именно «необщее выраженье» у платформы.
Гавриил Гордеев,
продюсер по оригинальному контенту Okko:
«Это настолько сложный вопрос. Мы сейчас находимся в стадии формирования ответа на него. Причем подход к позиционированию Okkо с точки зрения маркетинга, имиджа я делаю уже не впервые. Понимаю, что эта формулировка не должна быть жесткой, не сковывать авторов, но цель определенно должна быть…»
Если посмотреть на программу «Нового сезона» (мы писали подробно об этом фестивале), все платформы представили сериалы в самых разных жанрах. К примеру, START показала первые серии истории о становлении группы «Песняры» — вполне традиционный, крепко сбитый сериал «За полчаса до весны», который хоть сейчас показывай по Первому или «Россия-1». И в то же время компания показала нежную авторскую работу Наталии Мещаниновой о хрупкости отношений близких «Алиса не может ждать». А еще мощный, с хорошей драматургией сериал «Черная весна». Скорее всего, он станет хитом сезона, но его вряд ли покажет телик. Слишком смело для России. Тем более для «России-1».
Ксения Болецкая:
«Но если искать какую-то общую доминанту, то это постоянные эксперименты. Онлайн-кинотеатры так быстро развивались в эти годы, это совершенно новое медиа. И никто точно не знал, что сработает, а что нет. Поэтому в оригинальных сериалах сервисы и сейчас пробуют самые разные жанры и стили, перемешивают их между собой. Нужно было сделать так, чтобы проект привлек в онлайн-кинотеатр аудиторию, которая раньше, возможно, вообще не платила за контент в интернете. Когда это получается, о проекте начинает говорить «широкая аудитория» — как было с «Домашним арестом» у Premier, с «Трудными подростками» — у More.tv, с «Вампирами средней полосы» — у START и так далее.
Сейчас крупнейшие онлайн-кинотеатры постепенно начинают воспринимать себя как новое телевидение. Но они не станут фоновым смотрением: каждый оригинальный проект должен быть настолько хорош, чтобы зритель посмотрел этот час, эпизод сериала, и готов был дальше платить за подписку из своего кармана».
Кадр из сериала «Вампиры средней полосы»
Ну конечно, в отличие от федеральных каналов, здесь больше свободы, меньше давления сверху (начальство, идеология) и снизу (рейтинги). У платформ есть пространство для маневра, есть желание приглашать новых талантливых авторов, нарушать привычные законы, рисковать, апробировать жанры: от комедии до хоррора, от мистики — до авторского кино.
Стоит ли удивляться, что наиболее яркие, смелые сериалы появляются именно на платформах, а не на каналах.
Запретить
Самый сложный вопрос о цензуре. Ясно уже, что руки охранителей дотянулись и до платформ. Цензура действительно очень мешает.
Вот и на «Новом сезоне» не показали сериал «Кинопоиска» «Монастырь», заявленный в программе, прежде всего потому, что его режиссера Александра Молочникова сегодня канселят и полощут по всем «телеканалам». Но еще из-за темы. Все, что связано с РПЦ, находится под пристальным вниманием идеологов. Недаром у KION название сериала «Отец Сергий» превратилось в «Сергий против нечисти». Ну не слишком там положительный священник. Толстому можно, нам — нет.
Рассказывают, что сегодня специальные эксперты в рясах на некоторых платформах отсматривают сериалы, касающиеся жизни церкви.
Из сериала «С нуля» Василия Бархатова (PREMIER) вырезали сюжетную линию про девочек, у которых была связь. Из очаровательного и очень смешного сериала «Горемыки» (люди + куклы в наших реалиях) сначала исчезли целые серии, потом отдельные фразы из уже вышедших серий (например, саркастические шутки о «Международной пилораме» или о том, что «22 года чудес не происходит»).
…Пока готовился этот тест «Горемык» и вовсе сняли.
По онлайн-платформам гуляют стоп-листы актеров и режиссеров. Причем в этих списках самые звонкие имена и самые талантливые, востребованные. Специальные контентные комитеты пересматривают уже снятые проекты — как бы чего вольного не вышло. Цензура и самоцензура включаются уже на уровне замыслов, сценариев. Продюсеры заранее понимают, что не пройдет, — осторожничают. Для развития, для поиска, для эксперимента это гибельно.
Платформы пытаются удержать «время возможностей» за хвост: аккумулируют свежие идеи, устраивают питчинги, конкурсы сценариев, но прежде всего пытаются в ситуации давящей непредсказуемости сохранить здравый смысл. Об этом, кстати, со сцены на церемонии закрытия «Нового сезона» говорил генеральный продюсер KION Игорь Мишин.
Кадр из сериала «С нуля»
Об оригинальных проектах платформ кратко
«Иви»
Из старейших онлайн-кинотеатров, обладатель одной из самых объемных библиотек фильмов и сериалов. Создатель онлайн-платформы Олег Туманов говорит о том, что в среднем подписчики проводят у них 25–27 часов в месяц, и эта цифра растет. Здесь же можно увидеть контент «Амедиатеки», некоторые сериалы START, KION и More.tv.
При поддержке платформы вышло более 15 проектов, в 2020-м состоялись первые премьеры собственного производства под брендом originals.
Среди оригинальных проектов:
- «Везет!»,
- «Нежность»,
- «Мертвые души»,
- «И снова здравствуйте!»,
- «Бабки».
У «Иви» еще отчасти сохранилась модель — бесплатный контент за рекламу, хотя есть и платные показы. Оriginals они производят для платного смотрения. Впрочем, платформа позже других приступила к созданию своих сериалов, до этого собственное производство было не приоритетным. Во время пандемии стриминг запустил одно из рейтинговых шоу «Чума!». Из новых проектов —
- «Химеры»
- «Капельник»,
о которых мы недавно писали.
На «Новом сезоне» «Иви» представила
- сериал «13-я клиническая»
- мистический костюмный триллер «Пансион»
- семейное кино «Либерия».
Кинопоиск HD
Структура «Яндекса» претендует на лидерство по охвату аудитории. Среди лучших оригинальных проектов
- мистический триллер «Топи»,
- детектив «Анна Николаевна»,
- драма о первой вспышке ВИЧ в СССР «Нулевой пациент»
- комедия о возрастной стендапщице «Я не шучу».
Из новинок —
- черная комедия «Конец света»
- драма «Монастырь».
На фестивале сервис представил полнометражный фильм «Мажор в Сочи» по следам популярнейшего сериала.
Кадр из фильма «Мажор в Сочи»
KION
Самый юный и подвижный игрок. В стратегии — большой объем originals — около тридцати сериалов в год, уж какие-то точно попадут в целевую аудиторию. Возглавляющий сервис Игорь Мишин сразу сделал ставку на производство оригинального и по возможности остроактуального контента, причем в самых разных жанрах:
- проблема насилия над детьми (криминальный триллер «Хрустальный»),
- харассмент (драма «По обоюдному согласию»),
- коррупция (черная комедия «Почка»),
- конфликт поколений («Пингвины моей мамы»),
- новые формы семейных отношений (Amore More).
На фестивале платформа показала фильм «Далекие близкие», удостоенный приза попечительского комитета, и сериалы «Союз спасения. Время гнева» (расширенная и отчасти переосмысленная версия фильма) и «Комплекс бога».
Кадр из сериала «Союз спасения. Время гнева»
ОkkО
В подписке ОkkО доступен также контент ресурсов «Амедиатека» и Start.
- Среди собственных проектов байопик «Чикатило», произведенный братьями Андерасян,
Другие оригинальные проекты:
- «Агеев»,
- «Выжившие» (несколько сериалов и подкасты),
- «Молодые и сильные выживут»,
- «Бендер»,
- «Офлайн».
На фестивале от Okko было представлено два сериала:
- подростковая драма «Лэйт найт скул»
- вполне традиционный криминальный сериал «Кунгур».
Кадр из подростковой драмы «Лэйт найт скул»
PREMIER
Открылся громко «Домашним арестом» — лихо сделанной злободневной комедией о коррупции и власти. В том же году вышла многосерийная психологическая драма «Звоните ДиКаприо», и об онлайн-кинотеатре заговорили.
Собственные проекты платформы столь хороши, что некоторые из них попали в мировую сеть благодаря Netflix. Это, прежде всего, «Эпидемия».
Среди лучших сериалов также —
- «Перевал Дятлова»,
- «Обычная женщина»,
- «Год культуры»,
- «Территория»,
- «Полет».
Кадр из сериала «Год культуры»
More.tv
Заявив о себе ярким и откровенным сериалом «Чики» (как цивилизованный бизнес экс-проститутки строили), платформа продолжает линейку неординарных запоминающихся многосерийных фильмов, таких как
- «Псих»,
- Happy End,
- ремейк израильской драмы «Ваша честь» с Олегом Меньшиковым.
На фестивале прошла
- премьера первых серий меланхолической комедии Романа Волобуева «Аврора»,
- драмы Валерия Тодоровского о странностях любви в кризисном возрасте «Надвое».
Оба сериала сделаны совместно с платформой WINK.
Кадр из драмы «Надвое»
START
Один из первых выпускает собственные оригинальные фильмы и сериалы, а также предоставляет доступ к видеоконтенту по подписке, используя технологию OTT.
Среди недавних громких премьер —
- вампирские истории «Карамора» и «Вампиры средней полосы»,
- драма «Контейнер» о суррогатном материнстве (вошла в линейку Apple Originals),
- «Содержанки» (куплены Amazon Prime Video),
- «Лучше, чем люди» (приобретены Netflix).
В библиотеке компании смотрят и пересматривают фильмы и сериалы
- «Шторм»,
- «Содержанки»,
- «257 причин, чтобы жить»,
- «Хороший человек»,
- «Бывшие»,
- «Текст».
На фестивале «Новый сезон» показали
- отличный сериал «Черная весна», в котором размышляют о понятии чести и достоинства.
- А сериал «Алиса не может ждать» получил главный приз.
Кадр из сериала «Черная весна»
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68