На презентации ГРАДа — так называемой «группы по расследованию антироссийской деятельности в сфере культуры» — 3 августа прозаик Захар Прилепин сидел в центральном кресле во главе стола. В тесном кабинете на 13-м этаже Госдумы он, конвульсивно подергиваясь, обличал деятелей культуры, занявших «антинародную позицию» по вопросу Крыма в 2014 году и не поддержавших СВО в 2022-м:
«С такой культурой далеко не уедешь <…> Культура выступает против собственного народа — значит, с культурой что-то не в порядке».
Прилепин предлагает себя власти в качестве «нового Луначарского», считает политтехнолог и галерист Марат Гельман*, признанный в России «иноагентом». В интервью другому иноагенту, «Радио Свобода»*, Гельман заявил, что ГРАД — инициатива Прилепина, а Сергей Миронов, руководитель фракции «Справедливая Россия — За правду» и самая формально статусная фигура в группе, видимо, «для Прилепина получил какой-то кивок в администрации [президента]».
На презентации ГРАДа Миронов сидел по правую руку от Прилепина с каменно-мрачным лицом. А спустя неделю именно ему пришлось первым дезавуировать наиболее одиозную инициативу, которую общество связало с ГРАДом, — публикацию черного списка деятелей культуры.
«Доносчику первый кнут»
Так называемый «список 142-х» появился 5 августа во множестве изданий. На самом деле фамилий в списке 140, но составители дважды, с явным пристрастием, вписали в него известных продюсеров Сергея Сельянова и Александра Роднянского.
Вообще небрежность, малограмотность и фактическая неточность списка поразили не менее его доносной сути. Протестную позицию («против») приписали некоторым вообще молчащим на тему СВО, а некоторые многословные сетевые комментаторы получили маркер «молчит».
Давно фейсбук** и медиа не вскипали так дружно, высоко, пенисто — и резонно. Потому что вызов был брошен всему цеху литераторов: именно они преобладают в списке — притом что невидимый «оперуполномоченный» расписал занятия и профессии («сценарист», «критик», «писатель», «журналист/ка», «переводчик», «издатель», «филолог», «редактор», «литературовед» и т.п.) иногда как попало. Нагло решили «поучить родину любить» и дуайенов цеха, Якова Гордина и Сергея Чупринина, людей с заслугами перед отечественной словесностью. Задев их, задели всех.
В списке читается и угроза. Расчет на цеховую память репрессий.
Сто с лишним лет люди бель летр — мишени государственного террора. И когда патриотическая общественность в телеграм-каналах начинает язвить карикатурных либералов с флэт-уайтом в руке и на самокате, ей стоит вспомнить, что наши — и ее — цеховые предшественники мытарились до Ванинского порта тысячами, махали не кофейным стаканчиком, а киркой, а когда упокоились, то уподобились «святым своим, убитым, как собаки, зарытым так, чтоб больше не найти», по выражению поэта Ольги Седаковой.
Возможно не соглашаться друг с другом, но списками — этим инструментом конвоиров — играть нельзя. Тут табу абсолютное.
Среди первых реакций было заявление писательского объединения ПЕН-Москва:
«История СССР насчитывает десятилетия тоталитаризма с миллионами заключенных, включая Варлама Шаламова (25 лет лагерей) и Александра Солженицына (8 лет заключения). Составление списков означает массовый донос и прямую провокацию.
Наталья Громова. Фото: Анна Артемьева / «Новая газета»
Инициаторы этого безобразия в государственных кабинетах, главным из которых является Захар Прилепин, путают дурную литературную фантазию с реальностью. Но по русской пословице — доносчику первый кнут».
Именно эту пословицу иллюстрирует история Российской ассоциации пролетарских писателей, РАППа.
Рассказывает историк литературы, писатель Наталья Громова:
— В 1920-х РАПП следил от имени партии за так называемыми «попутчиками» — писателями, жившими после революции надеждой, что «все смягчится».
Рапповцы не просто следили — они устраивали кампании травли: «борьбу с пильняковщиной», «борьбу с булгаковщиной». Иногда они сами назначали жертв, иногда жертв им «показывали» и могли при случае приостановить.
Например, Булгаков смог защититься. А Маяковского они травили прекрасно. «Пролетарские» писатели ни дня не стояли у станка, это были бывшие гимназисты, устроившиеся на пропагандистские должности. Имелись очень мощные механизмы, чтобы лишить человека жизненных устоев: после статьи рапповцев в 1930-х юный Юрий Герман, написавший вещь, понравившуюся самому Горькому, был лишен карточек и голодал. Но когда Сталин в 1932 году решил построить единый Союз писателей, рапповцы перестали быть ему нужными, и РАПП был разгромлен. Они еще поплавают, будут на Беломорканале, но в 1937 году они будут массово расстреляны и уничтожены. Меня всегда поражает: Прилепин же в принципе знает эти факты, но он не умеет примерить на себя исторический опыт.
Громова считает, что «в списке видна рука Прилепина»:
— Он туда «назначил» все жюри премии «Большая книга».
Такого же мнения и включенный в список литературный критик Михаил Эдельштейн.
«Составление списка врагов начали с жюри премии «Большая книга» и экспертов Фонда кино», — иронизирует Эдельштейн в колонке для ресурса Belsat и предлагает искать мотив в том, что после 2014 года книги Прилепина не получали премии «Большая книга».
Борис Куприянов. Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»
Включенный в список издатель и просветитель Борис Куприянов фейсбучным постом ответил: «Я не уеду, это моя страна, сами убирайтесь!»
ГРАД он назвал КРАДом, «консорциумом растраты административных денег», а перечень 140 — «неким списком врагов народа».
Ввиду такой общественной реакции составителям ничего другого не оставалось, как закричать: «Произошла чудовищная ошибка». И спустя пять дней молчания Сергей Миронов первым дезавуировал список. Но в его заявлении на партийном и личном сайтах нет слов, что список — фальшивка.
«Грубо сработанной провокацией» названо лишь «появление в средствах массовой информации материалов о черном списке».
Не сам документ.
И, наконец, 29 августа Прилепин — уже не заряженный энергией, а тактически-смиренный — поведал в своем YouTube-канале, что «кто-то щелкнул и тут же вывалил <…> в Сеть» списки экспертов Фонда кино, составленные в ГРАДе для неких внутренних подсчетов и планов «переформатирования».
Но и оправдываясь скороговоркой, он глумился над памятью репрессий, намеренно активированной ГРАДом: «Наша либеральная фронда <…> орала на все голоса, что ее сейчас будут расстреливать, что, конечно, ерунда полная».
Издатель Борис Куприянов назвал в разговоре с «Новой газетой» затею со списком «пробным шаром, который в дальнейшем будет как-то реализован».
«Группа считающих, что настало их время»
Старт оказался, на языке Достоевского, «несколько подсаленным». Выстрел списком — а ГРАД явно назван с намеком на одноименную реактивную систему залпового огня, бьющую по площадям — оказался осечкой.
Но есть оказавшийся пока более эффективным «крайне гуманный механизм», о котором рассказал «секретарь ГРАДа» и депутат Госдумы Дмитрий Кузнецов, руководитель штабов Захара Прилепина (последний с некоторых пор учреждает именные штабы в городах России).
Дмитрий Кузнецов во время заседания Группы по расследованию антироссийской деятельности (ГРАД). Фото: Глеб Щелкунов / Коммерсантъ
— Первая тема — это Большой театр, — сообщил Кузнецов. — 22 июля руководство Большого театра объявило планы работы на новый театральный сезон, в числе прочего в апреле будет премьера двух спектаклей в постановке режиссера Александра Молочникова. Молочников публично высказывался против [специальной военной] операции, поддержал обращение артистов против СВО <…> Это артист — он для нас просто тот, кто высказывается. Ответственный человек, который стоит за ним, — это, конечно, директор Большого театра Владимир Урин. Поэтому мы здесь пишем письмо с просьбой повлиять на человека, и <…> повлиять на него так, чтобы Молочников съездил в Донбасс, как-то занял однозначную позицию, высказался в поддержку государства. Если это не случится — тогда разорвать с ним контракт, чтобы в Большом театре его постановки не было, если человек каяться не готов. И для того, чтобы помочь Владимиру Георгиевичу [Урину], мы пишем еще министру культуры Любимовой — пусть проконтролирует ситуацию:
если у Владимира Георгиевича не получится, справиться с Молочниковым не в состоянии, тогда уволить Владимира Георгиевича (смех в комнате) с должности директора Большого театра, потому что, конечно, это издевательство над патриотическим гражданским обществом, если это будет так происходить».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Кузнецов не сказал, кому он будет доносить на думском бланке, если Молочников не покается, Урин не пожертвует Молочниковым, а Любимова — Уриным.
Но так далеко и загадывать не пришлось.
Директор ГАБТа Владимир Урин письменно сообщил депутату Кузнецову, что в сезоне 2022/23 года режиссер Молочников не поставит, как то планировалось ранее, две оперы на сцене Большого театра.
Генеральный директор Большого театра Владимир Урин. Фото: Александр Щербак / ТАСС
Хотя Кузнецов клялся, что ГРАД не против «художников», фактически именно им он и собрался перекрывать кислород руками функционеров от культуры. Только эти руки для начала придется выкрутить.
Кузнецов демонстрировал такое выкручивание как нравственную альтернативу западной «культуре отмены»: ведь если творец покаялся, посетил Донбасс, «поддержал СВО» — то ставь, Молочников А.А., в ГАБТе и рахманиновскую «Франческу да Римини» и «Флорентийскую трагедию» на музыку Александра фон Цемлинского.
Но это и есть «зоновский ультиматум», как некоторые выражаются за Уралом. Вторжение в пространство личной совести под разговоры о духовности.
Творцам отказаться относительно нетрудно. У них совесть и репутация — невещественные, но главные производственно-карьерные ресурсы. А у менеджеров культурных институций есть еще и, на языке России XXI века, «заложники»: коллективы, дела, сами институции.
— Они [ГРАД] свое дело сделали, уже напугали, — считает Наталья Громова. —
Издатели панически боятся, они связаны с деньгами, тиражами, будут какие-то нейтральные вещи печатать. Круг уже очерчен, фамилии названы, и список будет работать.
Пошли такие риски, на которые способны идти только люди отчаянные. У нас их сколько?
Борис Куприянов помещает возню ГРАДа не в трагический контекст истории нашей словесности XX века, а в вечно-смешной ильфо-петровский «литературный трамвай» борьбы за успех.
— Свести личные счеты при помощи политической ситуации — вот мотив ГРАДа, — говорит Куприянов. — Очевидно, они считают себя обиженными тем, что они не гиперпопулярны, и они думают, что за таким положением вещей скрывается «рука» другой, противоположной группы. Это очень смешно.
В культуре возникла ситуация, когда есть группа лиц, считающих, что настало их время. Что теперь они могут так себя вести, а все, что было до них, должно быть смято, смыто.
Люди бегут впереди паровоза, обижаются, что Веру Полозкову читают больше, чем их… Это не важно, что они дезавуировали список; и не очень интересно, дали им по шапке сейчас или не дали; и, конечно, речь здесь не про поддержку или не-поддержку [СВО]. Люди хотят добиться любви и понимания. Если нет других методов, то хотя бы так. Жажда славы и признания велика.
При этом Куприянов напоминает, что литераторы либерального «вероисповедания» также иногда зовут государство на оппонентов:
— Либералы тоже любят кэнселинг, это в русской традиции. Достаточно вспомнить «письмо 42-х» «Раздавите гадину» в 1993 году.
В мемуарной книге «Петербургские зимы» поэт Георгий Иванов описал технику кэнселинга, уже готового было замолоть 21-летнего Сергея Есенина. Осенью 1916 года он, солдат-санитар Полевого царскосельского военно-санитарного поезда № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, искал сближения с царской семьей, читал стихи императрице и посвятил ей цикл в книге «Голубень». Это «Благоговейно посвящаю…» уцелело на части отпечатанных экземпляров.
«Не произойди революции, двери большинства издательств России, притом самых богатых и влиятельных, были бы для Есенина навсегда закрыты, — писал Георгий Иванов в 1950-х. — Таких «преступлений», как монархические чувства, русскому писателю либеральная общественность не прощала…
До революции, чтобы «выгнать из литературы» любого «отступника», достаточно было двух-трех телефонных звонков «папы» Милюкова кому следует из редакционного кабинета «Речи». Дальше машина «общественного мнения» работала уже сама — автоматически и беспощадно».
Павел Николаевич Милюков. Фото: Википедия
П.Н. Милюков — лидер Конституционно-демократической партии и автор роковой думской речи «Глупость или измена», о которой он сам написал после революции: «История проклянет и нас, вызвавших бурю».
Новая мировая война дала самому Георгию Иванову реальный опыт обструкции. Хотя во время жизни в оккупированном французском Биаррице он не напечатал ни строчки и коллаборационистом не был, его обвинили в германофильстве (его жена Ирина Одоевцева, урожденная Ираида Гейнике, была дочерью рижского немца), а также в мифическом общении с офицерами вермахта. По сути, Иванов заплатил за прогерманские, начала 1940-х, симпатии части эмиграции. Стереть «первого поэта эмиграции» не удалось, но, например, Союз русских писателей и журналистов в Париже приостановил его членство, а Литфонд в Нью-Йорке фактически вызвал на суд чести. Иванову пришлось оправдываться перед «прогрессивной общественностью» за то, в чем он не был виноват, до самой смерти в 1958 году.
Более поздние примеры кэнселинга на памяти и на глазах.
Однако есть большое «но». Либералы ни на одном повороте истории сонную артерию у своих оппонентов не искали. Погромную волну среди своих сторонников не поднимали.
А у этого вида нетерпимости другая специальность: неустанно равнять и ронять общий уровень. Сбивать цензурной палкой выступающие над нивой колосья.
В тучные 2000-е тираническая банальность части прогрессивной общественности — настолько ограниченной во всех смыслах, что ее назвали «тусовкой» — довела литературный ландшафт России до того, что на 40-й Лондонской книжной ярмарке 2011 года, где Россия была специальным гостем, британские издатели, критики и литагенты просто не узнали ее. Не согласились, что десант, привезенный тогдашним главой администрации президента Сергеем Нарышкиным, — это и есть русская литература. «Святая», как говорил Томас Манн. «Человеколюбивая», как писал в частном послании коллеге прозаик-эмигрант Борис Зайцев.
Тогда, в апогее медведевской «оттепели», мир не признал наследников глубоко чтимой им традиции в десятке с лишним постсоветских прозаиков.
Одним из привезенных тогда в Лондон был Захар Прилепин, кстати, в компании с Борисом Акуниным, о котором теперь говорит, вибрируя от злого пафоса.
Все последующие годы Прилепин пытается «отстроиться» от своего генезиса из этой буржуазной середины, из этико-эстетического обморока.
Вся постсоветская Россия — страна чудовищно заниженной литературной планки, и самый известный народу писатель этой страны, а это точно Захар Прилепин, повествователь о жизни русского человека как забавного питекантропа, не имеет ни права, ни шансов представлять себя как голос какой-то «новой России». Того будущего, в которое, как известно, «возьмут не всех». Он весь оттуда, из прошлого, где у него, по его же словам, «все всегда было хорошо». И вот это настоящее, 2022 год, — и есть финальный градиент «постсоветского транзита» от красного к белому. Заключительная кода.
И те, кто хочет, чтобы все сегодняшнее было, по слову Бориса Куприянова, «смыто и смято», сами уже в объятиях шторма.
ГРАД — это истерическое цепляние, чтобы не унесло.
Заседание ГРАД. Фото: соцсети
«Для писателей — судьба ужасна абсолютно»
Историк литературы Наталья Громова видит ближайшее будущее в мрачных тонах:
— Все должно уравновеситься… А до той поры — кто-то «заснет», будет сидеть замороженный и не двигаться, ждать результата. Надеялись, что мы проскочим быстро эту станцию. Но нет. Пищевая цепочка очень маленькая, денег мало, одни будут есть других, врагами народа, иноагентами провозглашать друг друга. Для писателей — судьба ужасна абсолютно.
Но советская история говорит, что самая ужасная судьба ждет не тех писателей, кто замолчал, был затравлен или уехал по этапу, а тех, кто решил «есть» коллег.
— Если у тебя была хоть доля таланта, то подобные дела заканчиваются его полной утратой. Участие в какой-то лжи, совместной травле приводит к тому, что талант почему-то исчезает. [Советский прозаик и сценарист] Петр Павленко писал, что писатели нужны не хорошие, а нужные. И все, он на этом кончается, ноль, нет такого писателя Павленко, а был! Писал вместе с Пильняком. Это не надо доказывать, жизнь все прекрасно доказала.
29 августа Захар Прилепин, облаченный в хипстерский светлый кардиган, странно косноязычно отступал на своем YouTube-канале из зоны поражения ГРАДа:
— ГРАД — задумка моих однопартийцев, группы депутатов и сенаторов Государственной Думы, которые — отчасти вдохновленные моими, но далеко не только моими, выступлениями и постами в социальных сетях о состоянии культуры — организовали группу, которая хотела бы даже не нивелировать, даже не минимизировать присутствие либерального лобби в культуре, а хотя бы пролоббировать возможность реальной конкуренции среди патриотической направленности художников, музыкантов, поэтов, писателей, кинорежиссеров — и либеральной [направленности].
А разогретая аудитория канала в комментах уже не слушала его тон и просила «37-й год», «Слово и дело!», «зачищать сферу культуры» и назвать «всех предателей поименно».
И 2 сентября, налившись новой энергией и накинув камуфляжно-пятнистый псевдокитель, Прилепин уже слал к черту своих оппонентов. А фанатам, совершенно обезумевшим от обиды за Захарово бессилие в борьбе с супостатами, слал сигнал:
«Не нашей детской лопаткой их оттуда выкорчевывать. Извините, товарищи, за грустные новости, я за реальную картину. Вот она, я ее нарисовал. Можете попросить другого художника сделать вам красиво».
Ответом стал виртуальный вой:
«Даешь СВО в культуре!»
«Давить надо сук по всем фронтам))».
«Штыковой или саперной».
«Если враг не сдается, его уничтожают».
«Всем кайло в «зубы» и чистить Беломорканал».
«Прилепина в министры культуры!»
* Внесены Минюстом в реестр СМИ-«иноагентов».
** Сеть признана экстремистской и запрещена в РФ.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68