Старый континент находится в состоянии гибридной войны со всеми вытекающими экономическими, социальными и эмоциональными последствиями. В «гибридность» вмешалась и природа. Добавились катаклизмы, которые охватили Европу этим летом. Оно выдалось исключительным в смысле капризов погоды: побившая температурные рекорды африканская жара и сильная продолжительная засуха. Максимальные температуры превышали плюс 40 градусов на большей части Европы, и даже ночами минимумы редко опускались ниже двадцати.
В информационном водопаде, обрушившемся на европейского жителя, погода и климат сравнялись с военными новостями Украины и ожидаемым энергетическим голодом. Появляются порой неожиданные детали. Например, сообщение баварской природоохранной ассоциации о голодающих ежах, потому что черви зарываются глубже в землю в поисках влаги.
Из жары еще можно было, помимо негатива, извлечь хоть какую-то выгоду. В июле и августе автомобильная магистраль из Брюсселя в сторону побережья была даже в будние дни забита пробками, а три-четыре поезда в час, не считая дополнительных, отправлялись полными.
На пляжах Северного моря во Фландрии и Зеландии было не менее многолюдно, чем в разгар сезона на испанских.
Но засуха, навлеченная той же жарой и непривычным для Европы почти полным отсутствием дождей, стала катастрофой, последствия которой пока еще трудно оценить. Жара спала в самом конце августа. Когда в Москве было плюс 33, в Брюсселе и Барселоне — плюс 25. Разве что дышать стало легче.
Дежурный метеоролог в теленовостях бельгийского канала RTBF тревожно повторяет, что нужно еще «много-много дождя», чтобы оправиться от такой засухи. И демонстрирует снимки Бельгии из космоса, на которых слишком много для конца августа желтого оттенка.
В отдельных регионах Европы — например, на севере Италии, в Корсике и в Австрии — ожидавшиеся как спасение осадки явились в виде разрушительных штормов и наводнений.
Лесными пожарами Россию не удивишь. Горели этим летом леса и в Европе.
По данным Европейской системы информации о лесных пожарах (EFFIS), с начала 2022 года во Франции сгорело более 60 тысяч гектаров — вдвое больше, чем в прошлом году. Там, как и в Португалии, из-за угрозы пожара частично эвакуировано несколько небольших городов. EFFIS подсчитала, что с начала 2022 года пламя уничтожило почти 660 тысяч га лесных угодий ЕС — более чем две территории Люксембурга.
Фото: Europa Press / Associated Press / East News
Самая сильная за 500 лет
Вернувшаяся в Брюссель после летних каникул Европейская комиссия начала работу с того, что огласила доклад своего Объединенного исследовательского центра под названием «Засуха в Европе — август 2022 года» и забила тревогу: нынешняя засуха кажется самой сильной за последние 500 лет. Она поразила многие регионы и остается угрожающей даже на пороге осени. Окончательные данные в конце сезона подтвердят эту предварительную оценку.
В докладе говорится, что 47% территории ЕС в августе находилось в состоянии «угрозы засухи». Это означает, что осадков там выпало меньше, чем обычно, а почвенная влага в дефиците. 17% территории находится в состоянии «повышенной опасности». А это значит, что растительность и посевы серьезно ослаблены нехваткой воды. В общей сложности это 64%.
Комиссар ЕС Мария Габриэль, которая курирует среди прочего сферу научных исследований, сообщила журналистам, что сочетание сильной засухи и аномальной жары вызвало беспрецедентное снижение уровня воды в реках и других внутренних водоемах Европы, что сказывается на урожае, влечет за собой повышенную опасность лесных пожаров.
«Изменение климата, несомненно, с каждым годом становится все более заметным», — подчеркнула она.
Еврокомиссия и ее ученые, по словам чиновницы, сейчас, используя самые передовые технологии, из космоса и на земле активно работают над составлением карты кризиса, чтобы сделать все возможное для защиты окружающей среды и людей.
Евросоюз как объединение стран был первым на планете, кто забил тревогу и предпринял действия в ответ на глобальное потепление, на первых порах под улюлюканья и сарказм в других частях мира, да и у себя дома тоже.
Обмелевшие реки
Официант в кафешке возле отеля Krone на набережной Бингена (Бинген-ам-Рейн — город в земле Рейнланд-Пфальц, Германия. — Ред.), подававший завтрак, в ответ на мой вопрос, как часто появляется напротив посреди Рейна такой огромный остров, сказал, что на его памяти — впервые. Рядом с отелем ходит паром между Бингеном и Рюдесхаймом. Обычно он пересекает реку по прямой от пристани до пристани, а сейчас делает крюк, огибая остров и сторонясь отмели.
С дороги на Кобленц, которая проходит по берегу Рейна, повторяя все его изгибы по подножиям холмов, увенчанных средневековыми замками, видно, что река сильно обмелела. И раньше-то на ней было немало галечных и песчаных островов и отмелей. Сейчас их заметно больше. Около Санкт-Гоара огромный по меркам речного флота контейнеровоз медленно преодолевает Рейнское ущелье, осторожно огибая скалу Лорелеи, воспетую в немецких легендах и стихах Генриха Гейне. Только в отличие от гейневского лодочника, очарованного пением волшебной девы, капитану контейнеровоза грозит не утонуть в речной пучине, а сесть на мель.
Частично высохшее русло Рейна в Дюссельдорфе. Фото: INA FASSBENDER / AFP / East News
Рейн — главная речная дорога индустриальной Западной Европы. Удобная и дешевая.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Сухогрузы и танкеры, контейнеровозы и баржи, круизные лайнеры и малые суда ходят из швейцарского Базеля в глубине континента до голландского Роттердама — крупнейшего морского порта Европы. Рейн связывает их с французским Страсбургом, германскими Франкфуртом-на-Майне, Кёльном, Дюссельдорфом, Дуйсбургом и (по Мозелю) с маленьким, но значимым Люксембургом.
Река за лето настолько обмелела, что для ее прохождения загрузку судов приходится уменьшать почти на треть, что нарушает логистику поставок.
Газета Die Welt бьет тревогу: «Рейн может скоро стать непроходимым для перевозки грузов». В августе его уровень на измерительной шкале в Каубе опускался до отметки 47 сантиметров. Ниже сорока грузовая навигация прекращается.
Газета Politico со ссылкой на источники в инвестиционных банках предрекает, что засуха может осложнить выполнение плана правительства ФРГ в преддверии грядущей зимы частично заместить российский газ для нужд промышленности немецким углем, который традиционно перевозился по Рейну.
Заметим, что также по Рейну танкеры из Роттердама везут нефть для промышленных центров прирейнских стран, в том числе Швейцарии. Очень непростой энергетический пазл, связанный с постепенным отказом Европы от российских нефти и газа, осложняется и этим.
Немецкая Uniper заявила, что производительность двух угольных электростанций, призванных облегчить зимний энергетический кризис, будет зависеть от надежности поставок угля по Рейну. Химический гигант BASF не исключил сокращения производства, а в Швейцарии резко подорожало топливо.
Не лучше состояние других рек Европы. Кто ездил по историческим замкам Луары, знает, что в Блуа, Амбуазе и Шиноне эта река никогда не производила впечатления транспортной артерии. Сейчас она превратилась в ручеек посреди галечного ложа. В конце августа зафиксирован дебит в 121 кубометр в секунду против 475 кубометров в начале июля. Приостановлено судоходство в нижнем течении — от Анже до Нанта.
Впервые управление внутренних водных путей Франции (VNF) решило закрыть почти 580 километров из 6700 километров рек и каналов страны.
Во Франции засуха тоже внесла лепту в энергетическую проблему, но не со стороны речного транспорта.
Острая нехватка воды и ее повышенная температура нарушили работу систем охлаждения атомных электростанций, которые вырабатывают более 70% электроэнергии.
Главная энергетическая компания Франции EDF была вынуждена сократить производство атомной энергии. Наконец, низкий уровень рек и водохранилищ привел к «голоданию» гидроэлектростанций. Во втором квартале производство гидроэлектроэнергии в ЕС упало на 20%, говорится в докладе Еврокомиссии.
Все дорожает
Главный брюссельский рынок Абаттуар на месте старых скотобоен напоминает Вавилонское столпотворение. В базарные дни его наполняют люди разных рас и народов, обосновавшиеся в «столице Европы» не в одном поколении или совсем недавно, — в роли продавцов и покупателей, рестораторов, мелких лавочников, бедняков, живущих на пособие, и просто обывателей, желающих закупиться подешевле.
Украинская семья — активный старичок, три женщины и столько же детей — покупает овощи у знакомого уже ей продавца арабской внешности.
— Картошка такая дорогая! Евро за кило, — ошеломлена покупательница, видимо, сравнивая с ценами на одесском Привозе.
— Да что ты, красавица, у меня самая дешевая на этом базаре молодая картошка. А в магазине дешевле, чем за полтора, не найдешь, — отвечает араб на чистом русском языке.
Украинцы пользуются отсутствием языкового барьера и выясняют, как правильно выбирать свежий инжир. В этом году в Марокко урожай его выдался отличный. Как и арбузов. Огромные, продолговатые, как десятикилограммовые огурцы.
Картошка, один из основных сельхозпродуктов в Бельгии, действительно подорожала с этой весны не менее чем в полтора раза. Фермеры говорят, что такие культуры, как картофель и бобовые, «выгорают на солнце». И вообще, даже на брюссельском Абаттуаре цены на всё заметно выросли.
Жара и засуха значительно ухудшили прогнозы урожайности. По кукурузе, сое и подсолнечнику они, соответственно, на 16, 15 и 12% ниже, чем в среднем за пять лет.
Фото: AP / Associated Press / East News
И наоборот, жаркие и засушливые условия способствуют урожаю озимых, что несколько улучшает прогнозы. Испания, Франция, Центральная и Северная Италия, Центральная Германия, Венгрия, Румыния, Словения и Хорватия относятся к наиболее пострадавшим регионам ЕС. Во Франции, четвертом по величине экспортере пшеницы в мире, урожайность мягких сортов будет на 4%, а твердых — на 14% ниже, чем в прошлом году. В Италии засуха поразила рисовые плантации, и фермеры прогнозируют потерю трети урожая. Во многих частях Южной Европы страдают производители оливкового масла, а особо ценная для Старого континента винодельческая отрасль столкнулась с серьезными проблемами. Выжженные солнцем виноградники в Испании и Франции дадут миру меньше хорошего вина.
Добавят ли жара и засуха народного недовольства правительствами и посодействуют ли смене политического курса на поддержку Украины и отдаление от России? Несомненно, да, добавят.
Их совокупное воздействие на транспорт, энергетику и сельское хозяйство увеличивает для граждан счета за электроэнергию и газ, цены на товары первой необходимости, усугубляет инфляцию и грозит разжечь народное недовольство как раз в тот момент, когда осенью предстоят многочисленные выборы. Летом прошла волна забастовок и массовых манифестаций из-за резкого роста цен.
В любой демократической стране есть недовольство правительством, и любые проблемы его только усиливают. Вплоть до отставки и прихода к власти оппозиции. Может быть, популистской. Но вряд ли это коренным образом повлияет на утвердившийся политический курс.
«Голодные камни»
На обмелевших реках ЕС обнажаются «голодные камни». О них то и дело сообщают разные европейские медиа. На камнях местные жители веками высекали годы, когда вода опускалась особенно низко. Обычно это означало засуху, а вслед за ней голод. Самый знаменитый из «голодных камней» обнажился на Лабе (Эльбе) в Чехии недалеко от границы с Германией. Он уже являлся миру в 2018 году во время сильной засухи. Это целая скала и один из старейших гидрологических памятников в Европе. Археологи нашли на ней ряд дат: 1417, 1616, 1707, 1746, 1790, 1800, 1811, 1830, 1842, 1868, 1892 и 1893 годы. Тогда тоже были засухи и голод.
На камне, обнажившемся в Вормсе, на левом берегу Рейна, читаются надписи «Anno 1857» и «Hunger 1947». Вторая напоминает период большого голода в Германии после Второй мировой войны. В отметках более поздних лет, 1959-го и 1963-го, слова «голод» уже нет. Тогда была просто засуха. Что вселяет надежду на то, что Европа и на этот раз выживет.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68