Подписан федеральный закон о специальных мерах в экономике, которые будут действовать при проведении Вооружёнными силами РФ и другими воинскими формированиями операций за рубежом.
Главная новация закона в том, что юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности
не вправе отказываться от заключения договоров и госконтрактов.
Кроме того, по представлению силовых ведомств правительство может увеличивать или уменьшать количество товара, объём работы или услуги в рамках государственного оборонного заказа. Правительство также наделяется полномочиями расконсервировать мобилизационные мощности и «разбронировать» запасы из госрезерва.
Однако нельзя утверждать, что данный законопроект направлен на запуск «мобилизационной экономики», известной нам по опыту СССР. В пояснительной записке к законопроекту на этапе его принятия парламентом подчёркивается, что причина принятия закона —
краткосрочная повышенная потребность в ремонте вооружения и военной техники и обеспечении материально-техническими средствами.
Вице-премьер Юрий Борисов, представляя законопроект, заявил, что «законопроекты не предполагают принудительного перепрофилирования гражданских предприятий малого и среднего бизнеса под нужды вооружённых сил, а также разрыв или пересмотр договоров оборонных предприятий с контрагентами, заключённых вне рамок ГОЗ».
Ремонт как оружие
Функциональные элементы гособоронзаказа складываются из закупки систем вооружения, организации логистической системы, человеческих и технических ресурсов, в том числе связанных с производством и обслуживанием. Всё это требует определённой трансформации оборонных поставок. Опыт ведения боевых действий показывает, что эффективные системы обслуживания, эвакуации и ремонта имеют важное значение. Требования к высоким показателям эксплуатационной готовности систем вооружения означают, что техника и вооружение должны обладать надёжностью и ремонтопригодностью. При этом в условиях боевых действий эксплуатационная готовность систем вооружения может быть повышена как на этапе проектирования и производства, так и на этапе технического обслуживания.
Опыт США и НАТО в этом вопросе показывает, что наилучшим решением является создание таких технологий и алгоритмов действий, которые направлены не только на производство, но и на восстановление работоспособности систем вооружения. Такие алгоритмы разрабатываются в разрезе конкретных семейств или типов военной техники и оборудования. Кроме того, службы тыла в мирное время обычно обучаются и выполняют задачи в рамках стационарной ремонтной инфраструктуры, однако в ходе военной операции требуется ускоренное оснащение и укомплектование техникой и кадрами мобильных тыловых подразделений.
Денис Галицын / Коммерсантъ
Всё это неизбежно требует сокращения сроков заключения государственных контрактов и контрактов по гособоронзаказу, выполняемых в режиме контрактации с единственным поставщиком, то есть без проведения конкурентных процедур. Также эти факторы обусловили введённое новым законом право государственных заказчиков
формировать необходимые запасы оборонной продукции, увеличивать или уменьшать размер поставок по уже заключённым контрактам, организовывать и привлекать для решения этих задач необходимые кадровые ресурсы.
Комплекс принимаемых мер, очевидно, должен также решить задачу сбора статистики о дефектах военной техники и оптимальных методах устранения повреждений. Теоретически это даст возможность развивать в российских вооружённых силах стратегии, нацеленные на повышение отказоустойчивости военной продукции, повышении роли своевременной диагностики и безопасности обслуживания техники.
В НАТО сходными задачами на основе оптимизированных закупочных процедур занимается SURVIAC — Центр анализа информации о живучести и уязвимостях. Оптимизация закупочных процедур в условиях боевых действий и организация ремонта и логистики позволила силам НАТО решить задачи, когда данные, собранные в ходе ремонта, не только стали источником статистики, но и позволили организовать интерактивную базу данных, работающую в режиме реального времени, которую можно использовать непосредственно в ходе боевых действий.
Вызовы и риски
Таким образом, очередная реформа процедур гособоронзаказа — это своеобразный ответ на появлявшиеся ранее сообщения о проблемах с поставками и снабжением российских оборонных предприятий.
Кроме того, по замыслу авторов законопроекта, должно улучшиться эффективное системное использование знаний и навыков кадров в области ремонта военной техники. Имеющийся опыт показал, что неквалифицированные специалисты, экстренно направленные в ремонтные подразделения, не справляются с поставленными перед ними задачами. Российское военное ведомство стремится, таким образом, не допустить ситуации, когда знания об устройстве и применении военной техники постоянно уменьшались бы за счёт вымывания квалифицированных отраслевых специалистов.
Следует обратить внимание и на ряд рисков, возникающих в данной ситуации. По новому закону
власти получили право в обход Трудового кодекса увеличивать продолжительность рабочего времени, вводить работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, отменять отпуска.
Эта ситуация может создать отрицательную мотивацию для предпринимателей в отношении использования рабочей силы, когда сверхэксплуатация трудящихся будет маскироваться требованиями «гособоронзаказа».
В любом случае, применение этого закона на практике потребует увеличения контроля со стороны надзорных ведомств — как для пресечения коррупционных нарушений, так и для недопущения злоупотребления полномочиями.