СюжетыОбщество

Взяли в безбумажный оборот

Как издательства и бюрократы переживают дефицит бумаги, возникший из-за санкций

В России не хватает бумаги: под угрозой издание книг и документооборот в учреждениях. Оказалось, что даже российские производители бумаги использовали импортные химикаты и теперь испытывают трудности с производством. Сотрудников госучреждений просят экономить на бумаге, в школах переносят проверочные работы, а цена на пачку офисной бумаги выросла в несколько раз. Корреспондент «Новой» поговорил с книгоиздателями, полиграфистами, отечественным производителем и дистрибьютором, чтобы разобраться в ситуации на российском рынке бумаги.

Фото: Максим Киселев / ТАСС

Фото: Максим Киселев / ТАСС

В начале марта несколько крупных производителей бумаги объявили о приостановлении своей деятельности в России. В их число вошли Финско-шведская Stora Enso, финская UPM и польско-шведский Arctic Paper, производящие мелованную бумагу, большая часть которой в стране — импортная.

Помимо ухода из России иностранных производителей и поставщиков, отечественные компании покидают западные инвесторы. Так, на днях стало известно, что из группы «Илим» — крупнейший российский производитель целлюлозно-бумажных товаров — выходит американская компания International Paper, владеющая долей в 50%.

Западные компании массово стали приостанавливать деятельность в России после начала «спецоперации» в Украине. В случае с целлюлозно-бумажной отраслью это может грозить ростом цен на всю бумажную продукцию — от книг до упаковок, — а также дефицитом различных товаров.

Первое, что услышал корреспондент «Новой», позвонив в канцелярский магазин, было — «форматная бумага отсутствует в наличии».

Жители регионов жалуются на взлет цен на офисную бумагу, а некоторые школы Санкт-Петербурга переносят проверочные работы из-за нехватки листов А4.

Проблемы в отрасли прямо сейчас меняют привычную жизнь россиян; в особенности тех, чья работа предполагает постоянное использование бумаги, — в офисах, госструктурах и образовании. Так, Совет депутатов в Новосибирске выпустил специальное распоряжение «Об экономии бумаги…». Теперь местные чиновники должны осторожней расходовать те запасы, которые есть, а, печатая документы, использовать обе стороны листа.

Такая ситуация теперь — новая обыденность. Руководство Российского экономического университета имени Плеханова также просит «Рассмотреть возможность максимальной экономии и сокращения расходов офисной бумаги», а вместо новых листов, когда они не так важны, использовать черновики.

Ирина Прохорова — глава издательского дома «Новое литературное обозрение» — считает, что «бумажный кризис надвигается». «Пока у нас есть небольшой запас бумаги, которую мы покупали, подозревая осложнения. Но в ближайшем будущем издательский мир столкнется с дефицитом бумаги». Связано это, считает издатель, с тем, что очень большая часть бумаги для книг в России — импортная, так как отечественные целлюлозные комбинаты специализировались на товарах, которые было выгоднее продавать за рубеж, — на картоне, например.

Фото: Александр Демьянчук / ТАСС

Фото: Александр Демьянчук / ТАСС

Из-за санкций осложнилась в принципе вся цепочка книгоиздания, считает Прохорова. Пантонные краски, клей и масса других составляющих, нужных для производства книги, а также станки и их детали — все это либо подорожало, либо исчезло с рынка.

Рост цен на бумагу сейчас провоцирует снижение книжных тиражей, а типографии одномоментно подняли цены на всю продукцию. Такую ситуацию констатирует исполнительный директор издательского дома «Молодая гвардия» Роман Косыгин. При этом, как считает спикер, через какое-то время ситуация должна выправиться, а сейчас наступил переходный момент.

«Россия не обеспечивала себя бумагой на 100%, очень много ее шло из Финляндии, Польши, поэтому сейчас, когда поставки прервались, люди из отрасли ищут поставщиков из других стран», — говорит Косыгин.

В одной из крупнейших типографий страны «Новой» заявили, что ситуация также варьируется от одного вида бумаги к другому. Например, мелованной бумаги, предназначенной для журналов, буклетов и других товаров, где важна красивая картинка, будет остро не хватать. Многим производствам предстоит перейти на более дешевые виды, или отказаться от проектов, для которых необходима мелованная бумага, почти полностью ввозимая из-за рубежа.

При этом с книжной бумагой — чаще всего офсетной — все не так плохо, и

основная проблема в этом смысле состоит в том оправиться от экономического шока, наладить цепочку поставок и добрать недостающие элементы в тех местах, где это еще возможно.

Также типографии констатируют как падение тиражей и качество конечных продуктов, так и неизбежный рост цен на них. Объясняется это тем, что полиграфия — крайне зависимая от импорта отрасль, и происходящие экономические процессы влияют на нее напрямую.

Мы поговорили с отечественным производителем — представителем компании «Кама», которая производит мелованную бумагу и картон, примерно 220 тыс. тонн в год. Там изменения, вызванные санкциями и уходом западных компаний, назвали «некритичными». Основная проблема сейчас — адаптация к новым условиям, в которых нет возможности выстраивать производственные цепочки с западными партнерами.

Объем потребления в стране, как это было во время прошлых кризисов, считают в компании, также снизится. Поэтому вполне возможно, что показатель спроса в этой отрасли не будет явно опережать предложение.

Фото: Александр Демьянчук / ТАСС

Фото: Александр Демьянчук / ТАСС

Взрывной рост цен на бумагу в некоторых регионах — временный, и вызван он, как считают в компании, именно этим переходным моментом, когда рынок адаптируется к новым условиям.

Примерно такого же мнения придерживается представитель одного из крупнейших в стране дистрибьюторов бумаги Europapier, с которым говорила «Новая». «Ситуация следующая: и импорт сейчас не поставляется, и комбинаты в России [Сыктывкарский и Светогорский] не работают на полную мощность — у одного профилактика, а у другого закончилась химия».

В начале марта Светогорский целлюлозно-бумажный комбинат приостановил работы по производству определенных типов бумаги. В частности, из-за нехватки химических компонентов для отбеливания,

перестала работать машина, необходимая для производства SvetoCopy — той самой офисной бумаги в зеленой упаковке, знакомой многим россиянам.

Оба крупнейших комбината принадлежат иностранным компаниям. Сыктывкарский — английской Mondi, а Светогорский в Ленобласти — американской Sylvamo. При этом обе компании, судя по пресс-релизам, пока не планируют приостанавливать работу в России. Такое решение они обосновывают в том числе социальным аспектом Например, на предприятии Sylvamo по официальным данным трудится 1700 человек, доходы которых напрямую зависят от принятого иностранным руководством решения.

«И на этой волне появился сумасшедший ажиотаж, цены на бумагу скачат безумно. Упаковка, которая раньше стоила условно 200 рублей, сейчас стоит под тысячу. Но, — считает представитель Europapier, — в апреле ситуация должна более-менее выпрямиться, [когда решат проблемы с цепочкой поставок]. Уже в начале апреля цены придут в себя, и числа седьмого-восьмого все, думаю, будет в норме».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow