КомментарийСпорт

Вратарь Лавров

Одному из лучших спортсменов XX века 26 марта исполнилось 60 лет

Есть такой фильм — «Рыжий, честный, влюбленный». Эта двухсерийная музыкальная картина, разумеется, не про ручной мяч. Но именно такими тремя прилагательными я бы описал Андрея Лаврова. Высоченного лысоватого дядьку, правдиво и яростно защищавшего сетчатый домик три на два метра и безумно преданного игре, придуманной в конце XIX века датскими футболистами.

Андрей Лавров. Фото: Григорий Филиппов / ТАСС

Андрей Лавров. Фото: Григорий Филиппов / ТАСС

К слову, будь Андрей датчанином или шведом, ему бы наверняка установили за его феноменальные достижения памятник, что называется, в полный рост. Но в нашей стране только хоккейные и футбольные вратари удостаиваются подобных почестей. Хотя Лавров провел за национальную сборную матчей больше, чем легендарные Виктор Коноваленко, Владислав Третьяк и Лев Яшин вместе взятые. 312 (!). Да еще и забросил один мяч… Впрочем, огорчить своего визави голкиперу на паркете куда проще, чем его «травяным» и ледовым коллегам. А вот фокус с превращением в трехкратного олимпийского чемпиона никому из гандболистов не удавался. А уж пять участий в летних Играх — едва ли не вечный ручной рекорд… При этом Андрей Иванович охранял без перчаток владения трех разных золотых «банд» — СССР, СНГ и России. И тут на память приходит только великий борец Александр Карелин, который отдал настоящим ковровым схваткам 19 лет и бился за честь «видоизменяющейся» страны на четырех Олимпиадах, начиная с 1988 года. Лавров же, захватив еще и Афины-2004, в общей сложности творил чудеса на последнем рубеже, только вдумайтесь, 27 лет…

…Говорят, что вратарь — половина команды. Это не преувеличение. А данность.

В цифрах данное утверждение не измеришь. Но уверенность створщика почти всегда передается партнерам в поле. А его даже один единственный прокол зачастую деморализует весь коллектив. Причем «бабочки» и сэйвы хоккейных и футбольных киперов видны невооруженным глазом. С гандболом ситуация иная. В забаве 7x7 никогда нельзя сохранить «калитку» закрытой. Более того, пропустить за час игры два десятка мячей — обычное дело. И неспециалисту может показаться (и кажется), что гандбольный страж — это неумеха-пеночник, неуклюже и невпопад растопыривающий руки и ноги… Но я сейчас не о технической стороне редкого искусства, а о психологической. В любых воротах задерживаются люди особого склада, которые готовы добровольно обрекать себя на одиночество и, самое главное, на отрицательные эмоции. Должность, как ни крути, штучная и неблагодарная. Неслучайно железный Анатолий Тарасов, понимавший нервную природу и без того безумных и не от мира сего часовых, считал, что «за вратарем нужно ухаживать, как за девушкой». А теперь подумайте, каково быть гандбольным привратником, и вынимать в каждом матче из сетки столько мячей, сколько футбольный сторож и за сезон не пропускает…

Кстати, школьника Лаврова, занимавшегося до пятого класса в музыкальном кружке, заманил в не самую популярную спортивную секцию его сосед, сказавший, что на тренировках все играют в любимый футбик. Впрочем, отбивать кругленький снаряд, стоя в «рамке», лучше всех получалось у Андрея, который через три года попадет в обойму юношеской сборной, а в 17 лет, защищая ворота родного краснодарского СКИФА (клуба высшей лиги), будет зашибать больше папы с мамой, уже не мечтавших о том, чтобы их сын стал строителем.

Впрочем, наш гандбол — это история не про деньги. К примеру, премиальных за золото Барселоны-92 уже двукратному олимпийскому чемпиону, собиравшемуся на заработки в Германию, не хватило даже на скромный прощальный дружеский ужин в ресторане. А вот как двукратный чемпион мира вспоминал подготовку к сиднейским Играм-2000: «Легионеры приезжали по первому зову, хотя часто и за свой счет, так как денег у федерации просто не было. Но мы сражались за родину, поэтому и победили». Тот русский триумф в Австралии наверняка помнят шведы, продувшие третий финал подряд. Особенно Магнус Висландер. Бомбардир, признанный лучшим гандболистом XX века (Лавров занял в почетном опросе 3-е место), сумел лишь трижды огорчить уникального вратаря и, к слову, знаменосца сборной России, который после награждения назовет себя «обычным маленьким винтиком в командном механизме».

Все полагали, что обладатель всевозможных титулов и званий и бессменный капитан после виктории на Зеленом континенте спокойно уйдет на покой. Но ветеран, перенесший полдюжины операций на суставах (несколько лет он вообще прыгал с постоянной болью от оставленного в колене немецким врачом кусочком катетера), совершит через 48 месяцев очередное чудо: втащит патриотическую бригаду на бронзовый афинский пьедестал.

А его игру в четвертьфинале с фаворитом олимпийского турнира — Францией — специалисты опишут кратко: «выдающаяся».

Болельщики же «мушкетеров» окрестят волшебного Андрея, одним своим взглядом пугавшего грозных противников, «Царем ворот».

Сам же непробиваемый юбиляр, часами изучавший сильные и слабые стороны нападающих по стареньким видеокассетам и применявший при защите «домика» законы физики (занимал математически точную позицию в своей зоне в момент броска) сих пор переживает о мяче, пропущенном на последней секунде поединка с Хорватией в Атланте-1996, который лишил нашу сборную полуфинала. А еще в редких интервью скромно упоминает, что его и без того не имеющий себе равных по продолжительности гандбольный путь сократился на полтора казарменных армейских года из-за дисквалификации…

Его характер — это вообще отдельная история. Он и режим нарушал по молодости, не придумывая впоследствии себе отмазок (потому и угодил в 80-х в обычную войсковую часть, отказавшись выступать за ЦСКА). Да и за словом в карман никогда не лез и всегда рубил правду-матку. Невзирая на чины и звания. И с судьями ругался на всех языках мира (даром что ли поиграл во Франции, Хорватии и Германии) до красных карточек. Забавно, что босс «Нидервурцбаха» в канун Рождества подарил заводному и чересчур разговорчивому Андрею респиратор с надписью «Молчу». Лавров принял презент со смехом, но свою «подрывную» деятельность на площадках не прекратил.

А еще он как-то поспорил с институтскими друзьями на 25 рублей, что приведет к краснодарскому общежитию настоящего слона. И привел, договорившись с дрессировщиком Виталием Петрухиным. Фотоотчет о том хулиганском событии даже появился в газете «Советская Кубань». К счастью, без последствий для вратаря-шутника. А вот «чейндж» майками после финала молодежного первенства планеты-81 с югославским игроком стоил безусому Андрею с товарищами, совершившими, по мнению советских руководителей, предательство («обмен формы с гербом СССР на майку иностранного врага»), годичного отлучения от соревнований и лишения зарплаты…

Пройдет время, и соперники будут мечтать о том, чтобы получить от Андрея Ивановича именной послематчевый сувенир, а крутые забугорные политики почтут за честь просто пожать руку гандбольному маэстро. Трудно поверить, но однажды в ходе официального приема делегации Госдумы представитель французской стороны, забыв про дипломатический этикет, бросился к нашему вратарю (на тот момент зампреду Комиссии СФ по делам молодежи и спорту) и затеял с ним непринужденную беседу на глазах изумленной парламентской публики.

В России же несколько лет назад Андрея Лаврова уволили с поста первого вице-президента Федерации гандбола. За что? За то, что высказал все, что думает о положении дел во всех смыслах «ручном» отечественном хозяйстве…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow