Сюжеты · Общество

Прокрустова ложь

Как нейтрализовать агрессивную госпропаганду. Практическое пособие

Этот материал вышел в № 32 от 28 марта 2022. Понедельник
Читать номер
Этот материал вышел
в № 32 от 28 марта 2022. Понедельник
Валерий Ширяев
views
121071
Валерий Ширяев
views
121071

Петр Саруханов / «Новая газета»

Изучение опыта военной пропаганды в войнах последних тридцати лет убеждает меня, что лавина пропагандистской информации, касающейся специальной операции российской армии на Украине (массовая кампания началась задолго до 24 февраля), механизмы ее распространения, набор методов создания и обработки новостей, а также охват аудитории беспрецедентны. Ничего подобного не было. Электронные медиа и соцсети набрали невероятную силу и стали могучим инструментом государственной пропаганды по всей планете. Нас, конечно, в первую очередь интересует наша страна.

Как защитить сознание от искажения картины мира? Как сохранить способность к адекватной оценке событий?

Каждая кампания пропаганды воспринимается нами как нечто новое, мы вникаем в ее доводы, не подозревая, что основные принципы таких кампаний последние двести лет неизменны. Работы ученых дают тому убедительные свидетельства. Полагаю чрезвычайно полезным иметь в голове недолгий список правил, на которых базируется «нарратив пропаганды». Предлагаем их нашим читателям.

Основные тезисы оправдания берут начало в идеологии национализма, обожающего рассуждать об исторических правах на территории и этническом родстве (принцип «земли и почвы»). Они таковы:

Основные тезисы оправдания

  1. Если ваша область была нашей в течение 500 лет, а вашей она стала только в течение последних 50 лет — вы оккупант.
  2. Если территория была вашей в течение 500 лет и нашей в течение последних 50 лет, она должна принадлежать нам — границы не должны быть изменены.
  3. Если область принадлежала нам 500 лет назад, и потом уже больше никогда не принадлежала, — она должна принадлежать нам как колыбель нации.
  4. Если там живет большинство нашего народа, то область должна принадлежать нам, — он должен пользоваться правом на самоопределение.
  5. Если в какой-то области живет меньшинство наших людей, она должна принадлежать нам — потому что наше меньшинство должно быть защищено от угнетения.
  6. Все вышеперечисленные правила применяются только к нам, но никогда — к вам.
  7. Наша мечта о величии — это историческая необходимость. Ваши мечты о величии — это фашизм.

Конечно, вы узнали эти доводы, за последние полгода вы сотни раз слышали их от официальных лиц и читали в социальных сетях.

Думаете, это про спецоперацию на Украине? Вовсе нет.

Так они сформулированы на основании изучения опыта пропаганды в ходе конфликтов на Балканах в конце XIX и начале XX веков, а также длительной истории спора Франции и Германии за Эльзас и Лотарингию. В этом виде формулы национализма вошли в изданную в 2001 году книгу Стюарта Кауфмана «Современная ненависть: символическая политика этнической войны». Они базируются на богатейшем опыте Norwegian Refugee Council (Норвежского совета по делам беженцев), в документах которого встречаются неоднократно.

Изучая опыт пропаганды и контрпропаганды стран Антанты и Тройственного союза в Первой мировой войне, лорд Артур Понсонби (1871–1946) написал книгу «Ложь во время войны» (Falsehood in war-time). Он первый так четко и исчерпывающе изложил и проиллюстрировал конкретными примерами уже намного более широкие принципы военной пропаганды. Вдохновленная его трудом, Анна Морелли, бельгийский историк итальянского происхождения, систематизировала их и изложила в современном виде.

Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

В диссертации «Основные принципы военной пропаганды» (Principes élémentaires de propagande de guerre) Морелли исследовала опыт всех войн и колониальных конфликтов ХХ и нынешнего веков.

Cверьтесь с принципами Морелли. Вы все поймете.

Вот тот знаменитый список:

Принципы пропаганды (из работы Анны Морелли)

1. Мы не хотим войны

Это означает, что враги нас ненавидят и хотят напасть первыми.

2. За все несет ответственность другая сторона

Даже если первыми напали мы, к этому привели некие шаги противника.

3. Лидер противоборствующей страны — сущий дьявол

Персонификация образа врага в глазах граждан — важнейшая задача.

4. Мы боремся за благородные цели, а не преследуем свои интересы

То есть мы действуем не из корысти.

5. Враг целенаправленно совершает злодеяния, мы — только случайно

Истории про искалеченных детей, концлагеря, уничтожение предметов искусства, поощрение в армии врага насилия над беззащитными доказывают его варварство как следствие врожденных склонностей.

6. Враг использует запрещенное оружие

7. Наши потери незначительны, потери противника огромны

Реальные потери сторон устанавливаются кропотливым трудом историков, журналистов и гражданского общества по окончании конфликта.

8. Представители культуры, искусства и интеллектуалы поддерживают наше дело

9. Наша миссия священна

10. Предателем является любой, кто поставит под вопрос сообщения наших СМИ

Пропаганда не должна вызывать никаких сомнений. Для этого хороши любые меры, вплоть до блокировки соцсетей, запрета телеканалов.

Читайте также

Читайте также

Месяц «спецоперации»: заметки из глубокого тыла

Почему Родина стесняется говорить о своих солдатах, погибших на поле боя?

Делаем честную журналистику вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе — запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.

  • Банковская карта
  • SberPay
  • Альфа-Клик
  • ЮMoney
  • SMS
  • Реквизиты
Нажимая кнопку «Стать соучастником», я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
#пропаганда #телевидение #военные действия
Электронное периодическое издание «Новая газета» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия 08 июня 2007 г. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-28483. Выходные данные: Учредитель — ЗАО «Издательский дом «Новая газета». Редакция — АНО «Редакционно-издательский дом «Новая газета». Главный редактор — Муратов Дмитрий Андреевич. Адрес: 101990, г. Москва, Потаповский пер., 3. 18+. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров.