С начала «спецоперации» в Украине студенты российских вузов активно протестуют: подписывают петиции и открытые письма, возмущаются в соцсетях, ходят на митинги. Государство реагирует репрессиями. С какими последствиями столкнулись студенты российских вузов — в материале «Новой».
Уже 24 февраля к студенту Новосибирского государственного университета, который повесил украинский флаг на окне своей комнаты в общежитии, пришел комендант и (со слов самого студента) сотрудник ФСБ. Оба потребовали флаг снять.
Деканат его факультета прокомментировал случившееся:
«Мы со своей стороны ничего не сможем сделать. Не наломайте дров! Органы полиции, ФСБ будут применять самые жесткие меры в отношении митингующих, сочувствующих и противодействующих».
Студенты факультета биоинформатики и биоинженерии МГУ тоже сообщили, что в университет приходили сотрудники полиции, угрожавшие отчислением за митинги.
«Оперуполномоченный Владимир интересовался у учебного отдела двумя студентами, а также сообщил, что эти студенты будут отчислены в том случае, если пойдут на антивоенный митинг», — сообщает студенческий журнал DOXA.
Декан факультета подтвердил эту информацию, заявив, что это было сделано в рамках профилактики правонарушений, а главный вуз страны находится вне политики.
При этом на сайте университета размещено заявление ассоциации ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений, где говорится, что «размах антироссийской риторики и пропаганды достиг критической точки кипения».
Но отчисляют не всех и не сразу. Некоторым «повезло» несколько больше — им пока только угрожают.
Студентам Санкт-Петербургского государственного института культуры разослали сообщения с угрозами исключения:
«Студенты, которые будут посещать несанкционированные собрания и демонстрации, будут наказаны (вплоть до отчисления)».
Не лучше ситуация и в ВШЭ в Нижнем Новгороде: полиция приходила на встречу со студентами, обещая отчислить участников митинга 6 марта. Правоохранители рассказали, что при задержании человек попадает в некий «список», а присутствие в нем впоследствии затрудняет карьеру в государственных органах.
Студенты на митингах против спецоперации России на Украине. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Чтобы подвергнуться давлению, совсем не обязательно ходить на митинги.
В редакцию «Новой газеты» обратилась студентка Кубанского государственного университета Юлия (имя изменено). Ее и еще нескольких студентов вызвали на беседу с сотрудником «комплексной безопасности». Такие сотрудники отвечают не только за непосредственную пожарную, антитеррористическую и любую потенциальную «физическую» опасность, угрожающую учащимся и преподавателям университета, но и за взаимодействие с правоохранительными органами.
Причиной вызова стало открытое письмо российских студентов, которое подписало больше 15 тысяч человек, в их числе — и студенты КГУ.
Беседа заключалась в том, что сотрудник пересказывал студентам основные тезисы обращения Путина от 21 февраля: опасность НАТО для России, денацификация, «Украина имени Владимира Ленина».
Письмо, ставшее причиной беседы, было запущено студенческим профсоюзом Community еще в первый день «спецоперации», 24 февраля. Однако недавно оно было удалено из Сети. Подобные открытые письма запускали и некоторые крупные университеты страны.
Но не только репрессивными действиями, которые начались как по команде, может похвастаться российское высшее образование. В университеты сверху спустили методичку, посвященную тому, как объяснять студентам, что можно и чего нельзя.
Портал «Наш Север» сообщает, что студентов Тимирязевской академии запугивают статьей УК о фейках, поправки в которую были недавно приняты Госдумой. Студенты прислали изданию целый протокол собрания группы (значит, мероприятие проходило официально). На лекции учащимся рассказали об уголовной ответственности за «дискредитацию Вооруженных сил РФ и их действий по защите страны и поддержанию мира» и собрали с них подписи о посещении мероприятия.
Это еще один метод контролировать студентов: собирать с них подписи о посещении — не важно, собрание ли это факультета, милитаризированная лекция или провластный митинг — все ходы записаны.
Отметился и РАНХиГС: вуз напомнил студентам об обязательстве не совершать противоправные действия, которые наносят ущерб репутации университета. Помимо этого руководство просит не делать никаких высказываний в соцсетях. Ректорат академии «спецоперацию» поддержал, а куратор отделения бизнес-информатики Алена Парамонова сообщила, что двоих студентов уже отчислили из-за участия в митингах, и добавила: «возьмите свою голову в руки и сидите на *опе ровно» (скриншот приводит DOXA).
Студентка Московского университета пищевых производств сообщила порталу «Такие дела», что 28 февраля представитель администрации университета предложил старостам провести в группах беседы с просьбой не публиковать в соцсетях информацию, «противоречащую законам и морали». На следующий день один из преподавателей пригрозил студентам отчислением за участие в массовых мероприятиях.
В Мытищинском филиале МГТУ им. Баумана отчислением за посещение митингов 6 марта пригрозили не только студентам, но и преподавателям — их могут уволить.
Источник «Новой» подтвердил эту информацию: 3 марта было собрание кураторов курсов, в ходе которого «эта тема обсуждалась»: «нужно предупредить учеников, а то они пойдут (на митинг. — М. С.) — их отчислят».
Другое направление работы вузов — привлечь студентов к демонстрации милитаризма.
В Донском государственном техническом университете (Ростов-на-Дону) студентов собирают на некий «флешмоб от правительства» — нужно 200 человек. За посещение обещают дополнительные баллы. Но не только это предлагается учащимся ДГТУ. В нем и еще нескольких университетах Ростовской области прошла акция поддержки «спецоперации»: на зданиях образовательных учреждений и общежитий появились буквы Z, образованные горящими окнами на темных фасадах.
Как известно, в одном из казанских торговых центров прошел флешмоб в поддержку российской армии в Украине с участием более 1000 студентов. По информации издания The Insider*, участие было обязательным, а отказаться можно было только по объяснительной.
Наконец, 4 марта Российский союз ректоров поддержал президента Путина и его решение о проведении «спецоперации» в Украине.
Люди, получающие высшее образование, создают проблему для нашего государства. Если школьников с их еще «свежими» головами учителя стараются поскорее убедить в пользе «принуждения Украины к миру», то со студентами явно сложнее.
Методички, бумажки в папочках направляются в десятки образовательных учреждений разного уровня. Ректоры присягают на верность вышестоящему руководству, со всей страны поступают сообщения о приходе полиции и прочих нравоучителей в вузы, министерство просвещения проводит «открытый урок», одну из главных ролей в котором дали 12-летней девочке. (А как же железобетонный принцип начальства «дети вне политики»?)
Но никакого всплеска «патриотизма» не случилось. Где-то пару десятков бюджетников выгнали с флагами «ДНР» и «ЛНР», где-то владельцы нескольких машин наклеили на стекло букву Z… Даже повышенный градус телевизионных истерик не поднял волну. Поэтому отчаявшимся ректорам и деканам российских университетов не остается ничего, кроме как проводить показательную порку духовными ценностями в аудиториях университетов.
Макар Ситкин — специально для «Новой»