СюжетыОбщество

КреZтовый поход детей

Зет-патриотизм в Приморье пробрался в детский сад, к удэгейцам и даже на льдину

Здание правительства Приморского края. Фото: Валерия Федоренко / «Новая»

Здание правительства Приморского края. Фото: Валерия Федоренко / «Новая» 

Под буйное газмановское: «Россия! Россия! В этом слове огонь и сила!» в международную политику врываются воспитанники детского сада № 11 города Уссурийска. Их выстроили на улице буквой Z в поддержку спецоперации России на Украине. Той же буквой выстраиваются удэгейцы в нацпарке на севере края, еще одной буквой выстраиваются мотоспортсмены в Уссурийске… И на муниципальных автобусах Владивостока — наклейки с буквой. Правда, патриотизм всегда с каким-то «но», с оговорками.

Заведующая Уссурийским детским садом № 11 Татьяна Матвеева берет трубку, выслушивает вопросы и усталым голосом отказывается от любых комментариев. Зато много комментариев по поводу детсадовского милитаризма в эти дни в соцсетях. Рьяные патриоты в меньшинстве — пишут (некоторые агрессивно и на очень плохом русском), что патриотизм воспитывается с детства, а не нравится, так нечего своих чад в садики тащить. Но большинство против вовлечения детей и даже называют это «политической педофилией».

Впрочем, малышне весело. Она не сильно понимает, кто, где и за что умирает, вряд ли засматривается брифингами Минобороны, но зато, приплясывая, машет бумажными белыми голубями на палочках и российскими флажками.

В Уссурийске — городе с богатыми традициями правильного проведения выборов, то есть с учетом верного курса, — вообще с патриотизмом все на ура. В него активно вовлечены дети и бюджетники. В городском парке сотрудники местных домов культуры, библиотек, музея раздают листовки с нарисованными георгиевскими лентами в форме буквы Z. В селе Пуциловка (входит в городской округ) дети собрали гуманитарную помощь для беженцев с Донбасса: консервы, макароны… Учителя утверждают, что учащиеся 5‒7-х классов очень беспокоятся за своих сверстников.

Молодые баскетболисты фотографируются с триколором и заламинированными листочками. Сотрудники спортивной школы с теми же листочками фотографируются на пороге учреждения. Мотоспортсмены выстраиваются буквой V — их в акции участвует всего восемь, так что на Z элементарно не хватает народу. Зато мотоциклы импортные. Росгвардейцы — из тех, кто не отбыл из Уссурийска — тоже выстраивают авто буквой V и клеят наклейки. Машины, несложно догадаться, тоже не все русские.

Самый автомобильный регион России без автопробегов обойтись, конечно, не мог. Проходят они в разных районах — едут общественники и ветераны, чиновники и бюджетники, представители религиозных и этнических организаций. Все красиво: флаги, наклейки, надписи. Приморцы поддерживают Владимира Путина и спецоперацию на авто самых «патриотичных» марок — Toyota и ее премиальный бренд Lexus, Honda, BMW, Dodge, Kia, Mitsubishi…

Не отстает и Красный Яр — центр нацпарка «Бикин» и место компактного проживания удэгейцев, коренного малочисленного народа Приморья. Село на самом севере края по меркам дальневосточной глубинки велико, 500 с лишним жителей. Человек 100 выходит на флешмоб — фотографируются с длинной лентой цветов российского флага (тоже буквой Z), держат листочки с буквами: «Своих не бросаем».

Интересный факт из удэгейской истории — иллюстрация того, что бывает с целым народом, если кто-то лучше знает, как он должен жить. В удэгейцев никто не стрелял, конечно, но после Великой Отечественной власть Советов вдруг решила, что веками до этого коренные малочисленные всё неправильно делали, а как надо правильно, знает она, власть Советов. Детей школьного возраста, оторвав от семей и родной тайги, отправили учиться в города, на полное гособеспечение. И все бы хорошо, но домой на каникулы возвращались уже совсем не те ребята, с другими привычками, подзабывшие язык, стесняющиеся обычаев. Целую культуру чуть не убили, удэгейский язык находится на грани исчезновения, и на их воскрешение тратятся (и осваиваются) неслабые суммы из бюджета. Так что удэгейцы абсолютно точно знают, что бывает с народом, которому указывают, как жить. Но спецоперацию поддерживают, по крайней мере — официально.

Читайте также

Порка патриотизмом

Основной фронт борьбы за «правильное» понимание происходящего — колледжи и вузы. Что происходит со студентами

Z-патриотизм попытался пробраться даже на лед. Есть в Приморье славная традиция. Вот уже шестой год, как море подтает, саперы (с ударением на «а») открывают сезон. Выбирают льдину побольше, подходят к ней на сапах, высаживаются, дружно гребут веслами и «угоняют» — катаются на ней по морю, пока не надоест.

Нормальную льдину угнали около 200 человек в бухте Парис на острове Русском. Ребята как-то водрузили на нее даже ларек с национальной приморской едой — пян-се (пахнущие метров за 300 пирожки с мясом и капустой на пару), танцевали и выстроились в число 2022. Было весело. А на материке, около Токаревского маяка, в это время собрались делать то же самое в поддержку спецоперации около 30 человек — при поддержке администрации города. Они высадились на льдину, нарисовали триколор и букву Z, но сил что-то угнать, увы, не хватило. Зато чаю из самовара выпили.

Находка. Фото из соцсетей

Находка. Фото из соцсетей

И все это было бы даже забавно, если бы не угрозы, развешанные на улицах Находки.

Там на нескольких рекламных щитах красуются огромные баннеры: «V «пятая колонна» коллаборанты и фейкометы ВЫ СЛЕДУЮЩИЕ». Их можно увидеть в том числе около городского автовокзала. Заказчики «социальной рекламы» отважно скрывают свои личности; пока даже непонятно, кого они назначат «пятой колонной». Администрация города, краевые власти и полиция пока никак не прокомментировали содержание вывесок и их законность.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow