Комментарий · Обществопри поддержке соучастников

«Хочешь стать объектом в "войне за историю"?»

Такие вопросы государство сейчас задает школьникам. Что конкретно требуют от учителей в связи со «спецоперацией» в Украине

Ирина Лукьянова, учитель, обозреватель «Новой»
views
16161
Ирина Лукьянова, учитель, обозреватель «Новой»
views
16161

«Спецоперация» в Украине идет уже неделю. Школьники задают вопросы, взрослым приходится на них отвечать. В соцсетях появляются родительские запросы: «как говорить с ребенком о войне». Государство по-своему реагирует на эти запросы: ему виднее, о чем надо говорить с детьми.

В целях воспитания гордости

Первой на новые исторические условия отреагировала Калужская область. Еще не успели разорваться первые снаряды, как министерство образования и науки Калужской области разослало письмо по всем подведомственным школам, в котором рекомендовало уже 24–25 февраля провести единый урок по материалам речи президента Путина от 22 февраля, размещенной на сайте Кремля. А до 28 февраля — срочно провести акцию «Бессмертный батальон» (это почти то же самое, что и «Бессмертный полк», только в память о воинах, погибших в локальных конфликтах ХХ века).

В письме, которое было разослано по школам Калужской области, сообщалось, что это делается «в целях воспитания патриотизма и гордости за свою страну, формирования у обучающихся представлений об общности исторических судеб народов России и Новороссии». Глава регионального министерства образования и науки Александр Аникеев, как сообщает сетевое издание «Подъем», сказал, что «дети должны понимать смысл происходящих событий, тем более что, с нашей точки зрения, это одно из самых важных событий в истории России». По его мнению, в основу классных часов надо положить материал, содержащийся в обращении президента: «он богатый, очень такой обоснованный».

В аккаунте министерства образования и науки Калужской области во «ВК»

речь Владимира Путина 21 февраля 2022 года названа «главным историческим откровением последних лет и одним из основных источников современности».

Под этим сообщением — родительский комментарий:

«По какому праву данный классный час у нас проводят на первом уроке вместо основного урока? Наши дети и так не учились 4 недели. И так как это первый урок, пропустить классный час нет возможности, хотя это мероприятие не является обязательным. Почему министр постоянно нарушает права наших детей. Не следит за соблюдением СанПиН на дистанционных уроках, заставляет слушать о политике моего ребёнка 11 лет!?!!»

Деятельность Александра Невского

Другие регионы подтянулись через несколько дней. 27–28 февраля по школам нескольких разных регионов стала распространяться одна и та же методичка для проведения классных часов.

В методичке содержались две разработки уроков: одна для 6–8-х классов, другая — для 9–11-х.

В «свойствах файла» везде обозначен автор — Суханова Ольга Николаевна. Основное содержание было примерно одинаковым, но для старших классов — чуть сложнее и подробнее.

Методичка предлагала на уроках истории или обществознания обсудить со школьниками следующее:

  • во-первых, единство народов России и Украины; добрососедство и вопрос о том, как соседи могут стать врагами;
  • во-вторых, исторический путь «добрососедства» от крещения Руси до признания «ЛНР» и «ДНР» (вехи на пути — «Деятельность Александра Невского», «Переяславская Рада», «Штурм Очакова» — а затем сразу «Украина в составе СССР», «Беловежские соглашения» и «Минские соглашения»);
  • в-третьих, «антироссийский путь Украины» и смысл «специальной военной операции по защите» «ЛНР» и «ДНР»;
  • в-четвертых, «государственный переворот на Украине в 2014 году» (Майдан, Дом профсоюзов в Одессе);
  • в-пятых, что такое НАТО; обещания не расширять НАТО на восток; отрывки из речи президента Путина на эту тему.

Читайте также

Читайте также

«Аргументировали кражей детей бандеровцами»

В российских школах и детсадах ужесточают пропускной режим, проводят «уроки истории Украины» и запрещают ученикам ходить на антивоенные акции

Вот примеры предлагаемых детям вопросов:

«Как вы думаете, почему Президент принял такое решение [о проведении специальной миротворческой операции]? Было ли это решение его личным? С кем он посоветовался?»

«Вспомните историю. Россия всегда выступала гарантией безопасности Украины и ее независимости. Можно ли описать действия нашей страны как помощь старшего младшему?»

Старшим школьникам предлагается проанализировать, как процвела Украина в составе СССР («За годы нахождения в составе СССР Украина стала высокоразвитой индустриально-аграрной республикой» (Голодомор? — нет, не слышали); «Жизненный уровень населения неуклонно повышался») и поразмышлять об информационных войнах («Хотите ли вы стать объектом в «войне за историю»? Возможно ли это? Почему?»).

Дети, эвакуированные из «ЛДНР» — в российской школе. Фото: Дмитрий Рогулин / ТАСС

Критическое мышление

Старшим сообщают, что нужно проверять фейковые новости и сохранять критическое мышление.

А вот и задание, которое должно выработать критическое мышление и умение распознавать фейковые новости:

«Проанализируйте приведенные «новости»

РАССЕКРЕЧЕННЫЕ АРХИВЫ: ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ ПОБЕДИЛИ США.

Из рассекреченных архивов стало известно, что СССР проиграл во Второй мировой войне в 1941 году.

После переговоров было принято решение ввести на территорию Волгограда войска морской пехоты США, которые переломили ход сражений и одержали убедительную победу в войне в 1945 году.

Комментарий: Данная новость является откровенно провокационной, поскольку противоречит всем историческим фактам».

Любой человек, который обладает хотя бы зачатками критического мышления, не может не спросить: откуда эта новость? Из какого источника? Что это за рассекреченные архивы? Какие документы в них хранились? Где? Когда были рассекречены? Где опубликованы? Ну и по тексту: «После переговоров» — кого с кем? «Было принято решение» — кем? Если Волгоград до 1961 года назывался Сталинградом, то в каком году в него вошли «войска морской пехоты США, которые переломили ход сражений»? Кто и где это утверждает?

Как анализировать «новость», не зная, кто ее автор, когда этот текст создан, где, кем и когда он опубликован? Можно ли утверждать, что новость «противоречит всем историческим фактам»? (Противоречит ли она тому факту, что Генрих VIII велел казнить Анну Болейн?) Как этот пример способствует выработке критического мышления?

Но автор методички знает, как выработать критическое мышление: недаром дальше следует перечень «ресурсов, которым можно доверять»: это

  • президент,
  • правительство,
  • сайт Министерства обороны,
  • сайты государственных информационных агентств и государственных СМИ.

Фото: Донат Сорокин / ТАСС

Беседа о важном

Еще один документ, который стал распространяться по школам, — это «Беседа о важном» для 9–11-х классов (автор тот же).

Беседа содержит краткий экскурс в историю Украины — от Петлюры, «который буквально ненавидел Россию и русских», до гимна «Ще не вмерла Украина…».

О гимне сказано:

«Так вот стихотворение, которое легло в основу гимна Украины, содержит и другие слова, которые почти не знают у нас, но, к несчастью, хорошо усвоили многие на Украине. В этих строках русские называются «москалями погаными». Там звучит совершенно неприкрытый призыв к ненависти и к борьбе со всеми русскими — имеются в виду все граждане Российского государства. Представляете, такие слова в государственном гимне? Это не что иное, как фашизм!»

В полном тексте стихотворения Павла Чубинского, написанного в 1862 году (гимн — это его сокращенный текст), в самом деле есть упрек Богдану (Хмельницкому) за то, что он «отдал Украину москалям поганым».

Но какие исторические события заставили автора проклинать объединение Украины с Россией? И какой может быть фашизм в 1862 году? Критическое мышление, ау!

Так же вольно, как с текстами, автор «Бесед о важном» обращается и со статистикой.

«Россия все эти годы, испытывая усиливающееся давление американских и западных партнеров, оказывала необходимую поддержку своим братьям, которые стали жертвами бомбардировок и украинской хунты. За семь лет в Донбассе были убиты 14 тысяч человек, из них более 150 детей! Это пять-шесть человек в день».

14 тысяч убитых — это в самом деле страшная, ужасная цифра! По данным Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, на 30 июня 2021 года в «ЛНР» и «ДНР» погибло 13 200–13 400 человек.

При этом мирных жителей из них — 3375 человек (включая пассажиров сбитого малайзийского «Боинга»).

Остальные, примерно 9850, — это представители двух воюющих сторон:

  • со стороны непризнанных на тот момент республик — 5700 человек,
  • со стороны украинских вооруженных сил — 4150.

Читайте также

Читайте также

«Где Авель, брат твой?»

О русских солдатах и зимне-весенней кампании 2022 года

Умерить активность

От учителей потребовали срочно провести уроки по методичке — и не только провести, но и непременно записать их на камеру, чтобы отчитаться.

Одни пошли и провели. Даже искренне пытались убеждать учеников, что они переживают исторический момент и потом детям своим будут рассказывать, как посетили сей мир в его минуты роковые. Другие, не особенно разделяющие постулаты методичек, изворачивались, как могли. Кто-то установил камеру, включил обращение президента, раздал детям заранее прописанные в методичке вопросы на бумажках. Дети послушно оттарабанили вопросы по сценарию урока («Правда ли, что мы захватим Украину?»), учителя оттарабанили ответы («В планы России входит защита мирного и беззащитного населения ЛНР и ДНР»). Уроки сняли на видео, отчитались, выдохнули, забыли. Были, впрочем, и те, кто взывал к способности детей думать самостоятельно, включать критическое мышление и понимать, что это официальная точка зрения (слово «пропаганда» на уроке произносить некомильфо). Но все равно проводили урок. При этом в некоторых школах никаких уроков от учителей не требовали.

А кое-где уже вызвали учителей, которые много высказывались по поводу нынешней ситуации в соцсетях, — и велели им умерить активность. В некоторых школах (не только государственных, но и частных) учителям, подписавшим антивоенное письмо, уже предложили уволиться. И хотя это предложение абсолютно незаконно и вполне может быть оспорено в суде — учителя увольняются.

Кому-то просто противно. А кому-то не хочется подставлять директора, школу, коллектив, детей.

Ваше место — у параши

3 марта по всей стране прошли уроки истории и обществознания, где детям объяснили, как правильно понимать нынешнюю ситуацию. Впрочем, всегда есть дети, которые скучают, отвлекаются и тупят в «ТикТок». Таких тоже нельзя упускать из виду.

В прошлом году власть с изумлением и гневом обнаружила, что дети, залипающие в «ТикТоке», не только видят там огромное количество роликов, призывающих выходить на несанкционированные акции, но и сами снимают такие ролики и призывают других. Детей на несанкционированных акциях оказалось даже меньше, чем раньше, но «ТикТок» уже попал в поле зрения пропаганды. Так что сейчас дети, идущие туда весело потупить, обнаружат множество одинаковых роликов про Путина и Зеленского. Путин в них красивый, в костюме и галстуке, или спортивный в качалке. А Зеленский, разумеется, по сравнению с ним нелепый и жалкий.

Вот, к примеру, один из топовых тиктоковых роликов на сегодня.

Сначала Зеленский говорит: «Крым — це Украина». А потом Путин: «Ваше место у параши». На этом месте пятиклассники, видимо, должны залиться адским хохотом и задрыгать ногами. Остальные ролики примерно такие же.

Неуверенность и неизвестность

А вот, к примеру, какую информацию рассылают сейчас по финским школам:

Из информрассылки по финским школам

«<…> [слово, запрещенное в России] на Украине может вызвать чувство беспокойства в вашем ребенке или подростке. Дети и подростки могут следить за событиями с усиленным вниманием. Информация о событиях, неуверенность и неизвестность могут настораживать и пугать их. Ребенка и подростка стоит оберегать от излишнего потока массовой информации. Озабоченность может проявляться в ребенке или подростке, например, в виде трудности сосредоточиться на учебе. В такой ситуации ребенку или подростку нужно дать время пережить и обдумать вопросы спокойно.

Очень важно, чтобы у детей и подростков была при необходимости возможность обсуждать дома с близким человеком волнующие их вопросы. Разговор о беспокойстве и страхах помогает всегда. Важно показать, что ситуация ребенка, подростка или молодого интересует родителей, и важно пытаться понять глубину и характер их тревог».

И дальше — ссылки на те учреждения, где можно получить психологическую помощь и консультацию.

Неужели российских родителей все это не волнует? Еще как волнует. Запрос «как говорить с ребенком о войне» — один из самых острых в эти дни. Психологи и психотерапевты говорят о резко возросшем количестве обращений и на волонтерской основе выделяют время для бесплатных консультаций. Но государство считает, что с детьми надо разговаривать о другом. Пусть привыкают.

Этот материал вышел благодаря поддержке соучастников

Соучастники — это читатели, которые помогают нам заниматься независимой журналистикой в России.

Вы считаете, что материалы на такие важные темы должны появляться чаще? Тогда поддержите нас ежемесячными взносами. Мы работаем только на вас и хотим зависеть только от вас — наших читателей.

#идеология #школы #дети с инвалидностью #пособия #переписывание истории #война #украина #спецоперация #как это делается #психологическая помощь
Электронное периодическое издание «Новая газета» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия 08 июня 2007 г. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-28483. Выходные данные: Учредитель — ЗАО «Издательский дом «Новая газета». Редакция — АНО «Редакционно-издательский дом «Новая газета». Главный редактор — Муратов Дмитрий Андреевич. Адрес: 101990, г. Москва, Потаповский пер., 3. 18+. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Спасибо!

close

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров.