В санкционном списке Минфина США от 22 февраля, помимо разнообразных Ротенбергов и Тимченко, оказался и футбольный клуб ЦСКА. Это уже второй российский клуб, угодивший под западные ограничения. Два года назад та же участь постигла грозненский «Ахмат», который лишился многих возможностей: от доступа к данным системам спортивной аналитики до трансферов игроков. Как в дальнейшем будет развиваться история с армейцами — пока неизвестно, руководство клуба внятных комментариев на этот счет не дает, а эксперты расходятся во мнениях.
Фото: РИА Новости
Алексей Сафонов
Президент компании «СА-Футбольное агентство»
— Я не вижу никаких серьезных проблем для российского клуба. Ровно такую же ситуацию мы видели на примере «Ахмата» несколько лет назад. Ну возникли определенные сложности с поставщиком экипировки — нашли другого, отключили от SWIFT, еще что-то… И что дальше? Команда продолжает существовать, принципиально ничего не изменилось. Подчеркну, что все денежные операции, сопровождающие работу клуба, проводятся в России в рублях, а наша страна и так уже много лет под санкциями — как-то справляемся. А от роста курса иностранных валют пострадают все, не только ЦСКА. В плане трансферов я тоже проблем не вижу: с клубом работают российские агенты, аккредитованные Российским футбольным союзом, то есть операции опять же совершаются внутри страны. В худшем случае — кого-то не продадут, кого-то не купят. Чисто футбольной, спортивной стороны, эти санкции не коснутся. Посмотрим, конечно, что будет дальше.
Николай Грамматиков
Руководитель профсоюза футболистов и тренеров
— Ситуация гораздо сложнее, чем может показаться. Когда санкции применяет США, нужно иметь в виду и так называемые вторичные санкции — к тем, кто имеет дела с клубом. В частности, речь идет о контрагентах. Учитывая, что ЦСКА ведет активную международную деятельность — покупает игроков и, видимо, будет их продавать, — санкции будут довольно серьезным ограничением. Потому что контрагенты теперь будут думать о рисках, которые могут выпасть на их долю за сотрудничество с ЦСКА. И риски могут быть вплоть до таких же санкций, какие наложены на армейский клуб. Тут не сработает примитивный подход — отказаться от доллара и перейти на евро или перевести контрольный пакет акций клуба на другое предприятие. Так не получится.
Существуют случаи, когда российские компании, попавшие под санкции США, не могли даже в рублях открыть счет в российских банках. Недооценивать эти сложности не стоит.
Скорее всего, для нормального существования ЦСКА в ближайшее время поменяет собственника. В любом случае это сложный и трудозатратный путь: представители ЦСКА должны срочно нанимать юристов, вылетать в Вашингтон и работать с OFAC (Управление по контролю за иностранными активами). Эта организация работает с каждым отдельным случаем, и ей необходимо будет предоставить план смены владельца. Это большая профессиональная и кропотливая работа. Компания «ГАЗ» проходила по этому пути, сейчас получает временную лицензию.
Пример в отношении санкций к «Ахмату» — идентичный, и можно увидеть, как это сказалось на грозненском клубе. Трансферов нет, большинство игроков подписаны свободными агентами, расчетов в валюте нет. У ЦСКА ситуация еще сложнее, ведь клуб — потенциальный участник еврокубков, куплено больше восьми иностранных игроков, многие находятся в аренде. Что может произойти? Теперь все, кто имеет какие-либо финансовые взаимоотношения с ЦСКА, будут просчитывать риски. Надо понимать, что даже если прямого запрета нет, то есть риски. И клубы, и футбольные организации (тот же УЕФА), и, что немаловажно, банки, с которыми они сотрудничают, могут посчитать эти риски слишком весомыми. Как в таком случае будет решаться вопрос с возможными призовыми за еврокубки, за непогашенные выплаты за игроков другим клубам (в случае, если они обратятся в спортивный суд или ФИФА), — неизвестно, подобных прецедентов, насколько мне известно, кроме «Ахмата» и ЦСКА, не было.