В прошлые века европейские страны в подобных ситуациях начинали войну. В XXI веке объединенная Европа в координации с Америкой и другими, как сейчас принято говорить, «странами-единомышленницами», на военно-политические шаги России ответила экономическими санкциями. Или, если придерживаться юридической терминологии, рестриктивными мерами. Как и война, экономические санкции наносят ущерб всем сторонам, но с ростом цены человеческой жизни Европа предпочитает экономическое оружие.
Какими бы псевдоюридическими словами ни называли в Кремле действия России, как бы ни подменяли понятия, в какие бы симулякры демократических процедур и пафосных спектаклей их ни облекали, Европейский союз и НАТО (организация, которая, кстати, пока играет в кризисе второстепенную роль) исходят из реальности: Россия вторглась в Украину, но пока в ту ее часть, которая фактически уже была оккупирована. Пакет санкций ЕС, заготовленный на случай вторжения в контролируемые правительством районы, разделен на порции, которые будут применяться в зависимости от обстановки.
Сразу после подписания президентом Владимиром Путиным указов и признании самопровозглашенных «республик» Донбасса ЕС и НАТО отреагировали короткими заявлениями, в которых этот жест России решительно осуждается и назван неприемлемым.
В понедельник поздно вечером в коротком совместном заявлении председатель Европейского совета Шарль Мишель и глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен «самым решительным образом» осудили решение президента России приступить к признанию «ДНР» и «ЛНР». «Этот шаг является грубым нарушением международного права, а также Минских соглашений», — говорится в заявлении.
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и председатель Европейского совета Шарль Мишель. Фото: EPA-EFE
«Союз отреагирует санкциями против причастных к этому незаконному акту, — заявили они, подтвердив «поддержку независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины в пределах ее международно признанных границ».
С аналогичным осуждением этого шага Кремля выступил генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. «Это еще больше подрывает суверенитет и территориальную целостность Украины, подрывает усилия по урегулированию конфликта и нарушает Минские соглашения, стороной которых является Россия», — подчеркнул он в своем заявлении.
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. Фото: Valeria Mongelli / Bloomberg via Getty Images
Кризис вокруг Украины или «российский кризис», как теперь здесь его называют, был в центре внимания на проходившем в Брюсселе в понедельник заседании Совета министров иностранных дел ЕС. Заседание Совета закончилось в тот вечер раньше, когда только стало известно об итогах заседания Совета безопасности России в Кремле, но сами законодательные акты еще не были подписаны. Глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель заявил журналистам, что если Россия ограничится признанием самопровозглашенных «республик», то он снова соберет министров, и те решат применять заготовленный на случай вторжения пакет санкций целиком или для начала частично. Европейский комиссар по вопросам юстиции бельгиец Дидье Рейндерс предположил, что, если конфликт распространится и на другие регионы Украины, то последуют более жесткие санкции. Лишение России доступа к финансовым услугам «было бы очень сложным решением, ведущим к разрыву экономических связей России с миром», сказал он.
С утра во вторник Шарль Мишель и Урсула фон дер Ляйен выразились более пространно. В их новом заявлении в общих чертах излагалось содержание пакета, первую порцию которого во второй половине дня согласуют главы МИДов:
- адресные санкции против тех, кто был причастен к незаконному решению;
- санкции против банков, финансирующих российские военные и другие операции на этих территориях;
- санкции против возможностей российского государства и правительства на доступ к капиталу, финансовым рынкам и услугам ЕС, против финансирования «эскалационной и агрессивной политики»;
- санкции против возможностей торгового обмена двух отколовшихся регионов Украины с ЕС, «чтобы виновные ощутили экономические последствия своих незаконных и агрессивных действий».
Мишель и фон дер Ляйен сообщили, что ЕС готов «принять дополнительные меры на более позднем этапе, если это потребуется в свете дальнейших событий».
В это время на полных парах работала исполнительная машина ЕС под руководством комитета постоянных представителей стран Союза в Брюсселе (COREPER) на постоянной связи со своими столицами. Решение о санкциях принимает Союз, а не отдельные европейские страны. Более того, меры должны быть примерно в одном русле с теми, что принимают США, Великобритания, Канада, Норвегия, Швейцария, Япония и другие «страны-единомышленницы», приверженные мировому порядку, «основанному на правилах».
Министров иностранных дел не пришлось собирать специально. Почти все они были во вторник в Париже на Форуме сотрудничества со странами Индо-Тихоокеанского региона вместе с коллегами Азии и Африки.
В 16:00 по парижскому времени под председательством Борреля началась неформальная встреча министров иностранных дел ЕС для обсуждения санкций против России. Первую порцию рестриктивных мер, которые вступали в действие в среду, утвердили единогласно.
Министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан (справа) и глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель (слева) на совместной пресс-конференции по украинскому кризису. Париж, 22 февраля 2022 года. Фото: EPA-EFE
Таким образом, сказали, что, несмотря на нюансы в отношениях стран ЕС с Россией и даже разногласия, присущие многонациональному объединению, ЕС выступил как единое целое. Даже Венгрия, на которую, судя по российской официальной пропаганде, Москва возлагала надежды в смысле расшатывания европейских рядов. Даже Германия, о национальных интересах которой так заботился российский телевизор. Глава МИД ФРГ Анналена Бербок заняла в Совете ЕС одну из самых жестких позиций, а федеральный канцлер Олаф Шольц заявил, наконец, о решении заморозить сертификацию «Северного потока — 2». Реакция Германии была предметом спекуляций, поскольку Шольц уклонялся от того, чтобы конкретно назвать «Северный поток — 2» как потенциальную цель санкций в случае вторжения России в Украину.
По завершении Совета в Париже Боррель вышел на пресс-конференцию вместе с министром иностранных дел Франции Жан-Ивом Ле Дрианом. Последний сообщил, что в свете новых обстоятельств отменяет намечавшуюся на пятницу встречу с Сергеем Лавровым.
Боррель сделал обзор того, о чем договорились 27 министров иностранных дел ЕС:
- в санкционный список внести 351 депутата Госдумы, которые проголосовали за «нарушение международного права, территориальной целостности и суверенитета Украины»;
- туда же внести 27 физических лиц и организаций, которые сыграли роль в подрыве или угрозе подрыва территориальной целостности, суверенитета и независимости Украины. Во-первых, это лица, принимающие соответствующие решения, организации, оказывающие финансовую и материальную поддержку или извлекающие из них выгоду, представители оборонного сектора — за участие во вторжении и действиях по дестабилизации, те, кто ведет дезинформационную войну против Украины, также и банки, которые финансируют российских лиц, принимающих решения, и совершающие другие операции на этих территориях;
- принять меры, нацеленные на экономические отношения между двумя регионами и ЕС, точно так же, как в случае с Крымом;
- принять меры, нацеленные на способность российского государства и правительства получать доступ к западному капиталу и финансовым рынкам или услугам, ограничить финансирования их политики путем ограничения доступа их суверенного долга к европейским финансовым рынкам.
Он выразил признательность Германии за приостановку сертификации газопровода «Северный поток — 2». «Это еще больше усилило наш единый сигнал», — сказал Боррель.
Он поблагодарил Украину за сдержанность и подчеркнул, что она будет нужна как никогда в ближайшие дни, потому что ЕС «боится, что эта история не закончена». Он также «внимательно следит за следующим шагом Беларуси, которая помогала России и поддерживала ее действия».
«Но санкции, — подчеркнул Боррель, — это только часть ответа ЕС». Дипломатические усилия будут продолжаться, чтобы предотвратить новую вспышку войны, конфликта в сердце Европы.
Вечером во вторник глава Европейской комиссии немка Урсула фон дер Ляйен, комментируя принятую в Париже первую порцию мер, заявила, что ЕС готов пойти дальше в своих экономических санкциях, если Россия пойдет дальше в своих военно-политических.
«Россия сфабриковала этот кризис и несет ответственность за нынешнюю эскалацию, — написала она на сайте ЕС. — Мы сейчас быстро доработаем пакет санкций. И мы будем тесно координировать свои действия с нашими партнерами, как мы это делали до сих пор».
«Мы максимально затрудним Кремлю проведение его агрессивной политики», — заявила фон дер Ляйен. — Если Россия продолжит эскалацию созданного ею кризиса, мы готовы предпринять дальнейшие ответные действия, — обещала она. — ЕС сплочен и действует быстро».
Глава Еврокомиссии приветствовала решение правительства Германии остановить сертификацию газопровода «Северный поток — 2». Этот газопровод «следует оценивать с точки зрения безопасности энергоснабжения всей Европы», и этот кризис показывает, что Европа слишком зависит от российского газа. Она дала понять, что поступок Кремля только разрушил колебания Берлина и подтолкнул диверсификацию поставщиков энергоносителей и вложения средств в возобновляемые источники.
Как раз в понедельник в Брюсселе проходило совещание Совета сотрудничества ЕС со странами Персидского залива. Подойдя к журналистам вместе с сопредседателем встречи, министром иностранных дел Саудовской Аравии, Боррель откровенно признался, что наряду с общим усилением взаимодействия с этими странами Брюссель имеет особый интерес к увеличению поставок оттуда в Европу газа и нефти.
В среду фон дер Ляйен встречалась с Йонасом Гаром Стёре, премьер-министром Норвегии, которая является одним из крупнейших поставщиков природного газа в ЕС и, наверное, может изменить конфигурацию своих поставок. В вопросе с Украиной она на стороне ЕС и США.
Урсула фон дер Ляйен во время встречи с премьер-министром Норвегии Йонасом Гаром Стёре, 23 февраля 2022 года. Фото: EPA-EFE
Крупные российские банки глубоко интегрированы в мировую финансовую систему, а это означает, что санкции могут ощущаться далеко за ее пределами. Данные Банка международных расчетов (БМР) показывают, что европейским кредиторам принадлежит львиная доля почти $30 миллиардов вложений иностранных банков в Россию.
В части суверенного долга и рынка капитала пакет мер ЕС запретит инвесторам из ЕС торговать российскими государственными облигациями. (США также усилили ограничения на сделки с суверенным долгом России).
Москва заявила, что любой шаг по введению санкций против самого Путина не нанесет вреда лично российскому президенту, но окажется «политически деструктивным».
Одной из самых жестких санкций продолжают называть отключение российской финансовой системы от системы SWIFT, которая обрабатывает международные финансовые переводы и используется более чем в 11 тысячах финансовых учреждений более чем 200 стран. ЕС, как и США, рассматривает это в качестве самой крайней меры, но не снимает с повестки дня.