СюжетыПолитика

Хищные стройки века

Силовики в очередной раз произвели выемку документов в департаменте архитектуры Севастополя

Хищные стройки века
Строительство многоэтажного жилья в Севастополе. Фото: РИА Новости

Застройка — бич всех российских губернаторов города-героя. Каждый из них сразу после назначения заверял, что будет бороться с незаконным строительством на побережье, в охранной зоне, на землях сельхозтерриторий и просто с точечной застройкой. Но все три градоначальника в итоге сдались в плен девелопменту. Застройку, как правило, оправдывают благородными целями — квартиры для льготников, развитие региона, инвестиции в экономику.

Причины строительного «разгула» две, и они прозаичны. Во-первых, застройка — это живые деньги, причем немаленькие. Во-вторых, бенефициары, как правило, либо влиятельные местные бизнесмены, либо крупные фигуры федерального уровня. В Севастополе, где экономика находится в глубочайшей стагнации (порты не работают из-за санкций, а производство пришло упадок еще в начале 90-х), единственный ценный ресурс, как и в других южных регионах, — земля.

Только в 2021 году стоимость квадратного метра в городе-герое выросла на треть. По этому показателю Севастополь обогнали только Сочи и Краснодар. Но в Севастополе свободной земли почти не осталось. Власти с трудом находят участки даже под строительство соцобъектов. Хотя для застройщиков чиновники готовы сделать невозможное.

Застройка вместо виноградников

Единственная прибыльная отрасль экономики города-героя — виноделие, но и сюда дотянулась девелоперская рука. В Балаклавской бухте с видом на Генуэзские крепости вот-вот начнется строительство яхтенной марины. Под нож могут пойти виноградники в Балаклаве, расположенные в пяти минутах езды от набережной. На 7 гектарах засаженных виноградной лозой агрофирма «Золотая балка» планирует построить лакшери-поселок ZB Village из 15 четырехэтажных многоквартирных домов и 12 коттеджей «комфорт-класса» — всего более 23 тысяч квадратных метров жилья на сельскохозяйственной земле ООО «Агрофирма Золотая балка». Проектом предусматривается комплексное благоустройство территории: прогулочные бульвары, открытые бассейны, детские и спортивные площадки.

Еще в 2019 году фирма не только выкупила у города 7 га за смешные 176 тысяч рублей под коттеджный поселок ZB Village, но в целом приобрела три участка общей площадью 150 га почти даром. Ценную сельхозземлю в окружении крымских лесов и гор чиновники оценили в 2 млн руб. по льготной ставке в 15% от кадастровой стоимости. Эти территории якобы приобретались под виноградники.

Есть вопросы и к легитимности публичных слушаний, которые касаются поселка ZB Village. Местные жители высказались категорически против нового строительства, но чиновники в протокол их мнение почему-то не внесли. В итоге в правительстве Севастополя пришли к выводу, что жители одобрили строительство. «Золотой балкой» владеют светская львица Снежана Георгиева и бизнесмен Артем Зуев.

Как утверждают «Важные Истории» (издание признано иноагентом), в конце прошлого года полиция Латвии в рамках расследования, связанного с «делом Магнитского», конфисковала в Риге принадлежащую Зуеву недвижимость стоимостью около 250 тысяч евро.

Читайте также

Игра в наперстки: делайте ставки

Правительство России досрочно прекратило финансирование Федеральной целевой программы развития Крыма и Севастополя. Что будет с амбициозными проектами

Застроить все щели

Застройка поглощает Севастополь, как раковая опухоль. Точечно по всему городу выдаются разрешения на строительство многоэтажек. Причем нередко речь идет о тех территориях, которые несколько лет назад отбили жители, общественники и даже прокуратура. Например, на улице Гавена на придомовой территории застройщик собирался построить многоэтажку. На девелоперов даже заводили уголовное дело, застройку остановили, но теперь этот проект оказался в реестре перспективных объектов строительства, пишет на своей странице в Facebook депутат севастопольского заксобрания Антон Пархоменко. «Также весьма интересны площади застройки на улице Летчиков, 10, в Парке Победы — более 65 000 квадратов, хотя намедни застройщик утверждал, что не более 25 000», — пишет депутат.

Как правило, речь идет об участках земли либо на придомовых территориях, либо в зеленой зоне, которые были получены еще во времена Украины с нарушением закона.

В прошлом году губернатор Севастополя Михаил Развожаев заявил, что нашел 722 га под коммерческую жилую застройку. Глава региона планирует привлечь в город 200 млрд инвестиций и построить жилплощадь для 200 тысяч человек. Правда, строительство коммуникаций и инфраструктуры к бетонным гетто планируют финансировать за счет налогоплательщиков — а это десятки миллиардов рублей из федерального бюджета.

Лоббист идеи массовой застройки города-героя — вице-премьер правительства РФ и куратор Крыма Марат Хуснуллин.

Он уже заявлял, что на полуостров будут заходить инвесторы с материка, а в целом планируется привлечение триллиона рублей. Параллельно в планах — масштабная реновация, которую стали изящно именовать «комплексное развитие территории», чтобы не вызывать у населения отрицательных эмоций.

Марат Хуснуллин. Фото: Алексей Кушниренко / ТАСС

Марат Хуснуллин. Фото: Алексей Кушниренко / ТАСС

Путин не указ

В центре Севастополя на мысе Хрустальный строится один из четырех культурных кластеров. Строительство началось весной 2019 года, общественные слушания проекта прошли онлайн в конце 2020-го, причем многие жители даже не смогли принять в них участие из-за постоянных сбоев в сети, а сам проект прошел экспертизу только сентябре 2021 года. Причем первыми объектами, которые начали возводить на севастопольском побережье в 2019 году, стали не театр оперы и балета, не музеи, а две многоэтажки — якобы общежития для «преподавателей» и «артистов». Один «человейник» в Артиллерийской бухте (это исторический центр Севастополя) почти готов.

Подрядчики строительства культурного кластера и многоэтажных «общежитий» непростые: компания Геннадия Тимченко «Стротройтрансгаз» и фонд «Национальное культурное наследие», который курирует вице-премьер Марат Хуснуллин.

Строительство ТЭС в Крыму. Фото: Алексей Павлишак / ТАСС

Строительство ТЭС в Крыму. Фото: Алексей Павлишак / ТАСС

В ноябре прошлого года во время визита в Севастополь Владимир Путин публично отчитал губернатора Развожаева: мол, под жилищную застройку есть другие территории, а на месте домов для «преподавателей» и «артистов» лучше разбить парковую зону.

— Вы сегодня мне поручили, когда мы были с вами у памятника, смотрели на площадку строительства парка: действительно, фонд «Национальное культурное наследие» обращался с тем, чтобы один или два жилых дома построить на территории, примыкающей непосредственно к кластеру, для сотрудников и тех, кто будет работать в культурном кластере, — оправдывался Развожаев перед президентом на встрече 4 ноября 2021 года.

— Для преподавателей, — уточнил Путин.

— Для преподавателей, — робко согласился губернатор. — Один дом такой уже строится.

— Для артистов, — продолжил уточнять президент.

— Да. Но я с вами абсолютно согласен, что мы можем найти площадку где-то в другом месте в городе, а максимальное количество площадей, которые на Хрустальном есть, действительно использовать для общественного пространства. Именно так мы и поступим, как Вы сегодня поручили.

Но, видимо, даже президент севастопольскому градоначальнику не указ.

В реестре перспективных объектов строительства, кроме уже возводимого дома на 238 квартир по улице Капитанской, значится жилой комплекс на 343 квартиры, сообщает местный телеканал НТС.

И это, если не упоминать, сколько объектов культурно-исторического наследия периода Крымской войны (1853–1856) разрушили во время строительства «общежитий». Археологи, проводившие разведку в районе бывшего 54-го флотского механического завода в 2018 году, где сейчас находится многоэтажка, обнаружили пять выявленных объектов, имеющих признаки культурно-археологического наследия, — это «Караульное помещение», «Бастионы первого строительного периода», «Оборонительный вал 7-го бастиона», «Арсенал» и «Участок с культурным слоем и амбразурной стеной» (стена 7-го бастиона). Все они объединены в «Форт Меншикова».

В 2020 году экспедиция Института археологии РАН обнаружила остатки оборонительных сооружений бастиона № 8 времен Крымской войны. Считалось, что объект был уничтожен в советское время при строительстве мемориалов «Штык и парус» и «Матрос и Солдат». Но вместо исторического музея под открытым небом там будут многоэтажки.

Общественности едва удалось отбить античные печи I — II веков н.э., которые обнаружили археологи на месте строительства в 2020 году. Тогда губернатор Развожаев, историк по образованию (!), заявил, что находки не представляют исторической ценности, что это «не сохранившиеся объекты», а «огромный объем керамики». Но протесты севастопольцев помогли сохранить хотя бы фрагмент истории.

Масштабное строительство в Крыму. Фото: Алексей Павлишак / ТАСС

Масштабное строительство в Крыму. Фото: Алексей Павлишак / ТАСС

Духовник Путина против ЮНЕСКО

Еще один объект строится под грифом «секретно» прямо на пороге античного городища Херсонес.

В сентябре прошлого года корреспонденту «Новой», несмотря на официальный запрос, не разрешили посмотреть, как проходят раскопки и ведется строительство. Под ударом оказалось наследие ЮНЕСКО — «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита». Теперь в буферной зоне объекта ЮНЕСКО строят «археологический Диснейленд». На деньги неизвестных спонсоров.

Понятие буферной и охранной зоны памятников исторического наследия придумали не просто так.

Во время марш-броска археологов там были найдены склепы Римской и Средневековой эпохи, винодельня и тысячи различных артефактов. Но в ходе строительства грунт ежедневно вывозили десятки грузовиков без археологического «досмотра».

Протесты, пикеты, публикации в СМИ оказались безрезультатными.

На днях стало известно, что на этом месте разрешено строить «музейно-рекреационные» здания высотой до 35 метров (10 этажей). В правительстве Севастополя утверждают, что это не будет жилищное строительство, но по градостроительным нормам под понятие «рекреация» подпадают и гостиницы. Соответствующий приказ № 1726 от 22.10.2021 издало Министерство культуры России, изменив градостроительные регламенты. До сих пор там было запрещено строить здания выше 9 метров.

С легкой руки фонда «Моя история», связанного с митрополитом Псковским и Порховским Тихоном Шевкуновым (его называют духовником Путина), буферную зону Херсонеса застраивают стахановскими темпами. Зачем-то именно там, где был пригород античного города и можно было проводить полноценные раскопки и расширить территорию музея, решили построить корпус «Артека», школу искусств для юных художников и целый археологический парк с сувенирными магазинами, новыми музейными помещениями, общежитиями для детей, музей истории Крыма и квартал — реконструкцию древнего города (то есть новодел).

2017 год. Владимир Путин и Тихон (Шевкунов) на территории музея-заповедника «Херсонес Таврический». Фото: Алексей Дружинин / пресс-служба президента РФ / ТАСС

2017 год. Владимир Путин и Тихон (Шевкунов) на территории музея-заповедника «Херсонес Таврический». Фото: Алексей Дружинин / пресс-служба президента РФ / ТАСС

В разговоре с «Новой газетой» ужаса от застройки не скрывали и археологи из Москвы, и сотрудники самого Херсонеса. Свои фамилии они просили не называть, чтобы не лишиться работы. Из музея и так уже уволено много профессионалов, которые были не согласны с политикой нового директора Херсонеса, объяснил корреспонденту «Новой» бывший реставратор Анатолий Туманов.

Изменения, внесенные в приказ Минкульта, выглядят достаточно спорно, не только с точки зрения международного права, но и российских законов и нормативных актов. В национальном стандарте РФ значится, что в буферных и охранных зонах объектов ЮНЕСКО запрещено возведение объектов капитального строительства и их реконструкция с изменением параметров (высота, этажность, площадь).

Как сообщает издание Forpost, по российскому законодательству для таких кардинальных изменений, как строительство высотных зданий — пусть даже музейно-рекреационных (например, гостиницы), — на территории объектов федерального значения положено проводить государственную историко-культурную экспертизу, но она в обновленном приказе Минкульта отсутствует. Депутат севастопольского заксобрания Вячеслав Горелов попросил Генпрокуратуру проверить законность строительства.

В конце концов, «необходимо согласование с ЮНЕСКО любых строительных и хозяйственных проектов, реализация которых может оказать негативное воздействие на выдающуюся универсальную ценность объектов, имеющих статус объектов Всемирного наследия» (пункт 172 Руководства по выполнению Конвенции об охране Всемирного наследия). Причем сделать это необходимо «до принятия любых решений, которые было бы трудно отменить». Но с ЮНЕСКО никто ничего не согласовывал.

Попытки местных журналистов выяснить, в чьих интересах ведется строительство, заканчиваются отказом в предоставлении информации со ссылкой на «коммерческую тайну».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow