Что Нового?Общество

Антидепрессант «Золофт» пропал из аптек — теперь его можно купить только в даркнете

Истории читателей «Новой» в подкасте «Что Нового?»

Из аптек Москвы пропал антидепрессант «Золофт» с действующим веществом сертралин производства компании Viatris (бывшее подразделение Pfizer). Его уже начали продавать в даркнете, забирать препарат можно с помощью «закладок». В интернете публикуют гайды про то, в какой стране можно купить «Золофт».

Почему это случилось? Чем этот препарат важен и уникален? Насколько сильно страдают его потребители? Как выходят из ситуации и подходят ли аналоги? Поговорили об этом с психиатрами, компанией-производителем лекарства, юристом и даже нашими слушателями.

слушайте, где удобно

Надежда Юрова: О том, что такое «Золофт» и насколько страшна его пропажа для тех, кто его употребляет, поговорили с врачом-психиатром, психотерапевтом, руководителем медицинской службы Mental Health Сenter Анной Корендюхиной. Анна, здравствуйте!

Анна Корендюхина: Добрый день.

Н.Ю.: Давайте начнем с того, что расскажем слушателям, которые не сталкивались с использованием подобного рода антидепрессантом, что такое «Золофт», кому его прописывают и зачем он нужен.

А.К.: Да, «Золофт» — это торговое наименование, его международное непатентованное название, которое привязано к химической формуле, — это сертралин, и фармкомпания Pfizer, которая его придумала, запатентовала его именно под торговым названием «Золофт». Но у него есть множество других дженериков. Соответственно, это препарат из группы СИОЗС, называется это — селективные ингибиторы обратного захвата серотонина. Это одна из тех групп антидепрессантов, которые назначаются людям при их первом посещении психиатра. То есть, соответственно, когда они не принимали никакую другую форму терапии. Его плюс еще и в том, что он один из немногих препаратов, которые одобрены у детей, соответственно, еще большие проблемы связаны как раз таки с тем, что в детской психиатрии мало препаратов, которые можно использовать. Назначается он при огромном широком спектре показаний, потому что в психиатрии мы не лечим расстройство, и название «антидепрессанты» — это очень узкое название, потому что используется для лечения тревожных расстройств, обсессивно-компульсивных расстройств, при лечении панического расстройства не в первой линии, но тем не менее при различных расстройствах, связанных с соматическими причинами, и т.д.

Н.Ю.: Сейчас «Золофт» исчез из аптек. Я лично каждый день мониторю на всех популярных сайтах аптек, невозможно найти «Золофт» именно пфайзеровский, насколько это страшно для тех, кто его принимает, и помогают ли его аналоги?

А.К.: Это не очень приятная информация. Как я уже сказала, у него есть дженерики, но, к сожалению, дженерики тоже есть очень разные по качеству. Есть дженерики, которые сопоставимы по фармакологической и терапевтической эффективности, то есть они эквивалентны и, соответственно, их концентрация примерно такая же: где-то 80‒120% от оригинального препарата, но не у всех. То есть можно обратить внимание, что дженерики тоже могут стоить по-разному — это все зависит от того, другая ли фармкомпания стала вкладываться в исследование для того, чтобы проверить, эффективен их препарат или нет. И, соответственно, эффект тоже может очень сильно отличаться у каждого конкретного человека. Например, есть люди, которым дженерики подходят. И в принципе это неплохой вариант, потому что дженерики чаще всего стоят дешевле, и это для человека способ сэкономить. Но иногда это очень большая разница, и мы вынуждены либо повышать дозировки, либо менять препарат. Хорошая новость в том, что у нас есть множество других препаратов, на которые можно «Золофт» заменить. Но иногда бывает очень жаль это делать, так как есть уже подобранные и хорошо работающие понятные препараты, а их по каким-то причинам приходится заменять.

Н.Ю.: Насколько это опасно для тех, кому «Золофт» необходим, для кого это часть привычной подходящей хорошей схемы?

А.К.: Действительно, это очень важно для людей с подобранными терапевтическими схемами, которыми они пользуются на протяжении нескольких лет. И это очень неприятная ситуация с точки зрения фармвзаимодействия и фармактивности, потому что, с одной стороны, это определенные нейрохимические изменения, которые происходят в головном мозге, а с другой стороны, это очень мощный психологический фактор, безусловно, влияющий на человека, который будет думать о том, подойдет ли ему препарат, как он будет работать, будет ли он работать так же? И конечно, это проблема для пациентов, которые изначально принимали «Золофт». Потому что одно дело, когда изначально человеку могут назначить какой-то другой препарат, и совсем другая история, когда человек уже длительное время находится на одном и том же препарате с положительным эффектом лечения.

Н.Ю.: А какие побочки могут чувствовать люди от того, что они переходят на замену?

А.К.: По сути, это те самые побочные эффекты, которые чаще всего развиваются в начале приема любого препарата, связанного с серотонином. Это могут быть головные боли, головокружения, сухость во рту, двоение в глазах. Все что угодно. И это также очень может быть похоже на эффект синдрома отмены, из-за того что будет разница в концентрациях и не совсем понятно, в какую сторону: то есть это может быть как в сторону повышения концентрации, так и в сторону ее снижения. И, соответственно, это могут быть и эмоциональные колебания. Усиление подавленности, усиление тревожности, панические атаки, все что угодно, то есть это максимально неприятно для человека, особенно если человек в этот момент занимается чем-то важным для себя или, например, находится в отпуске. И к сожалению, тогда это время скорее всего будет подпорчено, во всяком случае, пока он не привыкнет, даже если ему подойдет дженерик. Все равно, скорее всего, потребуется какое-то время для того, чтобы привыкнуть к новому препарату.

Надежда Юрова: И все-таки, почему он вдруг исчез? Мы отправили запрос в компанию Viatris и получили вот такой письменный ответ:

Viatris в курсе сложившейся ситуации с дефицитом препарата «Золофт». В последнее время отмечается значительный рост спроса на препараты «Золофт» в различных странах. Вследствие этого происходят задержки поставок препаратов, в том числе и в Россию. Эти задержки носят временный характер. Поступление препаратов «Золофт» на склад нашей компании в России, возобновления отгрузок и доступность препарата в аптеках ожидается в начале второго квартала текущего года».

Надежда Юрова: Мы позвонили одному из крупнейших российских дистрибьюторов фармацевтических препаратов «Фармкомплект» и получили вот такой комментарий:

«Я не буду на эту тему с вами говорить, давать какие-то комментарии и обсуждать ее».

Надежда Юрова: Прямо говоря, ответ был не очень конкретный, как от Viatris, так и от «Фармкомплекта». Поэтому мы задали вопрос генеральному директору DSM Group, агентства, которое исследует фармацевтический рынок, Сергею Шуляку, и он рассказал нам о возможных причинах пропажи «Золофта» из аптек.

У некоторых психиатров есть и другая точка зрения — ее нам озвучил психиатр, доктор медицинских наук Андрей Шмилович.

Андрей Шмилович: Исчезновение «Золофта» из аптек не является событием, имеющим какое-то серьезное значение. Этот препарат действительно очень хороший и давно существующий, доказавший свою эффективность, и самое главное, безопасность, он является одним из великого множества других антидепрессантов, которые используют врачи по всему миру для лечения различных депрессивных, тревожных и других психических расстройств. Исчезновения того или иного препарата из той или иной страны происходят регулярно по всему миру, это вопросы исключительно бюрократического толка, не имеющие никакой политической или иной смысловой нагрузки. В общем, у него есть масса дженериков, тот же сертралин, то есть активное вещество, которое представляет торговая марка «Золофт», производит множество других фармацевтических компаний под другими названиями, и поэтому те пациенты, которые принимают «Золофт» по назначению своих врачей и сейчас столкнулись с его отсутствием, могут совершенно спокойно проконсультироваться со своими врачами, поменять этот препарат на дженерик, на то же самое лекарственное вещество, только выпущенное другой фармкомпанией. Но даже если окажется так, что дженерик по каким-то причинам пациенту не подходит, всегда можно найти оригинальный препарат из этой же группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина, который может заменить «Золофт». Так что волноваться по этому поводу точно не следует, соблюдайте режим терапии, слушайте своих врачей и выздоравливайте. И не переживайте по поводу такой ерунды

Надежда Юрова: Как мы сейчас услышали, кажется, волноваться не следует, и все это ерунда, и вроде бы мы эту тему записали зря. Однако мы послушали многих наших читателей, которых эти слова вряд ли успокоили. Послушайте и вы, как они проживают и переживают отсутствие «Золофта» в аптеках.

Слушатель 1: Привет, «Новая газета». Я столкнулся с проблемой недостатка «Золофта» в городе Волгограде. И как бы я купил серлифт, это индийский дженерик. От него у меня ужасные побочные эффекты начались, маниакальные состояния, и спешным образом мы с мамой начали ездить по Волгограду, в каждую аптеку заезжать и спрашивать, есть ли «Золофт», и внезапным образом нам повезло, мы нашли в городе-спутнике Волгограда, городе Волжском три пачки «Золофта», по 28 таблеток каждая. Это были последние три пачки на полуторамиллионную агломерацию, и они закончатся примерно в середине марта. Что делать дальше, непонятно.

Слушатель 2: Мне прописали «Золофт» в конце сентября, с тех пор я его принимаю, он мне отлично подошел, все было замечательно, не особо много каких-то побочек, и я жила счастливо, пока не поползли слухи о том, что его становится меньше. То есть я начала сталкиваться с его отсутствием еще осенью, когда просто приходила в аптеки и либо не было нужной мне дозировки, либо его не было в принципе, причем фармацевты говорили о том, что поставок просто нет. Именно из-за этого я решила купить несколько пачек сразу, потому что предполагала, что, возможно, в будущем точно так же появятся какие-либо проблемы с тем, чтобы его найти. И в итоге я успела закупить до того, как он пропал окончательно. Но в любом случае, сейчас, так как его нет и он у меня заканчивается, мне придется отказываться от этого лекарства и идти к психиатру, чтобы он выписал мне новое, которое не факт, что подойдет, где-то снова режим привыкания и так далее. Ну и в целом ситуация, конечно, не очень получилась, я от нее не в восторге.

Слушатель 3: Привет «Новой газете». Я принимаю «Золофт» и тоже столкнулся с дефицитом, как и все, но на другой препарат не очень хотел переходить. Слышал, что российские препараты намного хуже, лучше «Золофта» ничего нет. Я очень не хотел менять препарат и искал по всем интернет-сервисам, кроме запрещенных. Почти везде искал. В Москве вообще ничего нет, начал искать в соседних регионах. В итоге нашел пять маленьких пачек в Твери. В этот же день поехал в Тверь, купил пять пачек, вернулся в Москву. У меня там не забрали рецепт, ничего не отметили, поэтому я мог еще купить. Я нашел в Воронеже последнюю пачку и поехал в любимый город Воронеж из Москвы, одним днем, чисто за антидепрессантом. Так что я вот так вот с этой ситуацией справился. Так что чисто штучный «Золофт» еще остался, там по одной-две пачки в регионах. В каком-нибудь регионе еще есть, например в Гусь-Хрустальном, просто туда ехать неудобно — на автобусе только, лучше уж в Воронеж на поезде. Так что я так справился, у меня есть еще запас на три месяца. Я думаю, как-нибудь пережду. За три месяца, я думаю, должны привезти этот препарат.

Слушатель 4: Про «Золофт». Никак не выхожу из ситуации. У меня еще есть на месяц лекарства, того же «Золофта». Что будет дальше, я не знаю. Я говорил с врачом по этому поводу, он сказал что «ну а что делать…» Серената, серлифт… индийские дженерики; еще обратите внимание на то, что дженерики асентра и стимулотон… их тоже ведь нету. То есть остались только индийские. Я не знаю, наверное, это уже не в первый раз было, на Новый год, например. Ситуация, конечно, адовая, потому что ну а что делать?

Слушатель 5: Добрый вечер, глубокоуважаемая мною «Новая газета». Я бы хотел рассказать о своих путешествиях в поисках «Золофта». На самом деле, практически в 90 процентах аптек в Петербурге нет «Золофта». Но есть также с этим же действующим веществом сертралин, есть серената, есть серлифт и так далее и тому подобное. Вот почему запретился именно «Золофт»? В принципе, у меня есть только одно мое личное субъективное мнение, что это попытка нашей власти саботировать работу Pfizer-a, который и производит этот самый «Золофт».

Слушатель 6: Здравствуйте. По поводу «Золофта». Мне выписали «Золофт» в конце января, и, видимо, врачи ничего не знали о том, что случилось с его поставками. И так сложилось, что мне в тот же день нужно было уезжать в сельскую местность на неделю. В общем, я обошла 7 аптек, только в последней из них сказали, что есть дженерики. Но при этом не продали тот, который у них был, потому что не поверили в мою способность разделить таблетку пополам — там была большая дозировка, чем мне было нужно. И потом, мне еще нужно было успеть собраться. Я купила еще один дженерик, уже рядом с вокзалом, и так случилось, что на третий день поездки у меня от него случилось очень сильное отравление — с рвотой, сильным головокружением, двоением в глазах; я его перестала пить. К счастью, мне и без него полегчало. И врач мне просто отменила сертралин вообще. В общем, я не знаю — это было от дженерика или вообще от действующего вещества, но вот такая веселая история случилась.

Слушатель 7: Добрый вечер, мне данный препарат прописал врач, и он счел, что лучше принимать именно «Золофт». К сожалению, его сейчас в аптеках нет и найти его невозможно. И уже примерно две недели я принимаю индийский дженерик серената, и он мне не подходит. Я чувствую себя очень плохо и жду своей записи к врачу, чтобы мне внесли поправки в терапию. Потому что дженерик, к сожалению, в моем личном случае оказался очень плохой заменой.

Надежда Юрова: Ну вообще даркнет довольно быстро среагировал на эту ситуацию, и теперь там по вдвое завышенной цене можно купить «Золофт» и забрать его как «закладку». Насколько это может быть безопасно, мы спросили у юриста правозащитного проекта Hand Help Арсения Левинсона.

Арсений Левинсон: Сертралин не включен ни в один перечень запрещенных веществ, ни в перечень наркотиков, ни в список сильнодействующих веществ, и, следовательно, его приобретение любым способом не может рассматриваться как какое-либо наказуемое деяние. Но, конечно, если человек приобретает сертралин таким способом, который похож на способ приобретения запрещенных веществ, то есть через «закладки», и его задерживает полиция, он рискует тем, что в отношении него будет проведен досмотр задержания, он будет подозреваться в приобретении наркотиков, и это вполне правомерно, потому что полиция не может знать, что именно приобрел человек, а способ приобретения через «закладки» характерен для наркотиков. И в этой связи человеку очень важно понимать, что если он вдруг столкнулся с такой ситуацией, когда он вынужден приобретать лекарства через даркнет, не путем покупки его в аптеке, а забирая в тайнике, при оформлении его в полицию очень важно, чтобы правильно были упакованы изъятые таблетки. Если их будут отправлять на экспертизу, нужно следить, чтобы их не подменили на какие-нибудь запрещенные вещества, чтобы присутствовали понятые или велась видеозапись, чтобы в протоколе были отмечены все внешние признаки таблеток: какие надписи на блистере и т.д. То есть максимально зафиксировать тот факт, что изъяты именно антидепрессанты, которые человек таким странным способом вынужденно приобрел, потому что не смог найти этот препарат в аптеке. И еще надо отметить, что в целом сертралин относится к препаратам жизненно необходимым и включен в специальный перечень препаратов обеспечения доступности к антидепрессанту сертралин — а это уже обязанность государства.

Надежда Юрова: Психиатр Анна Корендюхина, голос которой вы слышали в начале подкаста, сказала, что есть единственный безопасный способ получить «Золофт» сейчас — это поехать в другую страну, сходить к врачу и купить себе там какой-то запас, который спокойно можно будет провезти для собственного использования, либо подбирать аналоги со своим лечащим психиатром.

При участии Лизаветы Леонидовой и Аиды Убиевой

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow