Фото: Алексей Даничев / РИА Новости
Теоретически все очень просто. Чтобы подать заявку на дистанционный больничный, нужно позвонить по номеру 122 и ответить на вопросы роботизированной системы о своем состоянии. То же самое можно сделать через портал «Здоровье петербуржца», только уже в письменном виде.
После оформления заявки данные пациента передаются в поликлинику по месту жительства и с ним связывается врач. Он же должен уточнить симптомы и предложить лечение. В идеале — в тот же день. На практике — намного позднее, специалистов на линии не хватает.
8 февраля на заседании федерального оперштаба по борьбе с коронавирусом объяснили: дистанционный больничный выдается на неделю.
Ближе к дате окончания больничного нужно подать заявку и дождаться звонка от врача: так закрытие больничного листа подтверждается. К возможным способам связи с поликлиникой добавился чат-бот в Telegram. С ним оформление заявки должно стать еще более быстрым. Но воспользоваться технологиями получилось не у всех.
На своей волне
За время болезни к Светлане Керн врач пришел лишь один раз. Тогда ей и рассказали, что больничный будет автоматически продлеваться до отрицательного ПЦР-теста. Хотя, по словам главы Минздрава РФ Михаила Мурашко, отрицательный ПЦР для закрытия больничного не нужен. Выписка Светланы была запланирована на 8 февраля. Никакого уведомления по 122 или с портала «Здоровье петербуржца» она не получила, да и на «Госуслугах» больничный почему-то не продлевался уже пять дней. Поэтому Светлана решила сходить в поликлинику сама.
«Очереди огромные, люди сидят по четыре часа, — говорит она. — Впрочем, наверное, как и во всем городе.
Когда мне наконец стали закрывать больничный, выяснилось, что он уже закрыт дистанционно!
Третьего числа. За день до того, как дистанционная система заработала. Я пошла к заведующей поликлиники, она отправила меня к заведующей отделением. Та посетовала на критическую ситуацию и нехватку врачей. В итоге больничный мне закрыли как положено. Но столько времени потрачено зря!»
Светлана сама работает в сфере здравоохранения. О том, есть ли будущее у системы дистанционного оформления и закрытия больничных, говорит неохотно: «Я думаю, у нас нет взаимодействия между высшим и низшим звеньями. Каждый существует на своей волне».
Все по инструкции
Юлия Копылова работает психологом в частном образовательном учреждении. Больничный закончился 7 февраля, и, получив отрицательный ПЦР-тест, Юля решила выписываться. В поликлинике посоветовали вызвать врача, однако она нашла онлайн-форму заявки на удаленное закрытие больничного, заполнила и отправила — все по инструкции. Но заявка так и не появилась в списке поданных, хоть номер ей был присвоен. Сделала все снова. Вторая заявка отобразилась, но реакции на нее по-прежнему не было.
«Со вторника я вышла на работу, — говорит девушка. — Объяснила начальству, что не могу закрыть больничный, в отделе кадров на всякий случай назвала номер больничного листа. Мне подтвердили, что он не закрыт. Как все будет решаться в финансовом плане — вопрос. Зависит от того, когда мне все-таки больничный закроют, потому что сейчас он не продлен, но и не закрыт. Потеряю ли я в деньгах? Не знаю, я и так две недели на больничном, это уже половина зарплаты».
В итоге сразу несколько Юлиных заявок зависло без ответа: вызов врача домой с пометкой «про закрытие больничного», две заявки на удаленное закрытие больничного в электронном виде и еще две в чат-боте в Telegram, который пока что просто выслал ей номер незакрытого больничного листа.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Фото: Алексей Даничев / РИА Новости
Ошибка 503
IT-специалисту Антону Горшкову отрицательный тест, без которого на работу начальство не разрешало вернуться на работу, пришел только 7 февраля, в понедельник. Тогда же Антон стал записываться на дистанционное закрытие больничного. Но звонка от врачей так и не получил, потому сам пошел в поликлинику и попросил обновить данные. Послушал «пять минут о тяжелом положении работников, работе на износ, больших очередях, больных докторах»,
а потом, после единственного клика мышкой, услышал заветное: «Отправлено».
«Последнюю неделю сайт Фонда социального страхования весьма плохо работает, — отмечает Антон. — Он перегружен, 503-я ошибка. Поликлиника не может отправить данные, «Госуслуги» не могут обновиться, люди не получают информацию. Притом по закону вроде как информация в фонд должна поступить в течение трех дней. Если у поликлиники есть время отправить данные — они появятся почти мгновенно. Так и было ранее, подтверждение о больничном я получал на «Госуслугах», еще не выйдя из поликлиники».
В этот раз система дала сбой. Подтверждение, что он здоров, Антону пришло только через час после обращения в поликлинику, на сайте Фонда социального страхования. На «Госуслугах» полноценный больничный лист, который нужно было распечатать для возвращения на работу, появился лишь спустя сутки.
Нервы у всех
Василий Асташкин (имя изменено по просьбе героя) заранее озаботился получением больничного, чтобы вовремя вернуться к работе, — он учитель в школе. Больничный заканчивался 7 февраля, но первую заявку Василий подал за сутки. Никакой реакции на нее, как и на последующие звонки на номер 122, не было.
«8 февраля уже я отчаялся и написал гневный комментарий в группу Комитета по здравоохранению Петербурга, а вечером отправил обращение в свою поликлинику через «Здоровье петербуржца», — рассказывает он. — Первая реакция поступила именно в группе комитета, а потом спустя еще часов шесть пришел ответ на вчерашнее обращение. Следом звонок, и наконец-то закрыли больничный».
Василий утверждает, что в итоге на последний разговор с поликлиникой и закрытие больничного ушло меньше 20 секунд.
«Выйти на работу без закрытого больничного я просто не мог, а это пропущенные уроки у классов, — жалуется Асташкин. — Плюс, судя по реакции комитета, по шапке прилетело и персоналу поликлиники. В итоге нервы у всех. Мне кажется, проблема в том, что все это было введено слишком спонтанно, чуть ли не одним днем.
Сами поликлиники к этому, очевидно, готовы не были. Если вообще знали, что от них требуется».
Все наболевшие вопросы петербуржцы оставляют в комментариях в группе Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга «ВКонтакте». Официальные реакции стандартны: «К сожалению, эпидемическая ситуация является неблагоприятной, поэтому болеть могут и врачи поликлиник, которые работают на грани своих возможностей».
При этом комитет добавляет: чтобы получить более быстрый и конкретный ответ, можно отправить свои данные и описание проблемы в личные сообщения губернатора Александра Беглова. Сведения оттуда передаются в службу «122» или в поликлиники.
В Смольном не отрицают проблемы с удаленным закрытием больничных листов — они объясняются все той же критической нагрузкой на систему здравоохранения. Начальник отдела по организации амбулаторной медицинской помощи взрослому населению Комитета по здравоохранению Лариса Соловьева на пресс-конференции в «Интеррфаксе» заявила: «На сегодняшний момент [в случае задержки электронного больничного] мы предлагаем приступить к работе. Если пациент сообщил, что он готов, просит закрыть больничный лист, семь дней отболел, все нормально у него и хочет выйти на работу, то, соответственно, он подал заявку. С момента заявки и будет закрыт больничный лист».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68