В конце января в России началась добровольная вакцинация подростков от коронавируса. 17-летняя Джессика Ахтариева решила привиться, но получила отказ прямо на пункте вакцинации. Оказалось, что, следуя недавнему приказу Минздрава, она должна предоставить письменное согласие родителей. Это при том, что для других прививок, согласно российским законам, родительское соглашение не требуется, если подростку уже исполнилось 15 лет. Ахтариева подала иск в Верховный суд РФ с просьбой признать требование Минздрава нарушающим ее законные права.
В конце 2021 года российские власти зарегистрировали вакцину «Спутник М» — версию «Спутник V» для подростков. По сравнению со «взрослой» дозировка у нее уменьшена в пять раз, а привиться добровольно может любой ребенок, которому исполнилось 12 лет.
Изначально планировалось, что для прививки детям до 15 лет будет необходимо письменное согласие родителей или опекунов, а тем, кто старше, — только свое, личное. Об этом, в частности, написано на сайте самой вакцины «Спутник М». Но 6 декабря Министерство здравоохранения обнародовало приказ «Об утверждении национального календаря профилактических прививок», который, по сути, запрещает подросткам вакцинироваться без письменного согласия родителей, даже если сам пациент уже достиг 15 лет. В нем говорится, что вакцинация проводится добровольно при наличии письменного заявления одного из родителей. То же самое, но другими словами, установлено в инструкции Минздрава по вакцинации детей, опубликованной в конце декабря.
Приказ породил правовую коллизию. С одной стороны, новое правило Минздрава, с другой — какое-то количество подростков, которые хотят вакцинироваться, но не могут получить согласие родителей: родители против прививки или, например, не могут подписать соответствующий документ.
Джессика Ахтариева — студентка Российского химико-технического университета, приехавшая в Москву из Уфы, где сейчас и живут ее родители. Сразу после того, как в поликлиники поступил «Спутник М», девушка отправилась в ближайший пункт вакцинации, но столкнулась с тем же, с чем и другие московские подростки в подобной ситуации, — у нее потребовали письменное, заверенное у нотариуса согласие родителей. Родители Джессики не противники вакцинации, но они не могут передать ей соответствующую бумагу, потому как находятся в другом городе. Как говорит сама героиня, у нее тоже есть знакомые, оказавшиеся в ситуации, когда родители подростка против вакцинирования.
«Меня это тогда очень разозлило, потому что я поняла, что задача тех, кто проводит вакцинацию, не в том, чтобы защитить людей, и даже не в выполнении какой-то нормы по проценту вакцинированных, а просто в получении бумажки.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
То есть это бюрократия ради бюрократии», — говорит Ахтариева.
Со своей проблемой Джессика обратилась к Дарье Бесединой — депутату Мосгордумы от партии «Яблоко», с помощником которой, юристом Петром Кармановым, девушка и составила иск в Верховный суд России.
Петр Карманов,
юрист:
— Мы проанализировали законодательство, где сказано, что граждане старше 15 лет принимают все решения о прививках самостоятельно. Это закреплено во второй части статьи 11-го Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» и в законе «Об основах охраны здоровья граждан». Однако именно для прививки от ковида Минздрав принял приказ «Об утверждении национального календаря профилактических прививок», где есть пункт 14, введенный ради «дополнительной гарантии добровольности». Эта самая «гарантия» предполагает наличие письменного заявления от родителей.
Конечно, это никакая не гарантия добровольности, а дополнительное ограничение, а ограничения прав граждан у нас могут устанавливаться только федеральным законом или Конституцией, потому что право получать прививки — это часть права граждан на охрану здоровья. Минздрав не имеет права, например, устанавливать условия, по которым жена должна получать согласие на вакцинацию от мужа, или какие-то подобные вещи.
Это довольно странные нормы, принятые специально для ковида. Видимо, чтобы успокоить антиваксеров.
Также, со слов Карманова, к иску за один только день присоединилось около 20 подростков, и, возможно, это заявление уже скоро превратится в групповое.
Бланк иска в Верховный суд РФ. Фото из архива Петра Карманова
Помимо просьбы отменить приказ Минздрава, Джессика в иске просит суд об обеспечительных мерах — не применять 14-й пункт приказа именно к ней и именно сейчас, чтобы она могла вакцинироваться до момента решения дела.
Оценивая шансы на то, что суд удовлетворит иск, Карманов говорит:
— Главное — у нас однозначная правовая позиция. Все прививки в стране делаются с согласия самого несовершеннолетнего старше 15 лет, и не только они. Так принимаются любые медицинские решения. Никто не вправе требовать от такого гражданина письменного согласия родителей для похода к врачу и получения медицинской помощи. А именно для коронавируса установили такое правило, никак не основанное на законе. У нас есть неплохие шансы на то, что суд встанет на нашу сторону.
«Новая» отправила в Минздрав официальный запрос с просьбой прокомментировать ситуацию.
Алексей Свиридов — специально для «Новой»
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68