Про «дело государственной важности» сказал один из тренеров необъятного тренерского штаба олимпийской сборной России — и, кстати, единственный тренер с более или менее серьезным опытом Алексей Кудашов. Говорилось подобное практически всеми, кто вез российскую хоккейную команду на Игры. Иногда можно было уже помолчать, но нет — в российские времена, не выиграв до 2018 года ни одного олимпийского турнира, двигаясь от провала к еще большему провалу с венцом в Сочи-2014, у нас продолжают твердить про особую миссию, возлагаемую на хоккейную сборную. Традиция такая, даже генетический код.
Начиная с серебряного Нагано-1998, когда впервые полностью открылись олимпийские ворота для участия в Играх хоккеистов НХЛ, результаты сборной шли по понижающей — бронза в Солт-Лейк-Сити-2002, «деревянные» медали в Турине-2006, вылет в четвертьфинале в Ванкувере-2010 и, наконец, фиаско в олимпийском Сочи-2014. Отказ НХЛ перед Пхенчханом-2018 стал драгоценным подарком, чем российская сторона не без проблем, но все же воспользовалась с помощью команды «свистать всех наверх!» и чуда на льду от слишком рано поверивших в победу немцев в памятном финале.
По логике возвращение турнира к прежнему формату с участием всех лучших хоккеистов планеты ничего хорошего России не сулило.
Да и начавшаяся с весны 2018-го «планомерная подготовка», по ходу которой на главном посту сменились четыре (!) тренера, оптимизма не добавляла.
Резкая смена тренерского штаба за полгода до Игр и его утряска, изумлявшая всю хоккейную общественность, сменилась новыми надеждами при известии о том, что НХЛ снова пролетает мимо Олимпиады — теперь этот неожиданный подарок преподнесла пандемия. Появлялся шанс повторить корейский успех, дело оставалось за малым — донести до всех участников процесса простую и всем знакомую мысль: все для сборной, все для победы.
В середине января остановили регулярный чемпионат Континентальной хоккейной лиги по причине усиления очередной коронавирусной волны, и одновременно в интересах сборной. Только что стало известно, что доигрывать чемпионат уже не будут, после завершения Игр сразу приступив к плей-офф с распределением команд в зависимости от процента набранных очков. То есть треть клубов КХЛ отправились в отпуск с середины января, чего никогда не бывало.
А сборная села на тренировочный сбор почти за месяц до начала олимпийского турнира — очевидно, новая руководящая команда во главе с Алексеем Жамновым пришла к выводу, что подобная изоляция поможет спрятаться от омикрона и свести к минимуму потери. Вопросы к расширенному составу были с самого начала, общественность терялась в догадках по поводу той или иной кандидатуры, смысл порой уловить было трудно, но народ успокаивали тем, что все идет по плану. В конце концов, если все российские звезды играют за океаном и нет железных «зачетников», то выбор надо доверить этому тренерскому штабу. Если Жамнов с компанией себе не враги, то и возьмут в Пекин тех, в ком уверены, с кем будут защищать титул олимпийских чемпионов и брать вожделенное золото.
Ради этого команда в последний момент решила лететь в Пекин не олимпийским, а хоккейным чартером, отдельным от других участников Игр. Это вызвало вполне понятное возмущение, с одной стороны, а с другой, такое же понятное объяснение — так будет безопаснее как для обычных олимпийцев, так и для элитных, на которых, как мы помним, возложена особая миссия. Шум утих довольно быстро, на стартовавшей Олимпиаде хватало бурных событий, и вокруг хоккейной сборной на пару дней снова воцарилось молчание, которое я бы назвал тревожным.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Тренировка российской сборной в Пекине. Фото: Reuters
Сенсация случилась еще до первого матча — домой в Санкт-Петербург был отправлен второй российский бомбардир КХЛ Андрей Кузьменко, официально — по причине травмы. Кузьменко без того отправился в Пекин в качестве запасного, что немало удивляло практически всех — разве что кроме тренерского штаба, который ограничивался скупыми комментариями в духе «мы рассчитываем на всех хоккеистов». Еще в Новогорске в тренировочной двусторонней игре Кузьменко стал единственным автором всех трех шайб, и дважды ассистировал ему еще один запасной, Александр Кадейкин.
Лучшей демонстрацией того, что пренебрегать такими форвардами вряд ли стоит, придумать было трудно, но на тренерский штаб это не произвело большого впечатления.
Очевидно, на то были причины, но общественность об их наличии не известили. Удивляться пришлось еще больше, когда генеральный менеджер сборной Илья Ковальчук объявил, что Андрей покидает расположение сборной. Журналисты пытали Алексея Жамнова, что это за таинственная травма, которая не мешала Андрею прилететь в Пекин и уже там полноценно тренироваться с командой, но Алексей Юрьевич держался как партизан: «Мы рассчитывали на него до конца. Никто его не списывал со счетов. Смотрели его каждый день. Решение было принято вчера… Человек не может тренироваться на сто процентов. Как мы можем рассчитывать на него?» Ничего о том, что форвард получил травму именно в последний момент, сказано не было. По прилете в Пекин у Кузьменко были проблемы с ПЦР-тестом, но они, как сообщалось, быстро разрешились. Создалось впечатление, что лучшего крайнего нападающего КХЛ брали в Пекин просто для отвода глаз, а уже там просто сбросили, как балласт.
То ли тренеры избавились от проблемы, то ли выстрелили себе в ногу.
Мутная получилась история — как еще одно подтверждение, что неопытный тренерский штаб, получив карт-бланш с самого верха, уже заигрался. И пока добился только одного — за эту сборную переживать не хочется. Все происходившее вокруг нее больше напоминало возню у кормушки, но для прорвавшихся к ней все только начинается, и так же скоро может и кончиться. Задачу-то никто не отменял, и начинать решать ее надо с первого же матча со сборной Швейцарии.
Да, турнир по составу участников — второсортный, но олимпийские медали те же самые, которые вручались бы и лучшим хоккеистам планеты. На статус сетовать бесполезно, все примерно в равных условиях, и выступающая под флагом национального Олимпийского комитета сборная России — не самый явный, в отличие от турнира четырехлетней давности, фаворит. Ее не боятся ни швейцарцы, ни датчане, ни тем более чехи, матчем с которыми россиянам завершать предварительный этап. У чехов до самого последнего момента не набирался полный состав из-за карантина, но теперь все в строю. Фаворит номер один на сегодняшний день — сборная Финляндии, основу которой составляют легионеры из Континентальной хоккейной лиги, теневые лидеры — шведы и канадцы, появление темных лошадок тоже не исключено.
Будут ли в России по-настоящему болеть за свою сборную, зависит только от нее.
В конце концов, выходящие на лед ребята не виноваты, что творилось и творится вокруг главной команды страны, не говоря уже о заменяющей честную конкуренцию внутривидовой борьбе в нашем хоккее. Государство ее поощряет, а с такой «заботой» никакие враги не нужны.
Но крайне неприятно осознавать, что вопрос «кому выгодно?» будет актуален при любом показанном результате.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68