Комментарий · Культура

Список Слона

Независимая премия кинокритиков и киноведов «Белый слон», в прошлом году отколовшаяся от Союза кинематографистов, назвала лауреатов. Чем ее призы отличаются от державных?

Лариса Малюкова, обозреватель «Новой»
views
4700
Лариса Малюкова, обозреватель «Новой»
views
4700

Группа сериала «Пингвины моей мамы» 

Премия «Золотой орел», созданная и контролируемая Никитой Михалковым, примечает в основном традиционное, олдскульное кино. В полном соответствии с принимаемой сейчас новой культурной доктриной возврата к патриархальным ценностям.

И вот что любопытно. Театральное сообщество выступило с консолидированным призывом остановить очередное пришествие цензуры в виде грядущего Указа президента о государственной защите «традиционных ценностей».

Кинематографистов практически не слышно. Одни — в очереди за госсубсидиями, другие — в опале. Стоит ли удивляться, что кино последних лет за редкими исключениями — безмускульное, тишайшее, или напротив, патриотически громкокипящее. Есть у нас еще и кино костюмированное, широкое, как масленица, с внятным мелодраматическим сюжетом. Таков триумфатор «Орла» — нарядный рождественский ретро-экшн «Серебряные коньки» со сказочной сентиментальной историей.

На «Орле» свои правила: кто премией владеет, кто ее транслирует — того и призы. Поэтому в наградном списке в основном картины «ТРИТЭ» Никиты Михалкова и телеканала «Россия».

Все в дом. Партии и правительству такой расклад по душе. Как сказал специальный гость церемонии негасимый Владимир Мединский: «Пандемии бывали и похуже, а кино наше русское вечно».

Пространство авторского кино маргинализируется. Даже прорвавшиеся в прокат фильмы, такие, как например, «Дунай», режиссерский дебют Любови Мульменко — проходят едва замеченными аудиторией. Хотя в этом легком, как весенний сквозняк, кино документальное и метафизика, спонтанность и тщательно выстроенная драматургия сплавлены воедино. Фильм получил приз за «Дебют».

Нынешний «Белый слон» — это почти семь десятков ведущих критиков, за спинами которых нет никакой институции. Деньги на церемонию собирали на «Планете». Голосуют профессионалы разных мировоззрений, разных поколений, разных вкусов. Поэтому отмечены и радикальные эксперименты, такие как «Обходные пути», завоевавшие любовь молодых критиков и взбесившие некоторых старожилов. И актуальное европейское кино Киры Коваленко «Разжимая кулаки», проросшее на национальной почве Кабардино-Балкарии.

Вообще, наградной лист «Слона» существенно отличается от «златоорловского».

Среди номинантов в главных категориях «Лучший фильм» и «Режиссура» — совершенно разные картины, которые свидетельствуют, что авторское кино в России пока еще живо. Якутский фильм «Нуучча», получивший приз в Карловых Варах, «Медея» Александра Зельдовича из программы Локарно, красочная и многострадальная «Последняя «Милая Болгария» Алексея Федорченко, «Купе номер 6», которое в шорт-листе «Оскара» за лучший иностранный фильм.

Главной награды удостоена мощная, художественная антиутопия о сталинском геноциде «Капитан Волконогов бежал» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова, этот фильм по понятным причинам, смутил «Орла», не получив там никакого, даже самого второстепенного приза.

Именно независимые критики назвали картину Меркуловой и Чупова лучшей. В ней реальность превращается в арт-миф, притча о вине и прощении, которое надо получить у жертв, замотана в пропитанные кровью бинты неизбывных репрессий. И под этими бинтами дергающая боль располосованных жизней и судеб. Юрий Борисов удостоен приза за лучшую мужскую роль. Он сыграл бритоголового мизерабля-энкавэдэшника в поисках спасения своей смертной души блуждающего по квартирам погибших. Как по бесконечным кругам ада. Ну, хотя бы кто-нибудь его простит? Получая награду, Юрий Борисов говорил о необходимости свободы творчества, которая сегодня под угрозой.

«Разжимая кулаки» — проигнорированная «Орлом» картина ученицы Сокурова Киры Коваленко. Критики отметили ее тремя важными наградами. Режиссура, главная женская роль (Милана Агузарова) и сценарий Антона Яруша при участии Любови Мульменко. Жизнь героини фильма течет под гнетом устоявшихся традиций, неустанной опеки и суровой любви отца. Среди вольных горных пейзажей Северного Кавказа особенно ощутима несвобода: главной жаждой становится стремление вырваться, зажить, наконец, собственной жизнью. Это повесть самопознания, история конфликта поколений. Еще это фильм о столкновении архаики и новых взглядов.

«Разжимая кулаки» — фестивальное кино, в котором ток сегодняшнего времени, его голосов и его травм. Вручающие призы, говорили о ставшей актуальной в России теме борьбы с насилием во всех его проявлениях. 

Лучшим сериалом назван многосерийный фильм «Пингвины моей мамы», показанный на платформе KION. Роман взросления создан уже опытным режиссером Натальей Мещаниновой вместе с ученицей Марины Разбежкиной Закой Абдрахмановой. Герой фильма, которого сыграл Макар Хлебников, пришел в этот мир, чтобы его гармонизировать… с помощью честного непричесанного стендапа, неретушированных слов и смыслов. Для Мещаниновой кино — не только нарратив, но и вспышки импульсов, кардиограмма страстных отношений с жизнью. Настоящей. Без прикрас. И здорово, что именно такое кино отмечено.

В неигровом кино лучшей названа картина постановщицы Евгении Останиной и продюсера Евгения Гиндилиса «Расторгуев», которой мы открывали наш фестиваль документального кино на сайте «Новой газеты». Анимационный фильм, набравший большее число голосов — анимадок Вари Яковлевой «Жизнь паскуда» о человеке, умиравшем на глазах тысяч и тысяч пассажиров железнодорожного вокзала.

Татьяна Друбич и Вячеслав Шмыров вручают приз Алле Гербер

Были отмечены и киноведы. Алла Ефремовна Гербер, критик и правозащитник удостоена приза имени Мирона Черненко, а создатель журнала «Сеанс» и благотворительного фонда «Антон тут рядом» Любовь Аркус получила из рук продюсер Сергея Сельянова награду за вклад в профессию.

Не забыли в этот вечер про день рождения Андрея Звягинцева, который до сих находится на реабилитации после тяжелого ковида. Получая награду, Наталья Меркулова вспомнила легенду про Иммануила Канта, который не любил путешествовать, жил в Кенигсберге в доме на горе. Когда же он однажды выехал из города, его догнало письмо жителей, просивших его срочно вернуться. Оказалось, что он и зажженные окна квартиры философа стали камертоном города. «Так же и для нас, Андрей Звягинцев — наш камертон», — завершила Наталья Меркулова. Мы все желаем здоровья Андрею и очень ждем его нового фильма.

Список призеров оказался весьма достойным. И даже те, кто не согласится с выбором критиков (большие числа всегда грешат неточностью), признают, независимая, неангажированная премия нужна прежде всего самой индустрии и российскому авторскому кино, ее питающему.

Делаем честную журналистику вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе — запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.

#кино #кинофестивали #белый слон #разжимая кулаки #коваленко #звягинцев #михалков

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Спасибо!

close

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera