КомментарийКультура

Так чем же был фонд Зимина «Династия» — национальным достоянием или «иностранным агентом»?

Ким Смирнов. Из личного дневника

Так чем же был фонд Зимина «Династия» — национальным достоянием или «иностранным агентом»?
Дмитрий Зимин. Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Вот и минули сороковины со дня завершения жизненного пути замечательного, удивительного человека, Дмитрия Борисовича Зимина.

из досье

«Российский предприниматель, основатель и почётный президент компании «Вымпел-Коммуникации», учёный-радиотехник. <…> благотворитель, основатель фонда «Династия», соучредитель премии «Просветитель». <…>

Награды и премии (ему и от него К.С.)

  • 1993 год — Государственная премия Российской Федерации.
  • 2001 год — лауреат российской премии «Бизнес-Олимп» в номинации «Бизнес-репутация».
  • 2008 год — медаль «Символ науки» в номинации «Символ науки — предприниматель» за 2007 год — за конкретные символичные шаги, приближающие создание в обществе правовой и нравственной среды, в которой возможна добропорядочная конкуренция человеческих талантов..
  • В 2008 году фондом «Династия» учреждена премия в области научно-популярной литературы «Просветитель».
  • 2012 год — Благодарность Президента Российской Федерации — за активную благотворительную и общественную деятельность.
  • 2013 год — медаль Эндрю Карнеги от Британского траста Карнеги — за благотворительную деятельность.
  • 2013 год — в подарок к 80-летнему юбилею Д. Б. Зимина в его честь назван астероид «315493 Zimin» (2008 AE2) из семейства Весты, открытый 6 января 2008 года астрономами Тимуром Крячко и Станиславом Коротким.
  • 2015 год, февраль — Зимин стал первым награждённым новой премией Министерства образования и науки Российской Федерации — «За верность науке» (звезда-статуэтка)». (Википедия).

В том же 2015 году Минюст РФ включил фонд «Династия» в список «иностранных агентов». Думаю, Зимин счёл оскорблением такое решение. Вскоре совет фонда при его одобрении принял решение закрыть организацию, и 15 июля 2015 г. фонд «Династия» перестал существовать.

«Ряд известных людей осудили позицию Минюста в отношении фонда, считая её бюрократической и несправедливой. <…> Российский журналист Михаил Таратута написал по этому поводу: "Многие заметные и не очень заметные, а просто порядочные люди уже высказали своё мнение об этом ошибочном, несправедливом, подлом решении Минюста, которое нанесёт стране огромный вред"».

(Википедия).

Так что же такое «Династия» Дмитрия Зимина — «иностранный агент» или национальное достояние? Впрочем, около 13 лет назад, когда мы с ним встретились для интервью в «Новую газету» о таком «юридическом» понятии никто у нас и не слыхивал.

23 апреля 2008 г. Среда.

Первый вопрос, который я задал трижды основателю — международной акционерной компании «Вымпелком» (сегодня — ее почетному президенту), знаменитой торговой марки «Билайн», первого в постперестроечной РФ семейного благотворительного фонда «Династия» в поддержку науки, — Дмитрию Зимину.

Дмитрий Борисович! Почему адрес вашей благотворительности — прежде всего фундаментальные науки? Какую роль сыграли в этом ваша «допредпринимательская» биография, семья, школа, вуз (учеба в МАИ), работа в исследовательских организациях ВПК?

— По-видимому, потому, что фундаментальные науки формируют мировоззрение человека. К примеру, закон Ома очень важен, его должен знать каждый электротехник. Однако он не является таким «мировоззренческим», как, положим, принцип дополнительности Бора. Принцип этот — не только один из законов физики, но и глубочайший философский постулат, на котором зиждется все мироздание. Ведь фактически он говорит о том, что

по-настоящему сложное явление природы в принципе невозможно описать на одном языке.

Скажем, в некоторых ситуациях электрон, в зависимости от того, как мы его наблюдаем, какими приборами, надо описывать либо на «языке частицы» (координаты, масса, скорость), либо на «языке волны» (длина волны, частота, картина интерференции).

Поразительная вещь заключается в том, что это относится не только к электрону. Для меня в свое время было открытием, что даже бюджет организации — это как бы многогранная фигура, которая описывается разными языками. И, положим, для описания одной грани этой фигуры важны понятия: возврат капитала, доход на акцию и т.д., а для другой грани, для менеджмента например, важны другие понятия: фонд зарплаты, количество денег, которые можно потратить на те или иные цели. Причем одно в другое не переводится. Это просто разные языки описания сложного явления. Они все нужны и дополняют друг друга.

На глубинном уровне мир описывается вероятностными законами. Но, оказывается, не только на глубинном. Многие аспекты будущего непредсказуемы. И это не недостаток наших знаний, а принцип познания. В принципе невозможно сказать, какая погода будет в этот день через год.

Фундаментальная наука мне кажется чрезвычайно важной для мироощущения человека, для адекватности или неадекватности восприятия им своего места в нашем сложном мире.

Вы спрашиваете, какую конкретно роль семья, школа, вуз сыграли в моем интересе к фундаментальным наукам. А черт его знает! Почему полюбил эту женщину, а не другую? Почему фундаментальные наука, а не спорт? А вот так — нравится, и все тут! Выбор любого человека, в том числе и мой, не всегда удается описать рациональными терминами.

Но, между тем, важнейшим обстоятельством моей биографии считаю то, что с детства и по сей день я жил и живу в комнатах (до тридцати лет — в коммуналке), которые завалены книгами.

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ

Признаюсь, раньше я мало что знал о династических корнях того древа, которое изображено на эмблеме фонда Дмитрия Зимина. Читал, конечно, что была до революции частная опера Зимина. Но подробно узнал о разветвленной корневой системе этого рода, где причудливо переплелись судьбы Зиминых и Морозовых, Гучковых и Боткиных, Прохоровых и Рябушинских, сравнительно недавно, прочитав публикацию известной журналистки Инги Преловской в цикле ее рассказов о самых знаменитых профессиональных династиях России.

Там меня «зацепила» одна деталь. В опере Зимина был поставлен не пропущенный цензурой «Золотой петушок» Римского-Корсакова. Отсюда — ассоциация с другой оперой того же композитора, «Сказкой о царе Салтане», со всемирно растиражированным музыкальным «Полетом шмеля». А дальше — еще шаг к «пчелиному», соединительному двуцветию «Билайна». Понимаю: прямой связи тут в реальности не было. Но …

Какую роль играет ваш фонд в защите и утверждения гуманистических, высоконравственных, духовных принципов науки и культуры?

— Конечно, мы опечалены тем одичанием, которые наблюдается вокруг, и делаем все что можем, чтобы ему противостоять. Но какую роль здесь играет наш фонд, не мне отвечать. Со стороны надо оценивать. Скажу только, возвращаясь к первому вопросу, что в самом личностном потенциале фундаментальной науки таится серьезный резерв для противостояния невежеству и бескультурью.

Большие ученые, как правило, интеллигенты в широком смысле слова. А интеллигентность тождественна понятию порядочность. Поэтому наличие в стране слоя ученых — это вопрос и нравственного здоровья общества, а не только уровня науки в нем.

Мне при этом вспоминаются потрясающие высказывания некоторых ученых, причем ученых-физиков. Вот, например: «Мы должны постоянно осознавать, что вести себя по-человечески по отношению к другим важнее, чем выполнять какие-либо профессиональные, национальные или политические обязательства». Это сказал великий ученый ХХ века Вернер Карл Гейзенберг. А, хороша фраза?! Вот то-то. Вот потому и фундаментальная наука. Потому что они, ученые, такие фразы говорят!

27 апреля 2018 г. Пятница.

Сегодня в нашей «Новой» опубликован материал «Дело Зимина». И там такие строки: «В мае 2015 года фонд был признан «иностранным агентом» и прекратил свою деятельность. Фактически государство запретило Зимину тратить на поддержку научных исследований в нашей стране его личные деньги. Замены для мецената не нашлось, но некоторые проекты Зимина продолжают развиваться. Сам меценат не будет забыт — и теми людьми, которые получали его помощь, и российским обществом в целом».

История с объявлением «иностранным агентом» зиминского фонда «Династия» — национального достояния, которым может гордиться наша страна, ей богу, достойна щедринской «Истории одного города». На мой вопрос, как он сам оценивает роль «Династии» в культурной жизни страны, Зимин ответил: не мне об этом судить, пусть оценивают другие. И вот «другие» оценили: приклеили к ветвистому древу эмблемы «Династии» с неодолимо российскими корнями и кроной канцелярский ярлык: «иностранный агент». Ну совсем как у Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира в его бессмертном «Гамлете»: «Что он Гекубе? Что ему Гекуба?»…

8 января 2022 г. Суббота.

О его смерти мы узнали в конце декабря прошлого года из сообщения его сына Бориса: «Мой отец был большой жизнелюб и прожил большую жизнь. Спасибо ему за все, за то, что создал, за то, что был. Это случилось сегодня не на родине, в Швейцарии. Он ушел в полном сознании, умиротворенно, немного грустя о нас и о жизни, но все-таки с облегчением — последние месяцы он тяжело болел». Позже Борис Зимин уточнил, что прах его отца будет пока похоронен на Кипре, где проживает его мать. «Когда-нибудь мы вернемся в Россию», — добавил он.

Среди фанфар по поводу только что завершившегося в РФ и продлённого на десятилетие Года науки, «отряд не заметил потери бойца…». Впрочем, нет. Блогосфера заметила. И посыпалось, как из рога изобилия:

«Очень грустный сегодня день. Умер великий человек Дмитрий Борисович Зимин. Он был уникальным и сделал для России, для её науки и культуры, больше, чем, возможно, любой другой из ныне живущих людей. И это не преувеличение. Мы доживём до времени, когда ему будут ставить памятники».

«Человечество часто его разочаровывало (это оно умеет), но в прогресс он верил крепко. Но какая судьба! Быть причастным ко всему лучшему, что происходило в России последние сорок лет, от мобильной связи до просвещения, быть соавтором и нашего коммуникационного взрыва, и нашего интеллектуального ренессанса. Такое никуда не девается, тверже металлов и выше пирамид, а только прорастает сквозь всё наносное, всё преодолевая и всё делая собой…»

«Один из самых интересных людей, которых я когда либо встречала, такую биографию и такую жизнь имеют только праведники»

«Разбогател он не на приватизации советских предприятий, не на торговле природными ресурсами и не на связях с высокими чиновниками. Большую часть своего состояния он отдал в благотворительные фонды, главным образом — на просвещение».

«Дорогой Дмитрий Борисович, спасибо Вам за все. Вы подарили нам всем невероятную возможность стать лучше, образованнее, гуманнее. Вы придавали нам сил — просто своим существованием рядом, своей стойкостью, верой в науку и силу человеческого разума. Мы никогда этого не забудем».

«Династия» была главным фондом, который поддерживал российское образование и науку. Возможно, другие организации тратили больше денег, но «Династия» была тем самым образцовым прозрачным фондом — примером для многих. Сегодня в России не найдётся ни одного учёного, который не слышал о работе этого фонда».

«От закрытия фонда Зимина пострадала прежде всего сама Россия, которая не ценит тех, кто пытается вытащить эту страну из болота».

«Сначала он получил премию «За верность науке» от Минобра, а затем узнал, что его фонд «Династия» внесли в реестр иностранных агентов. Удивительно, но между этими событиями прошло всего четыре месяца. Новость застала врасплох не только участников фонда, но и политиков. Например, общественный деятель Ирина Прохорова сказала, что закрытие «Династии» станет катастрофой для культуры и образования в России. О включении «Династии» в список иноагентов резко высказалась Элла Памфилова. «Абсурдно то, что гражданин России вкладывает огромные собственные средства внутри страны на благотворительность, и этот фонд признают иностранным агентом…».

«В 2017 году Forbes включил Дмитрия Зимина в список ста самых влиятельных людей последнего столетия»

Ну и т. д.

Вот бы всю эту россыпь да перед светлы очи тех конкетных личностей, что тогда, в 2015 году, ставили штамп «иностранный агент» и на благотворительном фонде «Династия», да по существу и на всей жизни его создателя. Может, всё-таки, совесть заела бы? Да нет, пожалуй, никакого катарсиса не было бы. Всё равно поставили бы свой канцелярский штамп.

30 января 2022 г. воскресенье.

С уходом Зимина, возникает необходимость сделать из жизни и начинаний этого воистину великого гражданина России выводы о том, как нам всем жить дальше. В том числе и осмыслить, что же произошло тогда, в 2015 году. А произошла ведь трагедия, инициированная решением властей «увенчать» званием иностранного агента наиболее дорогое его сердцу начинание (это я могу утверждать буквально со слов самого Дмитрия Борисовича), его благотворительный фонд «Династия».

Хотя Минюст уверяет, что наш закон об иноагентах зеркально скопирован с такого же американского, принятого ещё в 1938 году и направленного тогда против усиления в Штатах влияния фашистской Германии — мол, зеркально собезъянничали и только, на самом деле тут есть одно очень серьёзное отличие лингвистического свойства. В принятом в США лексиконе «иностранный агент» означает чаще всего «лоббист», и большинство населения проблемой этой не очень-то интересуется. А вот у нас, в лексиконе русскоязычном, особенно в связи с трагическими страницами нашей ближней истории, термин этот расшифровывается как «шпион, диверсант, предатель, вредитель…». Ну и так далее, вплоть до «врага народа».

Обычно Зимина все вспоминают, как человека оптимистического, солнечного. Но можете представить, каким ударом по этой «оптимистической» душе было приклеивание к его сокровенному детищу такого ярлыка. И он в ответ сделал шаг, на который, если я не ошибаюсь, не решился пока никто из его коллег по несчастью. Пошёл на самоликвидацию «Династии». Теперь нет такого иноагента. Но нет в России и так много делавшего для её науки благотворительного фонда.

Что должно было бы произойти тогда по законам здравого смысла? Власти должны были серьёзно разобраться в этой явно нелепой ситуации, одуматься, признать свою ошибку, отменить своё решение и попросить Зимина не распускать фонд? Власти промолчали. И самороспуск «Династии» в знак протеста стал, по-существу, её демонстративным самосожжением, самоубийством. Хотя ряд её проектов сохранились и успешно развиваются.

А знаете, о чём я думаю, прощаясь теперь уже навсегда, с этим уникальным человеком? Есть у Булата такая песня:

Былое нельзя воротить — и печалиться не о чем:
у каждой эпохи свои подрастают леса.
А все-таки жаль…»

Ну дальше помните сами… Так вот мне нынче а всё-таки жаль, что нет у нас больше «Династии», не пожелавшей называться «иностранным агентом». Да, её нет теперь и в списках иноагентов. Но нет больше и в новой России. «А всё-таки жаль…».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow