СюжетыОбщество

«Тогда много людей с ума посходило»

30 января 1930 года началась «ликвидация кулака как класса»

Этот материал вышел в номере № 10 от 31 января 2022. Понедельник
Читать
«Тогда много людей с ума посходило»
Инвентаризация сельхозинвентаря, проводимая комсомольцами, в деревне Агеевка Калужской области. Февраль 1929 г. Архив РИА Новости

В мирное время против своего народа власть применила меры фантастической жестокости. Был нужен дешевый хлеб (валюта эпохи) и руки для индустриализации. Но в среднем акте решения этой экономической задачи — матери, кормившие детей снегом, а в конце — 7 миллионов умерших от голода.

За окном мастерской курганской художницы Фаины Ланиной — памятник жертвам политических репрессий. На доске в мартирологе помянуты «беспаспортные колхозники». Последняя строка зимой тонет в снегу. Но после каждого снегопада люди, проходя, разметают сугроб, открывают буквы — «ПАМЯТЬ НА ВЕКА».

Наскоро сделанный в 1990-х памятник (беленая «печь» под тюремным замком) многим не нравится дешевизной. Другим — местом: выжившие жертвы репрессий хотели видеть его с другой стороны квартала, напротив окон здания тогдашней ФСК, нынешней ФСБ. В 1930-х на его месте был гортеатр.

Дочь репрессированного агронома, ныне уже покойная, тогда в разговоре со мной упрек к дизайну отмела с ходу: «Так они и горели, как в печи!»

В некогда цветущем аграрном краю этот бедный монумент странно-уместен.

Курганский памятник жертвам политических репрессий. Фото: Елена Бердникова

Курганский памятник жертвам политических репрессий. Фото: Елена Бердникова

«Речивая»

Мать Фаины Ланиной, Ланя Степанова-Резниченко, родившаяся не то в 1911 (по собственным подсчетам), не то в 1913 (по паспорту) году, жила в деревне Строево Варгашинского района Курганского округа Уральской области — этого прообраза сегодняшнего УрФО.

Двойная, как у английских аристократов, фамилия — потому что ее отец Кондратий погиб на Первой мировой, и она жила в семье отчима Александра. В разных деревнях — Дундино, Строево — называла ту фамилию, какая там роднее.

В августе 1919 года Строево было театром Гражданской войны. В селе ненадолго остановился со штабом комбриг Витовт Путна, а рядом прошла 5-я Красная армия Тухачевского.

Ланя тогда была маленькая, а когда подросла, волновало ее то, что отчим сам никогда не отдыхает и другим не дает. На косьбе поговаривает:

— Журавли улетели, паужну [ужин] унесли.

То есть — заходи на новую полосу.

— Александр отдавал зерно в страховой фонд; в селах были такие фонды на случай неурожая, и бедные получали из него хлеб и семена, — рассказывает курганский литератор Валерий Ланин, записавший рассказы той самой Лани, своей тещи Евлампии Александровны.

Настоящее, при крещении данное ей имя — Евлалия, «речивая» на греческом, она оправдала полностью. Документальные «Тещины рассказы» опубликованы в альманахе «Тобол», 2010, № 2.

Родня Лани с материнской стороны была не хуже. У ее деда Алексея Иванкова было 11 сыновей, 11 снох доили сто коров, и (Ланин голос) «молоко продавали на маслозавод за золотые деньги».

На сенокосе. Архив РИА Новости

На сенокосе. Архив РИА Новости

Урожайные 1923‒1926 годы и НЭП дали деревне деньги. В 1925‒26 годах на свободных рынках Зауралья за рубль можно было купить, на выбор, 20 килограммов зерна, 50 яиц, 3 килограмма говядины, 16 килограммов мяса птицы, 2‒3 килограмма масла.

Но благополучие большинства зауральцев оставалось хрупким и скромным. Годовая чистая прибыль среднего двора составляла в середине 1920-х 100 рублей, валовая продукция — 400.

Для сравнения: месячная зарплата

  • рабочего была 50‒60 рублей,
  • агронома — 90,
  • сельского врача — 100.

Эти и некоторые другие нижеприведенные цифры даны по книге «Кулак и АгроГУЛАГ» экономиста и литератора Александра Базарова, много лет работавшего в государственных и партийных архивах Свердловской, Челябинской, Курганской и Тюменской областей. Этот замечательный и, увы, рано ушедший исследователь крестьянства XX века посвятил все свои книги матери и «ее сверстницам, проходившим всю жизнь в колхозном ярме».

В 1920-х крестьяне преобладали в населении страны и, взятые вместе, имели именно то, что требовалось государству: хлеб, деньги, «рабочие руки».

Подмосковные крестьяне в конце 1910-х. Архив РИА Новости

Подмосковные крестьяне в конце 1910-х. Архив РИА Новости

«Выброска» и «выкачка»

В начале 1927 года — среди прочего, из-за поддержки революционных китайских товарищей — СССР вошел в конфликт с Великобританией, имевшей в Китае концессии с 1860 года. За разрывом отношений с первой империей эпохи встал призрак войны с неопределенным кругом стран. Началась пора, известная историкам как «военная тревога» 1927 года.

— В принципе, люди жили в большом напряжении, подорванные предыдущей войной, — говорит доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН Валентина Жиромская. — Тревожились о разрыве отношений, о болезненной экономической блокаде. Внешний фактор давил. Было опасение не успеть создать новую военную промышленность.

Была и внутренняя дискуссия о путях индустриализации. В партии помнили, что династию Романовых поколебали хлебные очереди в столице, а Ленин в 1921 году в статье «О продовольственном налоге» велел кормить армию и рабочих.

Но крестьяне ввиду военной тревоги хлеб придержали. Нужды продавать его не было, госцены были низкими, покупать на деньги особо было нечего, промтоваров не хватало, а за предыдущие годы в деревнях создали запасы зерна, которое государство тут же назвало «излишками». Излишками в новых условиях назвали и деньги. На 1 октября 1927 года, по данным конъюнктурного обзора той поры, «денежные излишки» крестьян Уральской области были оценены в 19 миллионов рублей.

Партия решила добиться «выброски» хлеба в продажу по твердой цене и «выкачки» денег из деревни. В 1927 году был повышен сельхозналог.

7 января 1928 года ВЦИК и СНК СССР приняли постановление о «самообложении». Этот якобы добровольный налог на нужды быта и культурного развития деревень был «занаряжен» для Урала в Кремле: 7,5 миллиона рублей, а Уралобком ВКП(б) и Уралоблисполком разверстали сумму по округам. Собрания в деревнях заседали по 8‒10 раз, пока измором, угрозами, арестами недовольных прямо в зале не добивались принятия налога. В директиве от 7 февраля 1928 года Уралобком санкционировал незаконное, но выгодное «увеличение тяжести самообложения на кулацкие и зажиточные слои населения».

Так впервые партаппарат и советы в мирное время натравили одну часть крестьянства на другую: экономически бесполезный «актив» — на «кулачье» и всех, кто голосует «против».

«Вот и Бес!»

Голос Лани:

«Был у нас Рубец, псаломщик… скажет:

— Александр Степаныч, брось так работать. Вот так тебе сделают, под корень чирк-чирк…

Отчим его Бесом звал, за глаза.

А как стали все отбирать… Сначала налоги шибко большие — семь тысяч насчитает, унесет. Раньше тысячи-то какие были, десять копеек возьмешь — орехов полный платок… Часа два дома полежит, опять в окно стучат, в сельсовет вызывают («самообложение»). Встал, пошел. И вот только попробуй что-нибудь скажи. Руки опустили все…

Сводный брат Михаил… Отца треплют, а он свои богатства направо-налево… овечек продал, свиней, коров, лошадей рабочих и выездных. Эти — в сельсовете — во наживались! Драли за справку сколько; уполномоченный приедет, карман набьет, уезжает, другой приезжает.

Отчима повезли (в ссылку), он дорогой: «Эх, Бес! Вот и Бес!» А эти — исполнители которые — думали, умом мужик тронулся, бесов поминает.

Тогда много людей с ума посходило.

Старик Жуков, сама видела, снегом корову кормил. Та лежит уже, а он еще ей в морду ведро сует».

Безработные крестьяне. Архив РИА Новости

Безработные крестьяне. Архив РИА Новости

Шабаш

Предчувствие беды давно витало над деревней.

В конце 1920-х голос государства стал зловещ:

«Три года урожая не прошли даром. …зажиточные слои деревни получили в этом году возможность оборачиваться на сырьевых культурах, мясопродуктах и т.д., удержав у себя хлебные продукты для того, чтобы взвинтить цены. Правда, кулака нельзя считать основным держателем хлебных продуктов, но он является хозяйственным авторитетом в деревне».

Это из обращения ЦК партии от 13 февраля 1928 года «Первые итоги заготовительной кампании и дальнейшие задачи партии: ко всем организациям ВКП(б)». Подписано Сталиным от имени ЦК. Его резюме:

«Выкачать из деревни денежные излишки, используя для этого законы о самообложении, крестьянском займе, борьбе с самогоном».

В 1928 году обложили неземледельческие доходы крестьян, мелкий скот и специальные виды сельхоздеятельности.

Отредактировали ст. 107 УК РСФСР «Злостное повышение цен на товары путем скупки, сокрытия или невыпуска таковых на рынок». Начали по ней выселять из Уральской области «укрывателей хлеба». В июне 1928 года Антонов, Леонов и два Ивановых, а также Моисей Худяков выселены на пять лет, рапортует газета «Красный Курган». Десятки местных изданий в РСФСР публикуют потоки доносов на односельчан от анонимных селькоров с позывными вроде «Красный», «Случайный», «Прохожий».

Приезжие уполномоченные ведут в деревнях истерическое изъятие «хлебных излишков». Ищут их, вместе с сельскими активистами, в чужих амбарах, сараях и завознях (продуктовых складах).

Вызывают «злостных зажимщиков хлеба» на «допросы» в сельсоветы, некоторым рвут бороды.

А 1928 год был урожайный. В 1927 году заготовили 619 миллионов пудов, в 1928-м — 644 миллиона пудов. По логике государства, рванье бород оправдалось.

Крестьяне обрабатывают землю на упряжке волов. Архив РИА Новости

Крестьяне обрабатывают землю на упряжке волов. Архив РИА Новости

В ноябре 1928 года Курганское отделение Селькредитсоюза постановило не кредитовать «кулацких и зажиточных хозяйств». В феврале 1929-го введена уголовная ответственность сотрудников сельской финансовой кооперации за кредитование «врагов». Позже 20 сотрудников окружной системы Селькредитсоюза отданы под суд «за халатное отношение к делу и примиренческое отношение к классовому врагу». В мае решено досрочно взыскать все ранее выданные «кулакам» кредиты. В июне введен драконовский штраф за несдачу хлеба в пятикратном размере от суммы утаенного.

Лето 1929 года — «карнавалы» и бойкоты.

Доски со словом «Бойкот» комсомольцы прибивали на стены и углы, а иногда — на окна, «кулацких» домов.

Бойкотируемым хозяйствам отказано в госстраховании, агрономической помощи и техническом обслуживании, в праве пользования лесами. Запрещено строить и покупать сельхозмашины.

Духовенство приравнено к кулачеству: в Курганской области налог на доходы от исполнения треб — 100%. Священников (тщетно) принуждают проповедовать в церкви то сдачу хлеба, то отсутствие Бога.

В окрестностях села Батурино проходит «хлебозаготовительный карнавал». В 1817-м в Батурино родился архимандрит Антонин (Капустин), начальник Русской духовной миссии на Святой земле и приобретатель почти всех земель, которыми и сейчас владеет в Израиле Императорское православное палестинское общество. В 1929 году по четырем деревням вокруг родины подвижника ездила вереница телег с комсомольцами, загримированными под «кулаков».

Из отчета Курганского окружного исполкома лета 1929 года: «Кулачество не выдерживает напора советской общественности, распродает имущество и бежит из деревни». За первые три квартала 1929-го ОГПУ в Уральской области арестовало около 1000 человек по делам, связанным с хлебозаготовками. За тот же период в Мишкинском районе Курганской области (тогда — Челябинского округа) «нарсудья и секретарь… работали непрерывно без дней отдыха с 8‒9 часов утра до 2‒3 часов ночи», — приводит данные проверки деятельности суда Александр Базаров в книге «Кулак и АгроГУЛАГ». Они ежемесячно осуждали по 107-й статье по 119 крестьян.

Циркуляр Наркомюста № 22/сс от 5 октября 1929 года: «Правительством поручено НКЮ и ОГПУ усилить меры репрессии вплоть до расстрелов в отношении кулаков и других контрреволюционных элементов, ведущих борьбу против мероприятий Советской власти».

3 ноября 1929 года Сталин в статье «Год великого перелома» заявил, что достигнут «небывалый успех в деле сельскохозяйственного строительства», а посланным в деревню «рабочим удалось убедить в преимуществе крупного коллективного хозяйства перед индивидуальным мелким».

Тот же месяц: окрисполкомы Уральской области запретили убой скота. Санкции — вплоть до конфискации имущества. Но за 80 дней между 1 декабря 1929 года и 20 февраля 1930-го в Курганском округе крестьяне забили и распустили 63 тысячи голов крупного рогатого скота, 36 тысяч лошадей, 65 тысяч овец.

Деревенский женщины молотят цепами хлеб. Архив РИА Новости

Деревенский женщины молотят цепами хлеб. Архив РИА Новости

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

В «Лондон щепетильный»

В Сибири и особенно в Зауралье расставание с коровами имело обертон крушения мечты. Край почти трех тысяч озер и бассейн сибирского Нила, Тобола — заливные луга, травянистые поймы. Молочный рай. Местный товар — сливочное масло — экспортный.

В 1907 году многочисленные кооперативные маслозаводы от Урала до Алтая объединились в Союз сибирских маслоделательных артелей (ССМА) с центром в Кургане. Основатель союза Александр Балакшин зарегистрировал компанию в Лондоне, чтобы напрямую вести сбыт на главном мировом рынке «деликатного товара».

Конкурентами сибирских кооператоров до 1914 года были финский кооператив Valio и австралийский Anchor.

Балакшин очень старался повысить нестабильное качество сибирского масла; воспитанник ссыльных декабристов, друзей его отца-коммерсанта, верил, что задача русского торгово-промышленного класса — с помощью кредитной, потребительской и производительной кооперации дать крестьянам развить свои хозяйства, чтобы самим расти на их росте.

ССМА прекратил существование в 1918 году, Балакшин умер в Лондоне в 1921-м, а в 1923 году в Зауралье возродился кооперативный «Маслосоюз». Коровьи стада почти восстановились: 388 тысяч голов в 1926 году против 429 тысяч в 1916-м. В 1927 году среднее единоличное хозяйство округа имело четыре коровы и две лошади. И экспорт масла из региона в Британию продолжался до самой «сталинской коллективизации», пишет экономист Базаров.

Но с 1928 года начинается снижение так называемой «коровности» хозяйства: «Зимой 1929‒1930 годов Уральская область превратилась в сплошную бойню». К 20 февраля 1930 года в округе было лишь 155 тысяч коров.

Газета «Красный Курган» полна объявлений о так называемом «пригульном скоте». Хозяева бросали коров и лошадей, либо бежав, либо не имея средств прокормить животных. Пожалели — отпустили наудачу.

Но самих крестьян не пожалели.

«Чем могу служить?»

В Варгашинском районе — том самом, где в деревне Строево жила Ланя, — райком ВКП(б) в начале 1930 года принял повсеместно спущенную директиву: запретить «кулакам и членам их семей» выезд или переселение, оставление скота без корма, а семей — без средств.

Голос Лани:

«И меня на ссылку собрались… Подруга вечером прибежала, запыхалась… И брательник ее приперся: «Знаешь, говорит, Игнашовых, Перфиловых, Гукову, Позднякову, Маркову седня ночью увезут. И тебя к ним приравняли — одна семья, напиталась ихним духом. Ты беги… Утром раным-рано. Марийка повезет дрова на станцию, падай ей в салаги». Сани таки с перилами.

Утром приехали с Марийкой в Варгаши. Стою. Мороз. Тут так дом стоит, тут… наискосок. Первый большущий двухэтажный, лестница широкая на террасу. Второй дом поменьше. Забралась на террасу, постучала в дверь, никто не выходит. Дернула — открыто, холодный коридор… Вошла, там еще три двери: налево, направо, и никакого звука. Э, пойду прямо. Открываю — там тепло, батюшки! — и за стенкой разговор детский. И что? Постучу, стою. Никто не открывает, опять постучу. Потом слышу женский голос: «Минуточку, халат одену».

— Пожалуйста! Проходите, — така барыня открыла…

Я заплакала. Руку положила мне на плечо: «Чем могу служить?»

— Где бы мне приземлиться? Крышу над головой и кусок хлеба.

— Снимайте пальто.

А ног не разували. Все в коврах, спальня шелковой занавеской завешена, стол с писульками. Села.

— Успокойтесь. — Шаль сняла. — Каки косы!

А они же все знали, что творится».

Ланя надолго «приземлилась» в семье фельдшера Ивана Ивановича Савченко, чья жена, «така барыня» Антонина Павловна потом благословила своей иконой Ланю на брак по любви с ее женихом, бедным парнем Иваном Сарычевым.

Иван Сарычев и Ланя. Фото из семейного архива

Иван Сарычев и Ланя. Фото из семейного архива

Ланя сделала мужа бухгалтером, а художником-любителем он стал сам. В 1970‒1980-х писал ностальгические картины идеальной крестьянской жизни. Его работы «Мельница», «Иордань», «Обмолот зерна на току с трактором», «Масленица», «Игры на Пасху» и другие хранятся в московском Музее наивного искусства.

— Я говорила папе, чтобы он написал картину о раскулачивании, ведь он, когда был писарем в сельсовете, видел все эти слезы, но он не написал ни одной, — говорит старшая дочь Лани и Ивана, Фаина Ивановна Ланина.

Вот она — профессиональная художница, окончившая в 1960-х Свердловское художественное училище им. И.Д. Шадра. Но и она не написала картины о раскулачивании.

Зима (Воз сена). 1977. Картина Ивана Сарычева

Зима (Воз сена). 1977. Картина Ивана Сарычева

Фаина и Валерий Ланины, в её мастерской. Фото: Елена Бердникова

Фаина и Валерий Ланины, в её мастерской. Фото: Елена Бердникова

Конец

Репрессивный аппарат был численно не готов к такой масштабной секретной спецоперации, и 5 февраля 1930 года Уралобком ВКП(б) постановил «направить в окружные отделы ОГПУ для постоянной работы ответственных партийных и советских работников» — 90 человек.

Протоколы батрацко-бедняцких собраний, которые решали, чьими семьями заполнить занаряженные цифры, были засекречены с 1930 по 1990 год.

Решения сельсоветов спешно утверждали райисполкомы — вместе с личными карточками «кулаков». В карточку вписывали только главу семьи. Домочадцев коменданты сборных пунктов и, позже, эшелонов принимали счетом, по головам. Списки напишут в пути.

И вот наступало утро «подъема» семей. За охрану, конвоирование и график движения отвечало ОГПУ. Обозы двигались от деревень к сборным пунктам. День и два люди шли, провожая односельчан. Но комсомольцы иногда забирали у ссылаемых хорошую одежду, а взамен отдавали рвань, пишет Александр Базаров в книге «Кулак и АгроГУЛАГ».

По «второй категории» на Тобольский пересыльный пункт из Курганского округа были «отгружены» — слово из документов той спецоперации —

7740 человек:

  • 2292 мужчины,
  • 2424 женщины,
  • 3024 ребенка

(выселение «кулака» оказалось выселением младенцев).

Цифры найдены и опубликованы Александром Базаровым на рубеже 1990-х.

Эшелоны уходили с шагом в два дня: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13 и 15 марта. Эшелон — не значит «ряд вагонов». Железной дороги до Тобольска еще не было, часть пути проделали на подводах.

В Челябинском округе позволили оставить по 500 рублей на семью, взять еды на три месяца и один хомут.

Первый и самый многочисленный (1325 человек) эшелон двинулся из Макушинского и Лопатинского районов в субботу, 1 марта 1930 года. Первая половина марта в Зауралье — зима. А по старому стилю — еще и календарная.

Цитата из двух Евангелий, от Матфея и от Марка: «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою». Матфей прибавляет — «и в субботу». Сбылся конец времен для крестьянской Руси.

Фотоархив РИА Новости

Фотоархив РИА Новости

«Мытарства»

В партархиве Свердловской области почти 60 лет под спудом хранился документ, найденный кондуктором Н. Семакиной со станции Зуевка Горьковской железной дороги. После прохождения эшелона № 503 на рельсах лежала записка с текстом:

«Нас везут неизвестно куда по 45 человек в теплушке, на воздух не выпускают, воды не хватает не только умыться, но даже пить, кипятку не хватает, снегу даже не выпросишь.

За что нас бросили в этот темный и смрадный вагон, который хуже тюрьмы… если бы кто мог взглянуть в наш вагон, то каменное сердце, и то бы содрогнулось, и увидели бы такой ужас, которого не знают дикари.

Позор сажать в тюрьму грудных детей, но наш вагон хуже тюрьмы. Негде сесть и лечь, мы ехали первые два дня совершенно без воды и кормили детей снегом…

Позор вам, культурные люди!»

И культурные, и некультурные люди спустя 92 года могут спросить, не были ли крестьяне сами виновны в своей судьбе? Зауральские земледельцы ведь и в самом деле не воспрепятствовали Путне и Тухачевскому победить Каппеля и Колчака. Почему же первые двое, красные комкор и маршал, должны были в качестве закономерной благодарности за услуги коммунизму получить расстрел в ночь на 12 июня 1937 года, а крестьяне остаться не задетыми?

И разве сами они не прикоснулись к чужому, получив «передел земли» накануне сева 1918 года еще от первой советской власти (так в Сибири называется советская власть, существовавшая полгода до прихода Чехословацкого корпуса и Колчака)?

«Первая советская власть к севу 1918 года нарезала здесь крестьянам национализированные угодья, принадлежавшие ранее купцам и богатым крестьянам, — говорит зауральский краевед, библиограф Варгашинской центральной библиотеки Николай Толстых. — Эти крупные наделы земли образовались, среди прочего, из тех имений, что были приготовлены при Николае I для так называемых «бедных дворян» из европейской части России. Переселив их, царь хотел решить проблему малоземелья в центре страны. Определили по 80 десятин на дворянскую семью. Но они воспользовались сословными правами и отказались ехать. И крепостных нельзя было переселить в Сибирь, у них был помещик. А государственные, лично свободные крестьяне из Псковской, Воронежской и Смоленской губерний отправлялись сюда массово с большим желанием и получали по 15 десятин на одну мужскую душу. Но когда власть сменилась, при Колчаке земли были возвращены владельцам. Далеко не всем это понравилось».

«К середине 1919 года белая власть столкнулась с организованным саботажем своих действий со стороны основной группы населения — крестьянства», — пишет краевед Олег Винокуров в книге «Битва за Тобол: 1919 год в Курганской области».

По меркам крестьян из перенаселенных губерний европейской России, 15 десятин — это богатство. Государственные крестьяне заселили добрую часть Сибири. Их называли еще казенными, или черносошными, чернопахотными. Последнее — от уже былинных «чернедь-мужичков», известных со времен Киевской Руси, этих подданных князя как прообраза государства.

В начале 1930-х в их потомках умерла вековечная тяга, жадность и нежность, страсть к земле.

— В 1920-х годах крестьян было «не оттащить» от земли, а в 1930-х они стали ее покидать и уходить в города, — говорит доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН Валентина Жиромская.

Читайте также

«Великий перелом народного хребта»

«Великий перелом народного хребта»

Как умирали в сельсоветах грудные дети раскулаченных, или К 90-летию начала коллективизации

Горестная судьба постигла и одно из самых многочисленных поколений в истории страны — детей, родившихся в восстановительный демографический подъем середины 1920-х.

— В переписи 1939 года мы не находим в подростковых когортах всех тех 12 с лишним миллионов детей, кому в момент переписи 1926 года было от 0 до 4 лет, — говорит Жиромская. — В голодном 1932 году они были еще малы и многие не перенесли голода, беженства, умирали и в деревне, и в городах, беженцы, которые дошли до городов, и собственно городские дети. Есть свидетельства, что рабочие умирали от голода в Свердловске.

Историк Жиромская не согласна с мнением, что в России нет термина для голода эпохи коллективизации, то есть слова, подобного казахстанскому Великому Джуту (голоду) или украинскому Голодомору:

— Термин есть: Великий голод 1932‒1934 годов, историкам он известен. Но причиной голода была не только коллективизация. Был и неурожай, засуха… Гораздо хуже, что тогда же началась болезнь зерновых культур, так называемая спорынья. И Великий голод стал итогом действия этих трех факторов. Число общих демографических потерь по СССР от него оценивают в 7 миллионов человек. Наиболее пострадали Россия, Украина, Казахстан. Украина потеряла 3 миллиона. В РСФСР умерли от 2,5 до 2,8 миллиона человек. Например,

в Сибири встречались деревни со 100% вымиранием населения. Это не был этноцид какого-то определенного народа: от голода умирали люди в самых разных регионах и самых разных национальностей.

В Строево несколько человек мне сказали: «А у меня раскулачена бабка, прадед». И больше ничего не могли добавить. Детали за 92 года молчания стерлись.

— Мытарство, в России жить — мытариться, — сказала мне моя бабушка, с трудом бредя из собора в жаркий день Троицы. Она к 2004 году прожила 87 лет. Испарина крупным бисером дрожала на ее светлом лбу. Суждение совсем не относилось к «раскулачке», которую она видела. Но мне это определение кажется исчерпывающим для рубежа 1930-х.

Мытарства — и сбор болезненных налогов, и бесовское выворачивание наружу забытых вин человека, и нахождение души на воздухе — пока не приземлится она в надлежащем ей месте. Интересно, что повсеместное закрытие храмов в 1930‒1931-м совпало с апофеозом «ликвидации кулака». Власть как будто сказала: это вам теперь без надобности; без утешения, без денег, а теперь и без веры бредите, куда скажут.

«Где бы мне приземлиться?» — вопрос, неотвеченный до сих пор.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow