СюжетыПолитика

Суд Минска — «Крумкачи». 2:0

Журналиста «Трибуны» и футболиста Александра Ивулина приговорили в Беларуси к двум годам колонии. Он мечтал начать карьеру на поле в 30 лет, но попал в СИЗО на волне репрессий

Суд Советского района в Минске приговорил футболиста столичного клуба «Крумкачи» и журналиста Tribuna.com Александра Ивулина к двум годам колонии. Его обвинили в организации «беспорядков» через спортивный YouTube-канал и активном участии в акциях протеста (ч. 1 ст. 342 УК РБ). «Новая» рассказывает историю журналиста и спортсмена, оказавшегося за решеткой в общем потоке белорусских репрессий.

Александр Ивулин. Фото из соцсетей

Александр Ивулин. Фото из соцсетей

Александра Ивулина вместе с оператором Ярославом Писаренко задержали 3 июня прошлого года. На следующий день Ивулину назначили 30 суток административного ареста по ст. 24.23 КоАП РБ (нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий) — якобы за протестный бело-красно-белый флаг, вывешенный в окне квартиры.

После 30 суток ареста на свободу Ивулин не вышел, а позже стало известно, что его перевели в СИЗО № 1 Минска и он стал фигурантом уголовного дела.

В окончательном обвинении говорится, что Ивулин участвовал в несанкционированных митингах в Минске 23 августа и 27 сентября 2020 года. Помимо этого, СК Беларуси утверждает, что он с августа 2020 года по март 2021 года выпускал на своем YouTube-канале видео с побуждениями вести «деструктивную деятельность» и дискредитацией действующей власти.

Следственный комитет заявил, что журналист и спортсмен «склонял граждан к совершению действий, грубо нарушающих общественный порядок».

Помимо этого, гражданский иск к нему подал «Минсктранс», сумма — свыше 39,6 тысячи белорусских рублей (более 1,1 млн российских рублей).

На суде 17 января Ивулин рассказал, что 23 января 2020 года поехал в книжный магазин «Сон Гоголя» в центре Минска. По пути девушка дала ему флаг и предложила сфотографироваться: «Как можно отказать красивой девушке, когда она предлагает сфотографироваться? Сфотографировался и дальше пошел по своим делам». Фотографию он выложил в инстаграм.

27 сентября, по словам Ивулина, он шел встретиться с друзьями, но там, где ему нужно было пройти, оказалось много людей. Незнакомый парень подошел к нему и тоже попросил сфотографироваться с флагом. То, что его ролики на YouTube к чему-то призывали, Ивулин отрицает.

До задержания Александр продолжительное время писал для спортивного издания «Трибуна».

«Он приходил к нам студентом и начинал как внештатник, — рассказывает руководитель проекта в Беларуси и Украине Максим Березинский. — В какой-то момент, где-то с 2013-2014 года, он стал полноценным штатным автором. Писал в основном про футбол, его специализация была интервью, репортажи, какие-то инсайды, наблюдения, он сделал несколько крупных расследований, заметных в Беларуси, по разным финансовым моментам в спорте».

Фото из соцсетей

Фото из соцсетей

Самое крупное из расследований Ивулина — про трансферы в солигорском ФК «Шахтер». В нем рассказывалось, что клуб тратит деньги «на очень сомнительных легионеров», а также про возможную связь происходящего с компанией Global Sport Invest и агентом Евгением Култаевым.

Помимо работы в «Трибуне» у Александра были YouTube- и телеграм-канал «ЧестнОК». В выпусках он рассказывал уже не только о спортивных событиях. У канала на YouTube на данный момент более 75 тысяч подписчиков, в телеграме — почти 3,5 тысячи. После задержания Ивулина контент для них создает Ярослав Писаренко, которого задерживали вместе с журналистом еще летом. Писаренко в июне прошлого года отбыл административный арест и вышел на свободу. В сентябре телеграм-канал «ЧестнОК», чат «Чатик ЧестнОКа» и YouTube-канал суд Железнодорожного района Витебска признал «экстремистскими». За полтора месяца до этого суд вынес аналогичное решение в отношении материалов «Трибуны» и соцсетей издания.

Березинский считает, что основная причина преследования Ивулина — его медийность и собственно YouTube-канал. Руководитель «Трибуны» в Беларуси и Украине отмечает, что, по сути, Александр встал в один ряд с Сергеем Тихановским, приговоренным месяц назад к 18 годам усиленного режима, Павлом Спириным, получившим 4 с половиной года колонии общего режима, и другими известными оппозиционными блогерами Беларуси.

«Я думаю, что режим понял, что альтернативные источники информации и YouTube в первую очередь как платформа несут основную угрозу с точки зрения того, что люди получают какое-то другое мнение, отличное от того, что транслируют по телевизору. Собственно, поэтому был нанесен удар по Саше», — говорит Березинский.

При этом на суде 17 января огласили выводы экспертов: «В итоге, насколько я понимаю, из всего объема информации, по крайней мере на суде про это говорили, вопросы возникли только к оформлению. То есть к тем картинкам и заголовкам, которые были. Говорят о том, что он тем самым призывал людей куда-то выходить или что-то еще такое, но любой человек может в этом убедиться: никаких призывов как раз таки в роликах не было», — продолжает руководитель «Трибуны». В роликах люди выражали свое мнение по поводу предвыборных событий и того, что произошло в Беларуси после 9 августа 2020 года, никого ни к чему не призывая.

Сам Ивулин на суде рассказал, что сначала создал свой личный YouTube-канал, а примерно три года назад переименовал его в «ЧестнОК». На вопрос об описании канала он ответил так: «Была история про то, что мы делаем белорусский спорт лучше, делаем челленджи, в разных классных интересных форматах рассказываем о белорусском спорте». Когда прокурор сказал, что ему вменяется в вину выкладывание записей «побудительного характера» о событиях в Беларуси,

Ивулин сказал, что в роликах побуждения не было: «Там абсолютно разговоры были о вещах, которые интересуют каждого, каждого, каждого простого обычного человека, живущего в Беларуси».

Канал привлек внимание властей задолго до задержания Ивулина, еще до президентских выборов августа 2020 года. По словам Березинского, примерно в июне того же года они с Ивулиным ходили в Федерацию футбола Беларуси, и на тот момент ее зампред Михаил Ботников «в достаточно грубой форме выражал несогласие с редакционной политикой» YouTube-канала.

Во время прений 19 января Ивулин в последнем слове, опубликованном «Медиазоной.Беларусь» (российская «Медиазона» признана Минюстом «иноагентом». — Ред.), сказал, что гордится тем, что благодаря «ЧестнОКу» люди стали увлекаться спортом: «И если у моего YouTube-канала была какая-то, как бы пафосно это ни звучало, миссия, то это точно не дискредитация социального и экономического, политического положения в Республике Беларусь».

Фото из соцсетей

Фото из соцсетей

Однако в прошлом году 29-летний Ивулин решил больше сосредоточиться именно на нем, помимо этого, он подписал контракт с футбольным клубом «Крумкачи», выступающим в Первой лиге чемпионата Беларуси. Сам клуб был основан в 2014 году. В 2018-м у него были проблемы, связанные с переоформлением документов: тогда в феврале — марте перед началом нового национального чемпионата федерация футбола Беларуси отказала команде в принятии заявки для прохождения лицензирования, ссылаясь на просрочку дедлайна по предоставлению документов. Апелляции и обращение в арбитражный комитет результата не принесли, и команда не смогла заявиться на участие в чемпионатах высшей и первой лиг. После решения арбитражного комитета группа болельщиков команды быстро оформила новое юридическое лицо — «НФК Крумкачи». Созданная команда по договоренности с руководством ФК «Крумкачи» оставила за собой символику, но юридически не стала полным правопреемником клуба. Позже новая команда подала заявку для участия в чемпионате второй лиги сезона 2018 года.

По словам Березинского, еще до того, как стать журналистом, Ивулин занимался в футбольной школе минского МТЗ-РИПО (позже футбольный клуб был переименован в «Партизан», в 2014 году его расформировали из-за финансовых проблем). Из-за травмы Ивулину пришлось оставить тренировки, позже он стал активно заниматься журналистикой. В 2021 году Александр полностью перестроил свою жизнь: стал активнее вести свой канал, всерьез ушел в футбол и почти ничего не публиковал на «Трибуне».

В составе «Крумкачей» Ивулин успел сыграть в нескольких товарищеских матчах. Дебютировать в официальной встрече он не успел из-за ареста, но 19 января прямо в зале суда футболист подписал новый контракт с «Крумкачами».

«Мне хочется отметить, что последние почти семь месяцев я не мог помогать не только своему футбольному клубу, но и главным болельщикам в моей жизни — моим родителям. Сложно говорить. Мои родители — это мама-пенсионер и отец — инвалид третьей группы. Кроме них у меня еще есть один очень важный болельщик, — рассказал Ивулин в последнем слове. — Не многие об этом знают. Дело в том, что у меня есть брат, он инвалид с детства, его зовут Сергей. И в этом году ему исполнится 39 лет. Это мой старший брат, но из-за специфики развития его социализация не прошла как нужно и в 39 лет он не может обеспечивать себя, не может работать. Весь круг общения человека — это три человека, один из которых — я».

Фото из соцсетей

Фото из соцсетей

Журналист хотел, чтобы подарком на день рождения старшему брату стал его выход из СИЗО, так как из-за особенностей развития брата они не могут общаться по переписке, только лично. Но желание не сбылось.

Сам Ивулин все время, что находился в СИЗО, подчеркивал, что он ни один из белорусских законов не нарушал — скрывать ему нечего.

«Он всегда работал честно и не занимался ничем тем, что ему приписывают. Он просто выражал свое мнение, или, что даже чаще, предоставлял место, чтобы кто-то другой мог высказаться и рассказать про свое отношение либо к спорту, либо к управлению спортом, либо к каким-то другим событиям, которые происходят в Беларуси. Мы часто разговаривали об этом, Саша тоже придерживается точки зрения о том, что спортсмены могут выражать мнение по любым ситуациям, в том числе когда случается какой-то политический кризис в стране», — заключает Березинский.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow