Не прошло и месяца с начала работы нового правительства Германии, а российско-германские отношения уже несколько раз проверили на прочность. Споры вокруг «Северного потока-2», взаимная высылка дипломатов, блокировка RT в Германии и, конечно, волны взаимной критики — так выглядит в последние недели общение между двумя странами.
Фото: Getty Images
Процессом больше не управляет Ангела Меркель — один из немногих европейских политиков, которому удавалось говорить и даже договариваться с Москвой. Теперь внешнюю политику формируют новый канцлер и новый министр иностранных дел — оба без особого опыта в восточноевропейских вопросах. Что уже поменялось и может еще измениться в российско-германских отношениях?
Спорный поток
В коалиционном соглашении нового правительства Германии, которое заключили сформировавшие его партии, значительная часть текста в сфере международной политики уделена отношениям с Россией. «Россия, — говорится в соглашении, — это важный международный актор. Мы понимаем значение стабильных и крепких отношений и продолжаем к этому стремиться». Дальше говорится о проблемах: аннексия Крыма, дестабилизация в Восточной Украине, всестороннее нарушение прав человека внутри России.
Министерство иностранных дел в новом правительстве отошло партии «Зеленые»: его возглавила 41-летняя сопредседатель партии Анналена Бербок. И во время избирательной кампании, и на стадии коалиционных переговоров Анналена Бербок зарекомендовала себя как большой критик Москвы — в частности, она не раз высказывалась против строительства газопровода «Северный поток-2».
— Неслучайно практически все другие европейские страны выступают против этого газопровода, — сказала она 20 октября в эфире программы Tagesschau. — Старое Федеральное правительство, коалиция ХДС и СДПГ, активно его продвигало, аргументируя это тем — а сейчас это повторяет и Олаф Шольц — что это не политический проект, а чисто экономический. Но все с точностью до наоборот.
«Северный поток-2» стал одним из первых противоречий между новым канцлером — лидером социал-демократов Олафом Шольцем, который поддерживает ввод газопровода в эксплуатацию — и Анналеной Бербок.
На саммите ЕС, который проходил 16‒17 декабря, премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш при поддержке своих коллег из Литвы и Польши потребовал, чтобы Европа остановила ввод в эксплуатацию газопровода «Северный поток-2», если Россия усилит военную активность в Восточной Украине. По сути, сейчас многое зависит от Германии: федеральное сетевое агентство страны должно закончить процедуру сертификации газопровода, а затем решение германского регулятора одобрит или нет Еврокомиссия. Пока процедура сертификации приостановлена из-за юридических причин: немецкий регулятор потребовал, чтобы компания Nord Stream 2 AG, полностью принадлежащая «Газпрому», зарегистрировала немецкую дочернюю компанию. Из-за этого процедура сертификации скорее всего затягивается, а сроки ввода в эксплуатацию сдвигаются.
Что не может не радовать страны Восточной Европы, в большинстве своем выступающие против российского газопровода в принципе.
Олаф Шольц на саммите, отвечая на вопросы коллег по газопроводу, подчеркнул, что решение немецкого регулятора «не имеет отношения к политике». И назвал проект «инициативой частного сектора». Таким образом, Шольц не поддержал предложение рассматривать газопровод как объект для санкций и предложил не связывать будущее проекта с ситуацией на границе Украины.
Заявление Шольца прозвучало всего через несколько дней после того, как своим мнением по газопроводу — прямо противоположным — в эфире канала ZDF поделилась Анналена Бербок. Министр иностранных дел, имея в виду Украину, напомнила о договоренности между США и Германией, что «в случае дальнейшей эскалации этот газопровод не может быть запущен».
В конце декабря на вопрос журналиста газеты Die Zeit Анналена Бербок ответила, что разногласия между ней и федеральным канцлером по вопросу «Северного потока-2» нет.
— Нет никакого секрета в том, что мы смотрим на эту тему с разных углов, но и федеральный канцлер, и я ясно дали понять, что при утверждении проекта мы будем опираться на европейское энергетическое право, — сказала Бербок. При этом в своем ответе она еще раз отметила, что «нельзя использовать энергию в качестве оружия для дестабилизации Европы» и что в случае эскалации ввод газопровода в эксплуатацию может не состояться.
Сферы ответственности
По мнению доктора Штефана Майстера из Немецкого общества внешней политики (DGAP), первые противоречия между Анналеной Бербок и Олафом Шольцем по вопросам России пока не позволяют судить, какой будет расстановка сил.
В германской практике нет четких правил относительно того, как распределяется ответственность между канцлером и министром иностранных дел — все зависит от договоренностей внутри коалиции.
— Если посмотреть на историю распределения ответственности между канцлером и министром иностранных дел за последние двадцать лет, уже со Шредера, и особенно с Меркель, канцлер играл ведущую роль в определении внешней политики, особенно европейской политики, — говорит Штефан Майстер. — Но последний министр был очень слабым, так что его пример не показателен. При Хайко Маасе Меркель взяла на себя все вопросы касательно Украины, России, как и европейские вопросы. А тут нам предстоит узнать, кто обладает большим влиянием или кто за какие страны отвечает.
Олаф Шольц. Фото: Zuma \ TASS
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
При этом, по мнению политолога, новый канцлер уже дал понять: у него есть планы заниматься внешней политикой, и он не собирается оставлять ее на откуп министерству иностранных дел. Это, говорит он, потенциально закладывает пространство для конфликтов —
но не нужно из нынешних противоречий делать вывод, что канцлер и министр не сработаются.
Действительно, партия «Зеленых» традиционно более критична в отношении России. В центре повестки партии в целом и Анналены Бербок лично — права человека и международное право. Так, она еще в ноябре высказывалась по поводу планов закрытия «Мемориала» и говорила, что «решительно против репрессий» в его отношении.
Олаф Шольц — бывший министр финансов, человек с прежде всего экономическим видением, и на многие вопросы он смотрит именно с точки зрения экономических последствий. В частности, позиция Шольца по «Северному потоку-2» и слова об экономическом характере проекта многим напоминают риторику Ангелы Меркель.
— Они смотрят немного с разных углов, но они согласны по многим вопросам, — считает Штефан Майстер. — Так что я не думаю, что тут будет игра в хорошего и плохого копов или что один будет более доступен для переговоров, чем другой. Но, конечно, у них разный бэкграунд, и это влияет на то, как они видят Россию и взаимодействуют с Россией.
Проблема обоих в том, что у них практически нет опыта отношений с Россией.
— Ангела Меркель была из Восточной Европы, она понимает язык, она лучше понимает ситуацию — с Шольцем и Бербок все иначе, у них нет того опыта, который изначально был у нее, — говорит политолог. — Каждый новый канцлер и министр иностранных дел должен «заработать» уважение Москвы — Путин и Лавров будут проверять их на прочность. У Меркель это уважение было, Путин воспринимал ее как могущественного человека. Я думаю, сейчас ситуация иная. Мы имеем дело с двумя людьми с гораздо меньшим опытом, которые не понимают Россию, Восточную Европу, и в целом скорее имеют другие приоритеты. Это будет для них вызовом.
Сложный старт
Начало правления новой коалиции ознаменовалось очередным скандалом в российско-германских отношениях: в середине декабря Высший земельный суд Берлина вынес приговор Вадиму Соколову, убийце чеченского полевого командира Зелимхана Хангошвили, получившего убежище в Германии. Федеральная прокуратура, а следом за ней суд пришли к выводу, что убийство было заказным — заказ исходил от российских государственных ведомств, а само убийство в парке Тиргартен, совершенное в 2019 году, было местью за участие Хангошвили в чеченских войнах, а затем в конфликте Грузии и Южной Осетии.
Зелимхан Хангошвил. Фото из соцсетей
Анналена Бербок, комментируя приговор суда, заявила о «серьезном нарушении немецкого законодательства и суверенитета Федеративной Республики Германия».
В итоге Берлин после оглашения приговора выслал двоих российских дипломатов, Москва в ответ выслала двоих немецких дипломатов.
— Убийство в Тиргартене было серьезным нарушением суверенитета Германии, — говорит доктор Сабина Фишер из Германского института международных отношений и проблем безопасности (SWP) о последствиях приговора. — Но это только одна из ряда многочисленных противоречивых проблем, которые сейчас ухудшают отношения: военное давление России на Украину и попытки Москвы добиться от США и НАТО «гарантий безопасности», которые неприемлемы с точки зрения Запада.
Новое правительство Германии сразу же оказалось втянуто в сложные переговоры Москвы и Запада: напомним, что 15 декабря российский МИД направил Вашингтону несколько предложений. В частности, Россия предлагает США отказаться от дальнейшего расширения НАТО на Восток, не принимать в альянс страны — бывшие республики СССР и отказаться от размещения в них военных баз и некоторых видов вооружений.
14 декабря глава российского МИД Сергей Лавров обсудил эти гарантии безопасности с Анналеной Бербок по телефону — это был первый разговор двух министров. Согласно сообщению российского МИД, «упор был сделан на необходимости предоставления нашей стране гарантий безопасности в виде юридически оформленных обязательств о нерасширении НАТО на восток и непродвижении военной инфраструктуры блока к границам России».
Анналена Бербок в интервью вскоре после разговора сдержанно отозвалась о его содержании, назвав сам разговор «возможностью вернуться к теме разговора, даже если у нас были очень противоречивые позиции по многим вопросам».
Более категорично на днях высказалась министр обороны Германии Кристина Ламбрехт: во время визита в Литву она отметила, что говорить с Россией «правильно и важно», при этом
«не может быть так, что Россия указывает партнерам из НАТО, как им себя позиционировать».
Ламбрехт — из партии социал-демократов, но тут, очевидно, между партнерами по коалиции не будет разногласий: и социал-демократы, и «зеленые» выступают за единую Европу, партнерство с США и НАТО. Так что вряд ли стоит ждать каких-то компромиссов со стороны Германии, пока российские требования касаются нерасширения НАТО и сопровождаются повышенной активностью на границе с Украиной.
— В течение последнего десятилетия германо-российские отношения проходят путь фундаментальных изменений, — говорит Сабина Фишер. — Из стратегического партнерства они переросли в практически враждебные отношения, встроенные в российские враждебные отношения с ЕС и НАТО. Каждое новое противоречие (будь то Украина, Беларусь, Навальный или убийство в Тиргартене) углубляет это разделение.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68