КомментарийОбщество

Оборот над Атлантикой

Зачем российские власти выписали Google штраф на сумму 7,2 млрд рублей, и что будет, если компания уйдет из России

В конце недели судебный участок мирового судьи № 422 Таганского района вынес решения, согласно которым Google и Meta (бывший Facebook) должны выплатить более девяти миллиардов рублей за «неудаление запрещенной информации». Это первый оборотный штраф, который получают американские компании в России, если решение вступит в законную силу, они могут уйти с российского рынка. Роскомнадзор в своем комментарии указал, что компании «игнорировали многочисленные требования» в отношении материалов с разжиганием розни, недостоверной общественно значимой информации, инструкциями по изготовлению взрывчатых веществ и пропагандой взглядов террористов и экстремистов. На этом штрафы не закончатся, в ведомстве сообщили, что у Google не удалены еще более 2 тысяч запрещенных материалов, у Meta более полутора тысяч.

Фото: ЕРА

Фото: ЕРА

Оборотный штраф — это штраф, размер которого зависит от выручки компании. Решение суда — декларация о серьезности намерений властей Российской Федерации по построению «суверенного Рунета». Напомним, 1 июля 2021 года был принят закон о «приземлении» иностранных IT-компаний, который независимые эксперты рынка назвали «законом о заложниках». Он обязывает все интернет-сервисы, число пользователей которых превышает 500 тысяч человек в день, открывать официальное представительство на территории России. «В январе мы никого блокировать не будем», — несколько недель назад заявил депутат Александр Хинштейн на Форуме по управлению интернета (IGF) в Катовице. При этом он настаивал, что иностранные IT-компании должны исполнять российские законы.

«С юридической точки зрения факт противоправных действий уже был. Они будут обязаны заплатить штрафы, даже если удалят контент. Если рассматривать эту ситуацию как шахматную партию, то Россия все ходы уже сделала. Нужно ждать ответа от западных компаний»,– считает Михаил Климарев, директор Общества защиты интернета.

У корпораций есть выбор: выполнение требование российских властей или игнорирование их. В первом случае компании теряют деньги, аудиторию и репутацию. Но также есть и правовой аспект:

«У России и США есть значительные расхождения в законодательстве. А компании американские — значит, исполняя российские законы, они нарушают американские.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Законы по типу «Пакета Яровой» противоречат интересам американской стороны. Например, недавно Команда Навального подала иски к Apple и Google из-за сентябрьского удаления приложений из App Store и Google Play. Решения скорее всего будут в пользу Команды, так как были нарушены американские законы», — считает Климарев.

Решения мирового суда, вероятно, будут обжалованы корпорациями, так что перед тем как они вступят в законную силу, будет развиваться долгий судебный процесс — если российская сторона не попытается его форсировать, он займет много месяцев и дойдет до Верховного суда. При этом штрафы можно рассматривать как форму шантажа — за игнорирование штрафов будут отвечать уже непосредственно представители компаний, которые по закону должны находиться на территории РФ. Вряд ли какая-либо компания будет отправлять своих сотрудников в страну, где их вероятно посадят.

Не только Россия может заблокировать Google, но и Google может заблокировать Россию. Google — это не только YouTube, но и операционная система Android, смартфонами на базе которой пользуются 80% граждан России. «Они перестанут обновляться, нельзя будет установить новые и обновить старые приложения, также на них не будут приходить уведомления. Проще говоря, все продукты Google полностью или частично утратят свою работоспособность. В 2018 году блокировали Telegram, в 2022 будем смотреть, как Google воюет с целым государством», — говорит Михаил Климарев. В этом конфликте так или иначе проиграют российские пользователи.

Слабое место самой Google — серверы Global Google Cashe (GGC), установленные на оборудовании местных провайдеров, в том числе российских.

Именно GGC в частности обеспечивает быстрый доступ к видеороликам на YouTube в высоком качестве. Без этой системы, к которой у российских властей есть физический доступ, корпорация не сможет эффективно работать.

Единственный «бескровный» выход из него состоит в переговорах с корпорациями. Здесь многое зависит от того как себя поставит американская сторона (Google, Meta и другие компании, — всего компаний, подпадающих под «приземление» 15).

«Закон о заложниках» — это калька с турецкого закона, по которому с января 2021 года IT-гиганты должны были открыть свои представительства в Анкаре. Добиться этого турецким властям не удалось.

Илья Мастюков, специально для «Новой»

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow