НовостиОбщество

КС отклонил жалобу правозащитников на невозможность свободно разговаривать с арестантами о пытках

Конституционный суд (КС) России отклонил жалобы бывших и действующих членов Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы и Петербурга Евгения Еникеева, Романа Ширшова и Яны Теплицкой на вмешательство сотрудников ФСИН в беседы с заключенными. Об этом сообщает «Коммерсант» со ссылкой на правозащитников.

Запрет говорить с арестантами СИЗО о пытках, которым те подверглись за пределами изолятора, не нарушает «субъективные конституционные права» членов ОНК, говорится в решении КС.

Юрист Григорий Вайпан, которые сопровождал жалобы в КС, заявил «Ъ», что проблема невозможности узнать о применении насилия и выяснить причину появления видимых следов пыток касается более чем 100 тысяч заключенных. Однако ответственный секретарь ОНК Москвы Алексей Мельников считает, что Вайпан «сильно преувеличивает проблему», пишет газета.

Вайпан заявил о намерении обращаться в Государственную думу, Совет федерации и региональные заксобрания с просьбой повторить обращение правозащитников в КС. КС, как отмечает юрист, посчитал, что заявители ставят вопрос об абстрактном нормоконтроле и новое обращение должны подавать те, у кого есть такое право.

СИЗО №2 Лефортово. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»

СИЗО №2 Лефортово. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»

Жалоба правозащитника Еникеева в КС строилась на споре правозащитника и сотрудников ФСИН из-за визита членов ОНК Москвы к заключенному СИЗО «Лефортово» Фахраджону Нозимову в 2019 году. Нозимов, обвиняемый по делу о попытке устроить крушение «Сапсана» в 2017 году (п. «а» ч. 2 ст. 205 УК РФ, приготовление к теракту), пожаловался на ухудшение здоровья, письменно разрешил членам ОНК ознакомиться с его медкартой и начал рассказывать, откуда на его теле синяки.

Сотрудник СИЗО прервал беседу и отказались составлять акт. В медкарте Нозимова члены ОНК нашли три записи об ушибах и ссадинах и составили акт о возможном применении к нему пыток, Еникеев подал иск к СИЗО и замначальника по режиму Николаю Иванову, но суды всех инстанций не признали факт прерывания беседы.

Читайте также

России изуверные сыны

Самая чугунная скрепа России — ее тюрьма и истязания заключенных. И чтобы эту скрепу сломать, нужна политическая воля. Но ее нет и не будет

Похожая ситуация описана во второй жалобе. Теплицкая вместе с коллегой Ширшовым пытались поговорить в СИЗО «Кресты» с Аброром Азимовым, обвиняемым по делу о теракте в метро Санкт-Петербурга 3 апреля 2017 года (ст. 205, ст. 205.1, ст. 205.4, ст. 222.1 УК). Он, как сказано в жалобе, «рассказал заявителям, как его похитили 4 апреля 2017 года и подвергали пыткам в секретной тюрьме недалеко от Москвы вплоть до формального задержания». Эту беседу также прервали.

Сотрудники ФСИН ссылались на законы «Об общественном контроле» (п. 3 ч. 1 ст. 16) и «О страже» (ч. 4 ст. 18.1), разрешающие им прерывать беседы членов ОНК с заключенным, если речь зашла о «вопросах, не относящихся к обеспечению прав подозреваемых и обвиняемых в местах принудительного содержания». Эти нормы появились в законодательстве в 2018 году.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow