НовостиПолитика

Видеоконференция Путина с членами СПЧ. Главное

Неоправданные аресты, наказание за пытки и закон об «иноагентах» как «защита от вмешательства»

Президент России Владимир Путин провел традиционную ежегодную встречу с членами Совета по правам человека (СПЧ). Из-за коронавирусных ограничений совещание прошло в режиме видеоконференции, общение длилось более четырех часов, из которых транслировались только два. «Новая газета» коротко рассказывает об основных итогах этого разговора.

Cкриншот трансляции

Cкриншот трансляции

Пытки

Журналистка и член совета Ева Меркачева попросила Путина поддержать появление отдельной статьи о пытках. «Слова заключенных или задержанных часто не стоят ничего. На сообщения о пытках в саратовской колонии не реагировали пока не появились видеодоказательства, — отметила она, напомнив также о пытках в иркутских колониях. — Неотвратимость наказания — единственный сдерживающий фактор. <…> Должны быть наказаны все: пытавший, отдававший приказы, тот, кто не возбудил дело, вся цепочка».

Помимо этого она предложила поручить, чтобы все дела о пытках расследовались Центральным аппаратом Следственного комитета, а также усилить общественный контроль и прокурорский надзор, допустить для проверки членов СПЧ во все учреждения, известные как пыточные.

В ответ на слова Меркачевой президент отметил, что работа по разработке закона о пытках уже идет. «Я следил за тем, что происходит. Нужно внимательно с этим разобраться. Следственный комитет как раз и проводит предварительное следствие по вопросам, которые стали известные и которые сейчас рассматриваются в рамках возможных дел. Здесь нужны системные меры. Но все, что вы перечислили, подлежит самому внимательному рассмотрению», — заявил Путин.

Читайте также

«Времени на вас нет»

Судья Криворучко, отказавший в стакане кипятка тяжелобольному Магнитскому, так же легко отправил в СИЗО больного ректора Шанинки Зуева. Диалог в суде

«Мемориал»*

В «закрытой» части беседы журналист Николай Сванидзе спросил Путина о процессе в отношении «Международного Мемориала»* и правозащитного центра «Мемориал»*. Президент ответил, что запросил дополнительные сведения по нему, и отметил, что процесс ликвидации не завершен: «Конечно, я обратил внимание на то, что было в СМИ по поводу «Мемориала» и, конечно, попросил дать мне дополнительные сведения о том, что там происходит», — сказал он (цитата по РИА Новости).

«По поводу международных организаций, которые "Мемориал" пытается защищать: они включены у нас в список террористических и экстремистских организаций. Это, конечно, вопрос, который требует дополнительного исследования», — также заявил Путин, упомянув, в частности, «Хизб ут-Тахрир»**. По его словам, документы свидетельствуют о том, что организация якобы неоднократно демонстративно совершала нарушения.

При этом президент отметил, что всегда относился к организации с уважением. Из подготовленной для него справки Путин также зачитал сведения о том, что при этом «Мемориал» причислил к жертвами политических репрессий «несколько лиц», которые, как «обнаружили израильские специалисты», служили при нацистах.

Ректор Шанинки Сергей Зуев

Сванидзе задал вопрос и о ректоре Шанинки Сергее Зуеве, который находится в СИЗО — на прошлой неделе ему продлили арест до марта. Тогда Зуева доставили в суд с высоким давлением, ему вызывали скорую помощь.

Путин заявил, что «не видит необходимости» держать ректора Шанинки за решеткой. 

Меркачева также обратила внимание на ситуацию с ректором Шанинки Сергеем Зуевым, которого отправили в СИЗО несмотря на серьезные проблемы со здоровьем, и на дело врачей-репродуктологов, также находящихся под арестом. В связи с этим она попросила проанализировать практику заключения под стражу.

Путин ответил, что решение посадить человека в камеру СИЗО до приговора часто «совершенно неоправданно» и эту ситуацию необходимо изменить. 

Закон об «иноагентах»

Председатель Союза журналистов Москвы Павел Гусев указал, что закон о СМИ-«иноагентах» стал «большой бедой, бедствием для российских журналистов». Он напомнил, что решение о включении в реестр «иноагентов» принимает Минюст РФ без какого-либо предупреждения. Гусев считает, что имеет смысл принимать такие решения через суд и ввести систему предупреждений — если СМИ не исправляет нарушения в течение трех месяцев, его только в этом случае включают в список.

Он предложил создать рабочую группу с комитетами Федерального собрания, Союзом журналистов и СПЧ.

Путин ответил, что следует обратить внимание на закон об «иноагентах» — он действительно создавался без обсуждений. При этом президент заявил: «Вы же знаете, как к нашим СМИ относятся за границей, их объявляют иноагентами, вызывают на допросы, им грозит тюремное заключение за неявку». Путин сказал, что России, с одной стороны, надо обеспечить свободу слова, с другой — защититься от вмешательства из-за рубежа. Он назвал «тонкой» работу с данным законом. «Давайте вернемся к этому с профессиональным сообществом, поработаем и придем, насколько это возможно, к согласованным решениям», — заключил президент.

Миграция

Глава СПЧ Валерий Фадеев заявил, что Совет выступает за миграционную политику, которая проводилась бы как в интересах российских граждан, так и мигрантов. Он сказал, что необходимо защищать права трудовых мигрантов и запретить работодателям нанимать сотрудников без трудовых договоров. При этом он отдельно упомянул тему нарушений законов мигрантами и сказал, что такое поведение должно вести к их высылке.

Фадеев также сказал, что зарплаты мигрантов в крупных городах якобы в разы превышают зарплаты россиян в некоторых регионах.

«Нужно заниматься тем, чтобы те люди, которые хотели бы приехать к нам на работу, уже готовились к этой поездке в нашу страну и к работе здесь, у себя на родине,

изучали язык, наше законодательство, знали бы свои права, знали бы то, на что ориентируют их наши общественные организации и государственные органы по соблюдению законов и правил Российской Федерации, наших обычаев», — сказал Путин.

НКО

Директор центра «Грани» в Перми Светлана Маковецкая подняла вопросы защиты прав сотрудников некоммерческих организаций. В частности, она описала проблемы, возникающие во взаимодействии НКО с банками, и попросила Путина дать поручение Центробанку разработать методические рекомендации для банков по взаимодействию с НКО. Президент согласился выполнить эту просьбу.

Превышение самообороны

Адвокат Шота Горгадзе задал вопрос президенту о превышении пределов самообороны. Путин пообещал попросить Верховный суд провести анализ по таким случаям и представить свои предложения по совершенствованию законодательства, если необходимо, чтобы защитить людей.

«У меня такие же эмоциональные оценки как у вас. Мы как юристы понимаем, что смысл всех норм заключается в том, чтобы средства защиты не превышали средств нападения»,

— ответил президент.

Морские животные

Директор «Гринписа» Сергей Цыпленков поднял тему морских млекопитающих — освобождения касаток и белух из «морских тюрем». «Юридическая «дыра», которая позволила сделать такие тюрьмы — не закрыта, а подготовленный законопроект не позволяет поставить точку в этом вопросе. При имеющихся юридических основаниях могут появляться новые китовые тюрьмы», — сообщил Цыпленков. Кроме того, в своем выступлении он затронул вопросы пищевых отходов и климата. Путин уверил, что он услышал Цыпленкова и согласен с его предложениями.

Домашнее насилие

Журналистка и волонтер фонда «Доктор Лиза» Екатерина Винокурова подняла вопрос о практике судебных предписаний в борьбе с домашним насилием. «Рабочая группа при [председателе Совфеда Валентине] Матвиенко разработала законопроект о профилактике бытового насилия. Новелла, которую предлагает этот проект — введение судебных предписаний о разведении по разным углам тех, кто находятся по разные стороны конфликта», — сообщила Винокурова.

Она назвала законопроект «максимально проработанным» и попросила Путина принять в весенней сессии. Также Винокурова попросила передать «маленькую просьбу» от родных Елизаветы Глинки — оказание бездомным медицинской помощи.

Читайте также

«Родиться женщиной в России — это высший уровень сложности в игре»

История Валерии Володиной, которая смогла найти защиту от домашнего насилия и кибербуллинга только в Европейском суде — дважды

По последнему замечанию Путин пообещал поговорить с главами регионов, в том числе, с мэром Москвы Сергеем Собяниным.

«Что касается закона, о котором вы сказали — я знаю, что он проработан, поддержан экспертным управлением АП [Администрации президента].

Надо добиться, чтобы все те, кто высказывает озабоченности в связи с вмешательством в жизнь семьи <…> чтобы окончательно эти противоречия снять. Я обещаю поработать на эту тему, поговорить с теми, кто высказывает эти опасения.

Полностью разделяю, что вы сказали по поводу того, чтобы обеспечить безопасность в семьях, но нужно и проработать с теми, кто высказывает опасения в связи с вмешательством в семью со стороны государства. Мы спокойненько это проработаем», — заявил Путин.

Изображение


Читайте также

Не знаю, сколько у Путина кабинетов. А вот лиц — много

Как реагирует президент на правозащитников. Или не реагирует

В прошлом году встреча прошла 10 декабря. Тогда Путин высказался в том числе и о деле бывшего журналиста «Коммерсанта» и «Ведомостей», советника главы Роскосмоса Ивана Сафронова, а также о самосожжении нижегородской журналистки Ирины Славиной.

*внесены Минюстом в реестр НКО, выполняющих функцию «иностранного агента»

**признана в России террористической, ее деятельность запрещена


shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow