РецензияКультура

«Сенсационная история убийства, безумия, гламура и жадности» или «клейкий аэропортовый бренд»?

«Дом Gucci» уже на экранах

Выхода картины Ридли Скотта мир моды ждал с большим волнением, чем мир кино. Самая трагическая в истории моды лавстори c криминальным скандалом. Леди Гага, Адам Драйвер, Джаред Лето, Джереми Айронс, Аль Пачино, Сальма Хайек. Звезды, роскошь, упоительное ретро, убийство — что может быть привлекательней для зрителя? И в чем тут подвох?

Действие охватывает период с 70-х годов до середины 90-х. Зажигательная девица Патриция Реджани (Леди Гага, разумеется, не выглядит на двадцать, но действительно похожа на крепкую, жгучую и сексапильную Реджани) из семейки грузоперевозчиков знакомится на костюмированной вечеринке с наследником модного дома Gucci долговязым Маурицио Гуччи (Адам Драйвер). И начинает на него охоту. Отец Маурицио — престарелый Родольфо (Джереми Айронс) не может воспрепятствовать вопиющему мезальянсу. Вторая половина модного бренда принадлежит нью-йоркскому брату Родольфо — Альдо (Аль Пачино).

И пусть жена-сатана Маурицио не отличит Пикассо от Климта, не прочитает ни одной скучной книжки, правдами и подлогами она помогает восхождению своего раздолбая-мужа на трон красно-зеленой империи Гуччи. Она использует конфликт между королями Гуччи — братьями Родольфо и Альдо. Во имя отца, сына и дома Гуччи она готова засадить в тюрьму и дядюшку Альдо, и его лысеющего сыночка Паоло (Джаред Лето). Она дергает веревочки — самолюбие Паоло, «триумфа посредственности» в сливовом костюме и с космическими амбициями. Она прет как грузовик. Неудивительно, что в какой-то момент ее модный брак с Маурицио трещит по швам. И в 1995-м Маурицио гибнет от руки киллера, нанятого Патрицией… на деньги Gucci.

Кадр из фильма «Дом Gucci»

Кадр из фильма «Дом Gucci»

Фильм Ридли Скотта «Дом Gucci» закручен спиралью вокруг Леди Гаги, известной своими эпатажными нарядами: платьем из сырого мяса, костюмом Красной Шапочки с ажурными колготками… Здесь она играет монструозную плебейку, влезшую крепкой ногой на высоком каблуке в родовое гнездо и разворошившую его. Она затягивает талию, увеличивает декольте, меняет прически, наряды, сумки. Ее героиня и смешна, и страшна, как само время, сметающее на ходу правила, традиции, устои. И в при этом

она — выразительная и шаржированная иллюстрация булгаковского завета: «Бойтесь своих желаний, они имеют свойство сбываться».

Леди Гага играет размашисто, дерзко, лобово. Порой ее героине не хватает глубины. Поэтому даже в кульминационной сцене, когда Патриция пытается всучить бросившему ее мужу альбом с фотографиями, на которых они счастливы… нет, эмпатии она не вызывает. Только брезгливость. Но возможно, именно такую задачу перед, как выяснилось, небесталанной актрисой ставил мэтр Скотт.

Кадр из фильма «Дом Gucci»

Кадр из фильма «Дом Gucci»

А сама история оказывается знакомым до боли сюжетом заведомо проигранной битвы пленников романтического прошлого, эмблемы которого — маленькое черное платье и красно-зеленые полосы, в котором правят бал семейные кланы, и глобального будущего, представленного не крупными харизматичными индивидуальностями, но прайдом адвокатов и кошельков. А сами семейные бизнесы либо исчезают, поглощенные межконтинентальными конгломератами, либо возглавляются дерзкими американцами вроде Тома Форда, либо доживают последние дни под присмотром крупного бизнеса, распростершего свои брендовые объятия от Милана и Парижа до Японии, Китая и Нового Света.

Скотт решил превратить громкую криминальную историю в вызывающий поп-арт, в кричащую нарядами, местами смешную мыльную оперу, столь популярную в 80-е.

Демонстрирующую безвкусицу, кэмп, которые режиссер — как и сам Gucci — пытается трансформировать в искусство.

Поэтому за кадром — попурри-компот: Верди, Джордж Майкл, «Фигаро», Донна Саммер, New Order, Eurythmics. А в кадре — роскошные интерьеры, знаменитые показы, закрытые вечеринки, закулисные интриги за витринами флагманского магазина Gucci, названного «Ватиканом моды». Плюс махинации с паевыми сертификатами, неуплаченными налогами. В общем, теневой бизнес во всей красе.

Проблема — в путаном, грешащим сюжетными прорехами и натяжками сценарии Бекки Джонстон и Роберто Бентивеньи (в его основе — книга Сары Гэй Форден «Дом Гуччи: Сенсационная история убийства, безумия, гламура и жадности»).

«Дом Gucci»

«Дом Gucci»

83-летний Ридли Скотт выпускает 27-й полнометражный фильм практически сразу после «Последней дуэли». Обе картины основаны на реальных фактах, от которых он с привычной легкостью удаляется. Но если «Последняя дуэль» метко расстреливала актуальные мишени вроде новой этики и гендерного переустройства мира, то здесь мэтр ностальгирует по эпохе позднего развитого капитализма, когда семейные империи держали власть над советами директоров. Он упивается воздухом времени, канувшего в Лету, времени кричащих амбиций и гардеробов в стиле Патрика Нагеля. И центральный гламурный образ агрессивно флиртующей, буквально сногсшибательной хищницы почти дотягивает до масштаба Леди Макбет Миланского подъезда, у порога которого и падет Маурицио Гуччи.

Читайте также

Изнасилование — вопрос собственности

Исторический эпос «Последняя дуэль» — погружение в средневековье в кольчуге актуальных проблем. Сэр Ридли Скотт возвращается в большое кино

Однако «почти» здесь ключевое слово.

И дело не в том, что авторы отходят от фактов, они теряют нерв истории, уплощают ее героев. Самый нелепый, карикатурный персонаж — отчаянно глупый бонвиван Паоло Гуччи в диковатом, клоунском до циркового исполнении Джареда Лето. Сальма Хайек наотмашь играет лохматую гадалку-предсказательницу из телевизора Пину Ауриемму, ближайшую подругу Патриции. Убийство века они планируют в грязевой ванне на бальнеологическом курорте. Девушки в летах натурально воплощают в себе бессмертный тип «из грязи в князи».

Кто-то из строгих критиков назвал «Дом Гуччи» запутанным и слишком длинным трейлером очередного номинанта на «Оскар», а не биографическим гигантом, которого ждали.

И хотя сам фильм смотрится весело, временами его шутки про запахи и аналогию шоколада и дерьма напоминают «клейкий аэропортовый Гуччи-бренд»…

(так в начале 1980-ых охарактеризовал некогда успешный дом мод главный редактор авторитетного модного журнала Vanity Fair, Грэйдон Картер).

Или подделки Gucci, которые продают на блошиных рынках, где легендарную сумку «Джеки-О» с бамбуковой ручкой — любимицу Жаклин Кеннеди — можно купить за 29 долларов. Это будет «почти Гуччи». Как сам шумный и веселый фильм Ридли Скотта.

P.S.

Фильм возмутил наследников одного из владельцев модного дома Альдо Гуччи. Они опубликовали заявление, в котором обвинили авторов в клевете: «Создатели выставили Альдо Гуччи, который был президентом компании в течение 30 лет, и других членов семьи Гуччи как невежественных и нечувствительных к окружающему миру головорезов, что чрезвычайно болезненно с человеческой точки зрения. Все это оскорбляет наследие, на котором сегодня построен наш бренд».

Дизайнер и режиссер Том Форд, который в худший для бренда момент стал его креативным дизайнером, признался в смешанных чувствах. По его словам, на некоторых моментах ему казалось, что он смотрит «скетч в Saturday Night Live. Мне трудно было увидеть юмор в такой драматичной и кровавой истории, которую я знаю изнутри. Временами было абсурдно, но в конечном итоге это трагично».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow