Первое, что слышишь, — это звук. Тихий гул. Статичный мерный шепот. Он завораживает, заглушает все вокруг, притягивает внимание и не отпускает. Массивный темный камень скользит по ровной глади льда, рассекая время и пространство. Спортсмены-керлингисты признают в этом действе нечто магическое. Попасть под чары его обаяния — это навсегда. Константин Курохтин после первой же тренировки в 2009 году понял, что «попал». За «12 лет рабства» он прошел путь от игрока резервного состава до капитана национальной сборной, добирался с командой до пьедестала на чемпионатах России и мира по керлингу на колясках и не собирается останавливаться. После октябрьской «примерки» на чемпионате мира в Пекине во всеоружии готовит себя и команду к зимним Паралимпийским играм.
Фонбет — партнер совместного проекта «Новой газеты» и Паралимпийского комитета России
Если вам когда-нибудь доводилось смотреть керлинг и скучать — это только оттого, что вам неизвестны правила. Это не футбол или фигурное катание. Здесь только визуально невозможно постичь всех тонкостей, хитростей, задумок и по достоинству оценить красоту игры. Ведь помимо непосредственно атлетической составляющей, выверенного по силе и точности толчка, основное — тактика, стратегия, комбинации, ловушки — совершается в уме. Поэтому многие сравнивают керлинг и с шахматами, и с преферансом, и с русским бильярдом. Эту основную суть Константин Курохтин уловил еще при первой встрече с занятием всей своей жизни.
— Я довольно поздно пристрастился, по факту пришел в уже сыгранную команду с международным опытом. Конечно, вообще ничего толком не понимал, ни разу такого не видел — по телевизору такие соревнования же не показывают. Но интересно было дико! Тут же голова должна все время работать, пространственно-временное мышление включаться, проекции создаваться. Вообще, керлинг — это мозги и нервы. Надо думать и понимать, что ты делаешь. Нужно уметь контролировать себя, даже когда отчаянно хочется взорваться, ведь соперники могут использовать это против тебя.
Если нет владения собой врожденного, то этому приходится очень долго учиться. Я учусь до сих пор. И если мозг мы тренируем логическими задачами, чтением, то терпение — декламируя стихотворения. У нашего тренера была такая система наказаний. Моим первым стала поэма Блока «Двенадцать». Полностью. Выученная за два дня и три ночи. Я, когда ее только открыл, был в ужасе: что это такое, как это понимать и где тут рифма? Пришлось сначала изучать, о чем, собственно, само произведение, потом переслушивать его в исполнении разных актеров, переписывать по несколько раз. К истечению срока вышел и перед всем коллективом рассказал.
Но тонкости не ограничиваются исключительно игровым процессом. Важнейшую роль в керлинге играет качество льда. Тот, что заливают для фигуристов и хоккеистов, конечно, тоже сгодится — для тренировок, но это далеко не профессиональный уровень. Лед должен быть максимально прозрачным, то есть вода для него нужна чистейшая и без примесей. По технологии его заливают несколько дней, слоями, при определенной температуре, не допускающей кристаллизации. Лед должен выдержать вес камней (около 20 килограммов) при окружающей влажности воздуха, для чего необходимы мощные системы вентиляции. По ходу игры лед должен минимально изменяться, то есть не проседать, не размягчаться, не образовывать иней.
Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»
— Все это для того, чтобы на нем «работали» камни, то есть вели себя максимально предсказуемо.
Ведь, в отличие от обычного, в керлинге на колясках отсутствует свип — натирание льда щеткой, которое помогает скорректировать движение камня.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Нам, получается, сложнее — нет права на ошибку. Кстати, уже второй год на сборах мы проводим турниры с олимпийскими сборными. Мы играем по свои правилам, они — по своим. Сыграй они без свипа — это был бы шок. Результатами, конечно, похвастаться не можем, зато учимся стойкости. И, думаю, ребята согласятся, что у нас со льдом всегда что-то не так. Особенно чувствуешь разницу, когда приезжаешь на чемпионат мира, где качество площадок идеальное. И к ним приходится приспосабливаться.
В 2010 году старший тренер Владимир Шевченко пригласил Константина в сборную, проходившую квалификацию к чемпионату мира — 2011. Помимо знакомства с партнерами по команде и обязательных тестирований, «загрузили» и полноценной работой: уже на чемпионате в Чехии он планомерно занимался статистикой.
Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»
— Владимир Федорович увидел во мне что-то, дал шанс и путевку в будущее спорта. Наблюдая за играми наших соперников, я многому научился в тактических приемах, — признается Константин, отмечая необходимость грамотного анализа и умственной работы в керлинге.
Но первый выход на лед в международном матче на турнире в Дании обернулся серией фатальных ошибок, которые привели к поражению. Но главное Константин осознал: знания — ничто без воплощения. И результат не заставил себя долго ждать. Уже на следующем турнире в честь 500-летия керлинга в Шотландии команда играла смело и дерзко и с легкостью обставила более именитые сборные. В будущем будут победы и в чемпионате России (этой весной Константин завоевал уже восьмое золото для «Москвича»), и в международных турнирах, и на чемпионатах мира (а с прошлого года — еще и в качестве скипа, то есть фактически капитана, определяющего стратегию и стиль игры). Но коллекция наград еще не полностью укомплектована.
— Мы еще голодные до побед. Нет такого, что все приелось и нет разницы, как сыграешь на турнире. Хочется побеждать.
Сочинское серебро у нас есть, теперь хочется попробовать на вкус и олимпийское золото. Самые главные соперники — норвежцы, наши извечные конкуренты, Канада — как лидер мирового керлинга и среди здоровых, и у мужчин, и у женщин, и у колясочников тоже. И Китай, разумеется, который вообще на сегодня фабрика по производству спортсменов. Они показали свою силу на прошедшем домашнем чемпионате мира, и на Олимпиаде от них ждут такого же результата.
На октябрьском чемпионате мира национальная сборная выступала под именем и флагом Федерации керлинга России. Отголоски не совсем спортивных санкций к керлингистам до этого применяли только на Паралимпиаде в Пхёнчхане. Международная федерация керлинга ранее не чинила препятствий с допуском на мировые турниры, не было ограничений ни с названием, ни с флагом, ни с формой.
— Перед Играми в Корее нам предложили выбирать: ехать под нейтральным флагом или не ехать вообще. Мы поехали. Все-таки это большая часть нашей жизни, занятая тренировками, играми, отборами, подготовкой. Для каждого спортсмена это в первую очередь личный вызов, возможность (иногда единственная в жизни) доказать себе и другим свою силу духа. Какой смысл от этого отказываться? Я считаю себя русским, я представляю свою страну, наши соперники тоже знают, что мы русские. В Олимпийской деревне Пхёнчхана мы боялись произносить слово «русский», чтобы не попасть под какие-то дисквалификации, но все вокруг только об этом и говорили: «российская команда из России». Кому и зачем нужны эти условности? Флаг же — это не атрибут какой-то, это отношение твое к стране. Я патриот, но не хожу и не кричу об этом и не бью себя в грудь. Я это демонстрирую другим образом.
Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»
Несмотря на то что Константин Курохтин — многолетний капитан и лидер как московской команды, так и национальной сборной, в обычной жизни за пределами ледовой площадки он довольно скромный человек. Не публичный, как сам признается, не активен в соцсетях, как, например, его партнеры по команде, которые активно продвигают идеи паралимпийского движения. И признает, что надо брать с них пример: открываться людям, идти им навстречу, заряжать своими положительными эмоциями, побуждать к активности.
— Я думаю, никто в инвалидном спорте не чувствует себя публичной персоной. Вот после Японии приезжали паралимпийцы в студию «Матч ТВ», скромно так сидели, мало улыбались, сухо отвечали. Скучно смотреть на скучные лица, надо быть смелей. Все же мы уже через это проходили — когда в первый раз появлялись на улице, в спортзале, общественных местах. Да, 20 лет назад на нас смотрели с презрением или жалостью, которая нам совсем не нужна, это противное чувство.
Но сейчас же многое изменилось — общаются с нами на равных, а когда узнают, даже хвалят, говорят: «Гордимся!»
Думаю, большую роль сыграло внедрение доступной среды: инвалиды получили возможность чаще выходить на улицу, окружающие увидели, что мы можем жить полной жизнью, и стали относиться соответствующе. Когда с тобой происходит несчастье, ты остаешься один на один со своей бедой. И это навсегда. Прошлой жизни уже не будет, а будущее — неизвестно, и это больше всего угнетает, опускает на дно. Ты больше не можешь справиться самостоятельно с обычными вещами, и помощь чужую стыдно принять. Но стоит только попробовать выйти за грань собственных ощущений и страхов, как мир оказывается не таким мрачным. Благотворительный фонд «Параспорт» много лет дарит людям с инвалидностью такой шанс — с головой окунуться в новый лучший мир спорта, который кардинально меняет людей: хочется жить, строить планы, ставить цели и их добиваться.
Как и всегда, в рамках благотворительной программы компании «Фонбет» «Ставка на добро» 100 000 рублей будут направлены в фонд «Параспорт», чтобы (в том числе) команду Константина Курохтина пополняло все больше резервистов — будущих чемпионов.