СюжетыОбщество

Баня с огоньком

К Новому году Смольный закупился тортами с мышами и лампочками на полмиллиарда рублей

Баня с огоньком
Мышь-конькобежец на ярмарке в Петербурге. Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

С 1 января 2022 года в Петербурге возрастают цены на проезд в общественном транспорте, метро станет дороже московского. Но суровая экономическая ситуация не мешает спустить больше полумиллиарда бюджетных рублей на праздничное украшение города, ярмарки и гулянья.

Накрутить хвосты и цены

Города Германии один за другим отменяют рождественские ярмарки. Тамошние власти посчитали, что в коронавирусных реалиях не до тусовок. Не таковы власти Петербурга — здесь уже начали монтировать главную Рождественскую ярмарку на Манежной площади, обтряхнув эксплуатируемых третий год кряду бутафорских мышей и прикупив еще кой-чего. Секонд-хенд не обходится дешевле — по подсчетам «Новой», в этот раз обустройство ярмарки тянет почти на 87 млн (в прошлом году — около 45 млн).

Концепция не поменялась. Всё опять строится вокруг проклинаемых европейских ценностей — главными героями остаются Щелкунчик с полчищем мышей. В прошлогодние сметы уже закладывалось их «подновление», но теперь оно потребовалось опять. Например, на приведение в порядок «Триумфальной арки» выделено 250 тыс., «Механической игрушки» с Щелкунчиком и Мари — 200 тыс., на каждую из 25 мышей — по 6–10 тыс. и так далее. Но определить точный объем работ и адекватность назначенной за это цены не представляется возможным. Сказано очень общо, вроде «произвести ремонт, если требуется» или «подкраска потертостей». Тотально всем мышам предписано лечение хвостов — «удалить имеющееся лакокрасочное покрытие, загрунтовать, расписать». Хотя, согласитесь, «мышь-конькобежец» и «мышь сидящая» могут существенно разниться по темпераменту и интенсивности эксплуатации хвоста.

Общий диагноз выставлен и торговым домикам — в каждом из 70 надлежит «произвести ремонт элементов оформления, красочного слоя», «замену ламп в гирлянде». И еще загадочное по ним же: «произвести ремонт пряников».

В 55 домиках затеяно чохом заменить оконные рамы и стекла (на пластик), а также оконную ручку (на железную); в 40 домиках — заменить врезной дверной замок, в 30 — дверное полотно.

Домики эти, как и прочее оборудование и элементы декора, в прошлом году послужили всего ничего — ярмарка у нас работает с 18 декабря по 9 января. А такое впечатление, что резвились на ней не мыши, а динозавры — раз даже двери приходится теперь менять.

Торговые киоски. Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Торговые киоски. Фото: Алексей Душутин / «Новая газета» 

Кроме того, нынче еще дополнительно закупили «торговых павильонов контейнерного типа» на 4,6 млн.

Почти на полмиллиона потянуло предоставление во временное пользование двух модулей контейнерного типа (одинарного и двойного), в которых обустроят домик Деда Мороза и Домик ремесел. Хотя дачникам такой модуль обычно обходится тысяч в 40–50.

Из нового — объекты «Торт» (4,2 млн) с «декоративными элементами и скульптурами» (7 мышей, 4 свечки, 4 чашки и 4 пирожных) и «Воздушный шар» с Щелкунчиком и Мари в корзине (1,8 млн).

Предоставление паровозика на колесах оценили в 0,5 млн, создание остановки для него — еще 0,45 млн. 

В документации эта станция прописана претенциозно, как «объемно-пространственная композиция Вокзал». На деле же, судя по прилагаемому эскизу, — элементарная арка (4 x 3 x 0,8 м). Материал — полиэтиленовые трубы для «колонн», каркас из металлической трубы, обшито все фанерой, раскрашено эмалями «атмосферостойкими» (что едва ли убережет от необходимости «подновления» на следующий год). Примерно столь же незатейливо производство двух сборных «раскладушек» под названием «Волшебный город» № 1 и № 2 — имитирующих фасады скандинавских исторических домов (совокупно 6,5 млн на изготовление и 2,3 млн — на монтаж-демонтаж).

Услуги по просто уборке и уборке механизированной разбили на три лота, оценив на круг в 5,7 млн. Мобильные биосортиры (24 кабинки) — еще 0,85 млн. Хотя прилагаемый график обслуживания — «раз в день» — заранее отбивает охоту ими воспользоваться.

Почти столько же, сколько отвели на праздничное оформление, потратят на обеспечение безопасности — свыше 13,5 млн. Чтобы граждане не особо расслаблялись в рождественской сказке, им напомнят о суровой реальности знакомым по разгону митингов антуражем — закупив «блоки заградительного типа по предотвращению террористических действий» и комплекты металлического ограждения «фан-барьер».

Заказчиком ярмарочных закупок выступило смольнинское ГБУ «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг». Почти все эти закупки прошли с участием единственного претендента. В фаворитах традиционно оказалось ООО «Омега» — ему досталось 6 подрядов на 30 млн. Эта же компания традиционно лидирует и по закупкам на новогоднее оформление города.

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Огоньки для Смольного и районной бани

В петербургских семьях с традициями новогодние игрушки и стеклянные бусы бережно хранятся, обернутые в бумагу и аккуратно уложенные в какие-нибудь шляпные коробки или чемоданы, переходя из поколения в поколение. У Смольного с городскими украшениями всё совсем иначе: каждый год заказывают основательный ремонт имеющихся и закупку новых.

Нынешний апгрейд потянул почти на полмиллиарда.

В городской администрации посчитали, что прежняя версия новогодне-рождественского оформления культурной столицы устарела и морально, и физически.

И в начале ноября вице-губернатор Борис Пиотровский сообщил о разработке нового брендбука — совместного детища комитетов по печати, по культуре и по градостроительству и архитектуре.

Пояснялось, что раз мы в следующем году празднуем 350-летие Петра I — «великого императора, подарившего нам этот праздник», следует соединить в единой концепции «символизм европейского Рождества и имперского стиля петровского периода».

В документе прописано, например, что не допускается использование синего цвета в освещении, а кроме того, предлагается выбирать украшение зданий сообразно их стилистике и габаритам, а также со стилистической привязкой к архитектурным элементам. Представлены варианты использования света в инсталляциях и проекциях и показан разработанный логотип наступающего года. Есть и предписания по декорированию балконов, витрин, ярмарок и новогодних лавок. Выбирая украшения, предложено обращаться к узнаваемым образам — например, из «Щелкунчика», «12 месяцев» или «Снежной королевы». И при оформлении города использовать хвойные деревья, а каждую входную группу украшать хвойными ветками с игрушками, листьями и ягодами омелы (так популярными в каждой русской семье, хочется добавить). Чрезмерно яркие цвета, выбивающиеся из общей стилистики, использование «дождиков» и бумажных конструкций не допускаются.

Однако к моменту представления этого брендбука (полностью выложен здесь) тендеры на новогоднее оформление города уже шли вовсю, а техзадания к ним были сложены и того раньше.

Впрочем, если покопаться в документации по этим закупкам, становится понятно, что к встрече 2022 года не только готовят новые украшения, но и активно задействуют прежние. На одной из картинок брендбука представлено, например, рекомендуемое оформление Дома книги. Однако, как следует из уже заключенного контракта, на этом здании-памятнике будет использована имеющаяся у заказчика световая композиция из прежних запасов.

Санкт-Петербург. Вид на Казанский Кафедральный Собор перед празднованием Рождества, январь 2021. Фото: Александр Демьянчук / ТАСС

Санкт-Петербург. Вид на Казанский Кафедральный Собор перед празднованием Рождества, январь 2021. Фото: Александр Демьянчук / ТАСС

В целом по городу на «штопку» таких бэушных комплектов закладываются впечатляющие суммы. Например, для придания нарядного вида БКЗ «Октябрьский» предстоит привести в порядок световую композицию «Новогодний занавес», включая «рихтовку формообразующих деталей, восстановление сварных соединений и покраску элементов каркасов», «замену гирлянды бахромы» — на это заложено свыше 680 тыс.

Подсчитать общую сумму бюджетных трат на новогоднее украшение Петербурга не так-то просто. В львиной доле случаев заказчиком выступает смольнинский «Городской центр рекламы и праздничного оформления», но есть еще и заказы по линии районных администраций и муниципальных образований. «Новая» постаралась отследить все, выявленная нами общая сумма составила около 550 млн рублей.

Финансирование распределяется очень неравномерно — как по районам/муниципальным образованиям, так и по отдельным топовым объектам.

Например, предоставление оборудования и демонстрация световой проекции для Казанского собора стоило 900 тыс. А на праздничное оформление Смольного и подступов к нему не пожалели 8 млн (плюс еще 1 млн на демонтаж). Это почти столько же, сколько решилась потратить на украшение Пушкинского района его администрация (8,6 млн).

Еще не определены победители по заказам на новогоднее убранство ряда муниципальных образований — Понтонный, Саперный, Солнечный совокупно собираются потратить 5,3 млн. Сопоставимую сумму готово употребить одно МО «Лахта-Ольгино» (4,8 млн). Хотя здесь с трудом нашли два достойных иллюминации здания — на территории округа, согласно ТЗ, украсят светодиодными гирляндами здание бани (337 тыс.) и администрации, причем второе обойдется на 17 тыс. дешевле.

Старый конь борозды не портит

Самым удачливым в обретении подрядов на новогоднее оформление оказалось снова ООО «Омега» (с ним заключили контрактов на 87 млн). Удача сопутствует ему не первый год. Совладельцем компании является Георгий Абелев, бывший чиновник, вице-президент городского Союза промышленников и предпринимателей. Свою карьеру господин Абелев начинал строить рука об руку с Валентиной Матвиенко — в 1980-е работал под ее руководством в райкоме КПСС. А затем был главой Красногвардейского района, членом команды губернатора Владимира Яковлева. Оставил Смольный в 2005 году, но не растерял, видимо, наработанные полезные связи. Существенную часть выручки «Омеге» обеспечивают именно госзаказы, и выручка эта показывает год от года хороший рост.

Совладелец ООО «Омега» Георгий Абелев. Фото: dp.ru

Совладелец ООО «Омега» Георгий Абелев. Фото: dp.ru

Несмотря на то что компания обычно не понижает цену контракта, реальных конкурентов ей не находится, и «Омега» неизменно оказывается обладателем самых «вкусных» подрядов. Желающих оспорить такие результаты особо не наблюдается, как и проблем с региональным УФАС, при котором Георгий Абелев возглавляет общественный совет.

Читайте также

На все одна команда — трать!

Власти Петербурга отказались выделять дополнительные средства на расселение коммуналок. Но не пожалели денег на юбилей комитета финансов и проекты музея Смольного

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow