СюжетыПолитика

США и Китай «смягчили тон»

Чем завершились онлайн-переговоры президента Байдена и председателя Си Цзиньпина

Переговоры лидеров США и Китая, проходившие в режиме онлайн и длившиеся три с половиной часа, не привели к прорывам, но способствовали «смягчению тона» в двусторонних отношениях двух ведущих мировых держав. Так комментируют виртуальную встречу Байдена и Си Цзиньпина американские СМИ. Белый дом охарактеризовал ее как «уважительную, прямую и открытую».

Фото: Kevin Frayer / Getty Images

Фото: Kevin Frayer / Getty Images

Отношения двух стран достигли низшего уровня с 1979 года, когда они были официально, дипломатически установлены. Нынешний саммит, где лидеры обсудили весь спектр острых вопросов и остались взаимно вежливы, в Вашингтоне называют «позитивным сигналом». Как отмечает «Нью-Йорк таймс», «в холодных отношениях взаимного недоверия» предотвращение перспективы более широкого конфликта между двумя сверхдержавами «считается прогрессом». Виртуальный саммит прошел в понедельник с помощью программы Zoom, соединившей видеозвонком Запад и Восток: зал Рузвельта в Белом доме, где находился Байден, и Дом народных собраний в Пекине, называемый крупнейшим в мире залом заседаний, — отсюда с ним беседовал Си Цзиньпин. Разговор длился дольше, чем планировалось, признал на брифинге старший сотрудник Белого дома, и состоял из двух частей, с небольшим перерывом. В самом начале президенты приветственно помахали руками, Си назвал Байдена своим «старым другом» и, использовав морскую метафору, сравнил две страны с кораблями, которые должны вместе перемещаться по ветру и волнам океана, но не сталкиваться.

Два лидера разговаривали по телефону дважды в этом году, виртуальная конференция была призвана проговорить более подробно вопросы, которые обсуждались на предыдущих саммитах между США и Китаем.

Очная встреча оказалась невозможной, в том числе на недавнем саммите «Двадцатки» в Риме и конференции по климату в Глазго, поскольку Си Цзиньпин еще с января 2020 года отказался от зарубежных поездок —

как пишут американские СМИ, из-за пандемии и внутриполитических проблем.

По окончании трех с половиной часов переговоров президенты не составили совместного заявления, которое на протяжении десятилетий обычно принималось на саммитах между Соединенными Штатами и Китаем. Последняя встреча Си с американским президентом Дональдом Трампом в 2019 году также закончилась без совместного заявления, и это стало свидетельством ухудшения отношений. На первых переговорах с нынешней администрацией США на Аляске в марте глава канцелярии комиссии ЦК КПК по иностранным делам (и бывший министр иностранных дел) Ян Цзечи, по оценкам здешних СМИ, «ругался» с госсекретарем Энтони Блинкеном и советником по национальной безопасности Джейком Салливаном, обвинил США в неспособности решить свои собственные проблемы с правами человека и называл озабоченность защитой прав человека в КНР «американским лицемерием».

Виртуальная встреча 78-летнего Байдена и 68-летнего Си, которые лично знакомы еще с тех времен, когда они занимали посты вице-президента и заместителя председателя КНР, но впервые встретились в роли первых лиц, не завершилась каким-либо соглашением о том, чтобы группы официальных лиц с обеих сторон вели дальнейшие переговоры по стратегическим ядерным вопросам и конфликтам в киберпространстве — как это сделал Байден на июньском саммите с президентом Владимиром Путиным. Здесь более расплывчатая формулировка: обе стороны согласились на переговоры между «чиновниками более низкого уровня».

«Мы не ожидали прорыва, — сказал репортерам высокопоставленный представитель американской администрации вскоре после завершения переговоров. — Его и не было». Вместо совместного заявления каждая сторона выступила с собственным пресс-релизом, в каждом из которых подчеркнуты существующие разногласия. Один из репортеров Белого дома назвал это «каталогами взаимных обид, в которых мало места для компромиссов». Не прозвучало приглашения Байдену посетить зимнюю Олимпиаду в Пекине, которую часть американских законодателей предлагает бойкотировать — из-за угроз Тайваню и нарушений прав человека в КНР. Как отметил на брифинге представитель администрации, для обсуждения Олимпиады или вопросов выдачи виз спортсменам, журналистам, ученым, студентам и т. д. сторонам не хватило времени.

Хотя прорыва не было, это были «здоровые дебаты», отметил в интервью CNN бывший посол в Пекине экс-сенатор Макс Бокус.

Джо Байден выразил обеспокоенность по поводу нарушений прав человека в Синьцзяне (провинция, где проживают уйгуры и мусульмане), Гонконге и Тибете, а также по поводу «несправедливой торговой и экономической политики» Китая, наносящей ущерб американским рабочим (экономическая тема, отметил на брифинге высокопоставленный представитель администрации, не была «доминирующей»). Си Цзиньпин сказал, что поддержка Тайваня со стороны США — это «игра с огнем, в которой можно получить ожоги». «У нас есть терпение, и мы готовы проявить предельную искренность и приложить максимум усилий для достижения мирного объединения, — сказал Си Цзиньпин, сообщает информационное агентство «Синьхуа». — Однако, если силы сепаратистов за независимость Тайваня спровоцируют и заставят нас действовать, мы будем вынуждены принять решительные меры».

Когда Байден поднял вопросы о подавлении меньшинств в Синьцзяне и несправедливой торговой практике, Си ответил, что Китай не потерпит вмешательства в свои внутренние дела. Председатель КНР призвал Соединенные Штаты не «политизировать» торгово-экономические отношения, заявив, что Вашингтону следует прекратить «злоупотреблять» национальной безопасностью для подавления китайских компаний. Китайский лидер, который, как ожидается, через год на съезде Компартии будет утвержден на посту главы государства на третий пятилетний срок — до 2027 года (если не дольше), прямо предупредил, что мир рискует снова скатиться к конфронтации сверхдержав, к новой холодной войне. «Участие в идеологическом размежевании, разделении лагерей, групповой конфронтации неизбежно приведет мир к катастрофе», — заявил Си Цзиньпин, обозначив один из столпов стратегии новой администрации США по противодействию Китаю путем объединения с единомышленниками. В ответ на байденовский призыв «объединения демократий против автократий» председатель КНР предупредил Вашингтон: «Последствия холодной войны не за горами». Команда Байдена отвергает сравнения со временами холодной войны как «чрезмерно упрощенные». «У нас есть выбор не делать этого», — отметил советник по национальной безопасности Салливан.

Фото: Alex Wong / Getty Images

Фото: Alex Wong / Getty Images

Вспоминаются строки Редьярда Киплинга — автора, почитаемого В.В. Путиным (одно сравнение оппозиции с «бандерлогами» дорогого стоит!): «Запад есть Запад, Восток есть Восток, не встретиться им никогда». Классику отвечают политэксперты в Вашингтоне и Пекине: договариваться придется, иного не дано. «В обозримом будущем Китай станет фактором международной системы — он никуда не денется, — отметил Салливан во время недавнего выступления в Австралии. — И Соединенные Штаты никуда не денутся, мы не собираемся никуда пропадать из Индо-Тихоокеанского региона. И поэтому нам нужно научиться справляться с этой реальностью».

«Ответственная конкуренция» — так назвали курс в отношении Китая в команде Байдена, что означает: жестко конкурировать по всем вопросам взаимных несогласий, но не допускать скатывания в прямой конфликт.

Вопросов соперничества и сотрудничества двух крупнейших экономик, двух самых мощных мировых держав действительно не счесть.

Спор и соперничество:

  • тарифы и торговая война (Китай не соблюдает выполнение так называемой первой фазы торгового соглашения, заключенного при Трампе, который резко повысил таможенные тарифы на китайские товары; Байден недавно подписал закон, запрещающий ключевым китайским технологическим компаниям, таким как телекоммуникационный гигант Huawei, работать в Соединенных Штатах);
  • недопущение военной интервенции Китая против Тайваня при признании Байденом концепции «одного Китая»;
  • вопросы ядерного сдерживания (сотрудник администрации не сообщил на брифинге, обсуждался ли вопрос новых китайских гиперзвуковых ракет);
  • нарушения прав человека;
  • экспансия в Южно-Китайском море;
  • подрывные действия государственных китайских хакеров;
  • и, наконец, главное соперничество: за влияние на весь остальной мир.

Сотрудничество:

  • по вопросам защиты климата (после переговоров с китайцами спецпосланника президента Джона Керри прямо перед конференцией в Глазго Си Цзиньпин взял обязательство не строить новые угольные предприятия за границами Китая);
  • по Афганистану;
  • по достижению новой ядерной сделки с Ираном (Вашингтон хочет, чтобы Пекин не подрывал режим санкций в отношении Тегерана);
  • по Северной Корее.

По итогам онлайн-саммита не достигнуто соглашений, но явно смягчен тон. «Обе стороны сказали правильные вещи, чтобы стабилизировать отношения, отмеченные взаимным недоверием, — сказал Рорри Дэниелс, специалист по безопасности Национального комитета по внешней политике. — Вопрос в том, как каждая сторона будет корректировать политику, чтобы соответствовать этому изменению направления». Как заметил Джа Ян Чонг, эксперт по азиатской безопасности из Национального университета Сингапура, «похоже, обе стороны не хотят, чтобы напряженность вышла из-под контроля, но и не желают отступать от своих позиций».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow