ИнтервьюОбщество

Есть большая ложь, есть выборы, а еще есть перепись населения

Как опрашивать соседей, скачивать базы данных полиции и учитывать 110% населения — в обзоре «Новой» из регионов

Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Демограф Алексей Ракша считает, что статистика переписи заметно завышена. В первую очередь в Севастополе, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Дагестане, Калмыкии, Мордовии. Численность населения часто завышается в депрессивных регионах, откуда люди выезжают, не фиксируя официально свой отъезд.

По последним данным, уже переписано более 100% россиян, однако Ракша подчеркивает, что пока это ничего не значит.

— Заполнено анкет больше, чем количество человек, которые, по имеющимся сведениям, постоянно проживают в России — это 145,8 млн человек, — говорит «Новой газете» Алексей Ракша. — Потом будут убираться дубли — около миллиона человек вручную ввели адрес, и это будут проверять. Это все должно вычищаться, проверяться, корректироваться. Я считаю, что реальная численность населения России должна быть на 3‒4 миллиона ниже, чем сейчас считается, — 142‒143 миллиона человек, также должно быть переписано 7‒8 миллионов временно находящихся на территории страны (мигрантов). И пока непонятно, входят ли они в озвучиваемое количество переписанных, или нет.

— В прошлый раз переписали всего 480 тысяч мигрантов, — поясняет демограф, — а по данным МВД, у нас их примерно 7‒8 миллионов. Сейчас по Москве, Краснодарскому краю, Ставрополью, Питеру и Московской области переписалось больше, чем зафиксировано в текущем учете населения: в мегаполисах качество переписи самое плохое, очень много повторов.

Крым и Севастополь

На полуострове отчитались о предварительных итогах переписи населения. Они напоминают результаты голосования за Владимира Путина: в Севастополе — 90%, в Республике Крым — 83%. Но есть нюансы.

В Севастополе на 1 августа 2021 года официально зарегистрировано 519 тысяч жителей. По словам губернатора Михаила Развожаева, в переписи приняло участие 90% горожан, или 450 тысяч человек. Весной этого года Развожаев признавал, что если смотреть на данные о потреблении хлеба, то реальное количество населения в городе-герое превышает 700 тысяч человек. То есть уже, получается, переписали не 90%, а 65%. Но и эта цифра вызывает сомнения. Еще в начале ноября глава Росстата Павел Смелов заявлял ТАСС, что Севастополь находится в аутсайдерах по онлайн-переписи на «Госуслугах». Через несколько дней заместитель руководителя Крымстата Елена Дацюк заявила, что в Севастополе на 4 ноября переписали более половины населения. Местные журналисты проводили опрос на улице, и больше половины респондентов заявили, что не принимали участия в переписи.

В регионе работали 974 переписчика и порядка 80 волонтеров, а также 134 участка, на которые в день в среднем приходило 10‒15 человек.

То есть если взять по верхней планке, то в месяц на участках переписалось порядка 60 тысяч человек. С поквартирными обходами посчитать реальные данные практически невозможно.

Как сообщили «Новой» несколько переписчиков, у волонтеров были разные объемы работы. На все вопросы почти никто не отвечал.

— У меня где-то 160 квартир было, не много по сравнению с остальными, — рассказывает «Новой газете» волонтер Виктория (имя изменено). — У некоторых было более 300. Так как я задавала далеко не все вопросы, а самые основные: ФИО, дату рождения, родственные связи, заработок, прописку и количество комнат, то на одну квартиру уходило примерно 5 минут, а если проживало много людей, тогда 10 минут. Примерно 20% не открывали двери или отказывались участвовать в переписи.

Еще один переписчик из Севастополя, Дмитрий Андрюшин, в разговоре с «Новой» отметил, что за неделю до окончания переписи сдал планшет, на котором ответы горожан вносились в базу данных. По его словам, 10% отказывались участвовать, еще 17% домов просто не существовало. Опрос он проводил за пару минут и часть вопросов тоже пропускал.

— Из 280 квартир, по которым надо было пройти, дверь не открыли 210, — рассказывает «Новой» еще один переписчик из Севастополя, Борис (имя изменено). — Ни инструктажа, ни плана переписи не было. Кураторы говорили, что нужен прогресс, и до 15 ноября работу нужно завершить. Потом мне позвонили 1 ноября и сказали, что до 3-го надо все закрыть. То есть за два дня я должен был пройти 140 квартир. Пришлось работать на *** [отвали], как и другим.

— В чем это заключалось?

— Мы просто не заходили в подъезды. Гораздо проще посидеть, потыкать в планшет. Местоположение отслеживается, но его можно было просто отключить. Все данные мы потом «скатали» в базе.

— Кто ее предоставил?

— Полиция. На наши флешки просто скинули. Мы нигде не расписывались. У меня до сих пор эта база на флешке хранится. Там особо личных данных нет, только имя и дата рождения, даже без фамилий. Указывали национальность «русская». Почти вся информация такая. Да и в целом информация не актуальная. По базе там один человек, а по моим данным — пять.

Фото: РИА Новости

Фото: РИА Новости

В Республике Крым ситуация аналогична. Всего здесь работало 582 переписных участка и порядка 4 тысяч переписчиков. Официально в Крыму проживает 1,9 млн человек. 14 ноября зампред совмина республики Ирина Кивко сообщила, что участие в переписи приняли 83%, или 1,57 млн жителей Крыма. Из них через «Госуслуги» — почти 335 тысяч человек.

Александр Уганаев работал переписчиком в Симферополе. По его словам, изначально кураторы требовали обойти хотя бы 50% квартир. Были немногочисленные переписчики, которые каким-то образом переписали 90‒100% своего участка, но у большинства показатели были значительно ниже.

— В последние дни они (кураторы) стали давить на контролеров и переписчиков для выполнения плана. Те, кто набрал меньше 50%, после этих «вежливых слов» еще должны были бегать без планшета переписывать, — рассказывает Уганаев.

В Севастополе переписчикам по договору платили 18 тысяч рублей. В Крыму за полное выполнение плана по участку должны были заплатить 16 000 рублей, если меньше, то по проценту выполненной работы. «Когда я уходил с работы, мне пообещали выплатить 13 000 рублей в течение ноября», — говорит Уганаев.

Надежда Исаева, Анастасия Смирнова

Новосибирск

В Новосибирске новости о переписи населения заглушил коронавирус. Рост числа заболевших, очередная «нерабочая» неделя, введение QR-кодов и всеобщая вакцинация беспокоили сибиряков куда сильнее, чем необходимость сообщить государству состав своей семьи и площадь квартиры.

Перед началом переписи правительство выкупило несколько рекламных блоков в пабликах, специализирующихся на ЧП и криминале. Реклама не удалась: «Ко мне приходили, я дверь не открыл», «А переписчики не могут быть переносчиками короны?», «Достали» — вот типичные комментарии к этим записям.

Студентке первого курса юридического вуза Екатерине предложили стать волонтером переписи в университете, пообещали 15 тысяч — для студента большие деньги. Каждый день после учебы девушка наряжалась в форменную жилетку, брала планшет и шла по квартирам. Самый первый рабочий день показал, что задача — не так легка, как кажется на первый взгляд.

— Люди не хотят участвовать в переписи, даже дверь не хотят открывать нам, — рассказывает волонтер. — Если из всего многоэтажного дома один-два человека согласились участвовать — уже хорошо.

Было, что на меня раскричалась одна бабушка: «Вот, посмотрите на нее, это предатель родины, за копейку хочет нас сгубить». Что она имела в виду, я так и не поняла.

Молодежь и люди среднего возраста когда посылали прямым текстом, когда просто культурно отказывались. По словам Екатерины, больше всего везло с квартирами, где жили одинокие пенсионеры, — там не только соглашались ответить на все вопросы, но и могли налить чай. Восьмидесятилетняя спортсменка, всю жизнь отработавшая в цирке, до сих пор умеющая садиться на шпагат, дедушка-художник, рисующий открытки и рассылающий их в журналы, пенсионер-психолог, проживший долгое время в Европе, но вернувшийся в Россию — из их квартир волонтер не смогла уйти сразу.

К середине переписи за 300 километров от Новосибирска, в небольшом городе Куйбышеве произошел скандал — местная жительница рассказала об угрозах переписчицы вызвать участкового, если женщина не будет отвечать на вопросы.

— Я начала отвечать, но вопросы показались мне неправильными, зачем им знать, к примеру, есть ли у меня в доме водонагреватель, — рассказывает женщина. — На что переписчица начала кричать, что в таком случае она вызовет участкового, что будет с нами разговаривать по-другому, что мы обязаны на эти вопросы отвечать. Я так и не поняла, при чем тут участковый и что конкретно моя семья нарушила, отказавшись участвовать в этом балагане?

Госслужащих, по их словам, в переписи участвовать отправляли принудительно.

— Была служебка от руководителя, — рассказала одна из жительниц Новосибирска. — Санкций никаких не было, но просили отчитаться каждому, прошли ли перепись на «Госуслугах» или с переписчиком и сколько членов домохозяйства. Не знаю, для чего им эта информация и как они собираются ее проверять. В итоге 100% отчитались, что прошли перепись на «Госуслугах». Возможно, этого требует правительство.

Собеседница уточнила, что сама она и правда прошла перепись — ей было не сложно. Насчет остальных не знает, «не обсуждали, всем было все равно».

По словам волонтера Екатерины, где-то к концу октября в Росстате изменились требования к переписчикам: если раньше им можно было просто помечать красным «отказников», то теперь их начали заставлять приходить к таким людям снова и снова.

Фото: URA.RU

Фото: URA.RU

— Нам объяснили, что в Новосибирске большой процент «отказников», люди вообще не хотят переписываться, — объясняет Екатерина. — Больше половины. И такая ситуация не только на моем участке, я с другими волонтерами говорила — везде одно и то же.

Куратор Екатерины показала ей документ, направленный областным органом Росстата в территориальное подразделение, в котором волонтерам рекомендовали собирать данные о россиянах через их соседей (этот документ имеется в распоряжении «Новой»). При этом сотрудница Росстата предупредила девушку, что это не предусмотрено законом, и попросила ее «быть осторожней».

В самом документе говорится, что в квартирах, где «переписчик получил категорический отказ» или просто не застал никого дома, нужно «любыми доступными способами» выяснить, живут ли в этих помещениях люди. Если жильцы есть, необходимо собрать о них «минимальные сведения для прописного листа» — узнавать эту информацию в Росстате предложили через соседей, консьержей и старших по подъезду.

— Я не стала так делать, это просто некрасиво по отношению к людям, да и ходить второй раз, просить, уговаривать — я считаю, участвовать в переписи — это личное дело каждого, — говорит волонтер.

На участке, где работала Екатерина, оказалось больше половины квартир, помеченных в планшете красным цветом — это значит, что люди отказались участвовать в переписи.

Девушке объяснили, что из-за такой «недостаточной работы» ей заплатят вместо обещанных 15 тысяч рублей только половину суммы, а еще из этой половины — надо будет заплатить налоги.

Еще 8 ноября на оперативном совещании в регионе первый заместитель губернатора Юрий Петухов отчитался о предварительных итогах переписи населения. По его словам, в Новосибирской области уже приняли участие более 2 миллионов человек — а это больше 71,9% жителей региона.

Алена Истомина

Тюмень

Согласно сведениям директора департамента экономики Тюменской области Максима Скорцова, в ряде муниципалитетов перепись населения выполнена более чем на 100%. В Упоровском районе переписали 110,7% населения, в Омутинском — 106,8%, в Заводоуковском городском округе — 102,6%. План по переписи также перевыполнили в Исетском районе (100,5%) и городе Ишиме (оказалось, что здесь проживают больше на 1,1% людей).

Правительственные СМИ подчеркивают, что перепись не прошла зря — такие высокие показатели означают, что по факту людей проживет больше, чем об этом было известно властям по предыдущим статистическим данным.

По предварительным данным, в Тюменской области перепись прошли свыше 1,3 млн человек. В учреждениях ФСИН переписались 5600 человек. Ответственными за перепись в местах лишения свободы были 15 обученных человек. Подозреваемые и осужденные не ответили на вопросы о наличии работы, занятости, жилищных условиях и миграции.

Перепись совпала с локдауном, поэтому в самой Тюмени удалось переписать 80% жителей. Людям, не открывавшим двери, волонтеры оставляли записки о том, что поучаствовать в переписи можно на «Госуслугах». Правда, этим советом воспользовались немногие.

Дистанционно переписались 24,5% жителей Тюменской области, больше 53% — во время поквартирного обхода и всего 1,8% людей специально пришли на стационарные участки, чтобы оставить данные о себе.

Юлия Баталова

Фото: РИА Новости

Фото: РИА Новости

Екатеринбург

Стук в дверь. Открываю — у порога девушка в накидке переписчика, выражение лица виноватое.

— Я знаю, что вы заполнили все на госуслугах, но помогите мне, пожалуйста, — торопливо говорит гостья. — Вы знаете, кто живет в вашем подъезде?

Своих соседей я знаю, но понять, чем это может помочь при переписи населения, когда у меня, само собой, нет никаких официальных данных о них, не понимаю. Вспоминаю перепись 2002 года, тогда переписчик сидел у нас на кухне, проверял паспорта и подробно опрашивал. Сегодня, пытаясь соблюдать дистанцию, неуверенно переступает с ноги на ногу, внося в свой планшет простые данные: пол живущих в соседней квартире и наличие детей.

— Разве вы не должны документы проверить у тех, кого в базу заносите?

— Да вы что, — обреченно махнула рукой девушка. — Какие там документы… Нам сказали жильцов переписать хотя бы со слов соседей. Двери почти никто не открывает, а некоторые и вовсе посылают подальше…

Согласно официальным данным, перепись в Свердловской области проведена силами 7846 переписчиков и 1309 контролеров. Договором со Свердловскстатом им был установлен объем работы и сроки ее выполнения. «В случае невыполнения этого объема оплата производится за фактически выполненную работу», — заявили в Свердловскстате.

«Хочу рассказать историю про то, как я работала переписчиком. Люди бегали с огромными планшетами, упрашивали жителей нашего города участвовать в переписи населения, объясняли им, как это важно для нашей страны и т.д. И вот поступает нам сообщение в группе, что каждым переписчиком до 8 ноября должно быть переписано не менее 300 человек. На 06.11.2021 мной лично переписано 264 человека, а в группе приходит сообщение, что все плохо работают и нужно 7-го числа сдать все оборудование и, главное, никакой оплаты не будет. А контракты, которые нам обещают с начала старта переписи, мы так и не видели. Вот так государство кидает людей», — анонимно написала читательница паблика «Екатеринбург-инцидент».

Ее слова подтвердили коллеги, объяснив, что работать шли под честное слово, подписанные договоры многие ждут до сих пор.

«Средний показатель на участке — 1100 человек, — рассказал один из контролеров. — Некоторые участки переписали 2600 человек, злые языки говорят, что они вносят данные по квитанциям оплаты ЖКХ. Люди неохотно открывают двери. С одной стороны, им говорят: сидите дома, минимизируйте контакты с посторонними, с другой — участвуйте в переписи. При этом зарплаты у сотрудников более чем скромные: переписчики за месяц работы получают 18 тысяч рублей и минус налоги, контролеры 38,7 тысячи рублей минус налоги. В сложной ситуации оказались переписчики-студенты, которые могут не получить заработанных денег. В не менее сложной ситуации оказались контролеры, которые в отсутствии контрактов переписчиков с Росстатом окажутся крайними и опасаются, что уволенным переписчикам придется платить из собственного кармана».

По данным фактам Свердловскстат проводит проверку в то время как переписчики продолжают переживать, что их обманут с зарплатой. Что касается переписанных, то в этом случае достоверность данных больше зависит от осведомленности соседей.

Изольда Дробина

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow