СюжетыКультура

Мой кузен Карузо

С 15 по 28 ноября — синефильское пиршество. Гид по Первому Московскому фестивалю архивного кино

Кадр из фильма «Мой кузен» (1918, реж. Эдуард Хосе)

Кадр из фильма «Мой кузен» (1918, реж. Эдуард Хосе)

Первый он, конечно, условно, смотр продолжает историю уважаемого в профессиональной среде фестиваля «Белые Столбы», который проводился с 1997-го в Госфильмофонде России для знакомства киноведов и синефилов с необъятной коллекцией одного из крупнейших в мире киноархивов. Фестиваль проходил в Московской области в кинозалах Госфильмофонда и был вдохновлен на долгую жизнь его художественным руководителем киноведом-архивистом Владимиром Юрьевичем Дмитриевым. Потом программы составлялись с продуманной внутренней драматургией под присмотром талантливого молодого ученого, киноисторика, главного хранителя архива Петра Багрова, пока его не вынудили покинуть страну.

С нынешнего года фестиваль архивных фильмов пройдет в Москве.

Бо́льшая часть показов — с пленки вместе с просветительской программой: лекции, дискуссии с историками кино, киноведами, реставраторами, режиссерами и кураторами зарубежных архивов.

Одна из самых любимых программ — «Реставрации и находки».

Среди вновь обретенных работ — героический и кровавый эпос «Юдифь и Олоферн» (1909), ранняя работа будущего постановщика знаменитого сериала «Фантомас» Луи Фейада. Этого французского фильма еще никто не видел. Первый публичный показ ждут не только зрители, но и киноархивисты мира.

Меломанам на заметку: можно увидеть единственную сохранившуюся игровую ленту с легендарным тенором Энрико Карузо в главной роли — «Мой кузен» (1918). Фильм, отреставрированный в синематеке Болоньи, повествует о знаменитом певце и его двоюродном брате, бедном скульпторе. Обе роли исполняет Карузо. Копии фильмы были утеряны, лишь недавно одну нашли в библиотеке Шведского кино. Картина была снята как немое кино, голос певца записали отдельно. Звук и видео удалось синхронизировать.

Покажут оставшуюся незаконченной «Незнакомку» (1985) ленфильмовки Динары Асановой («Пацаны», «Не болит голова у дятла»), фильмы которой будоражили не одно поколение. «Незнакомка» по сценарию недавно ушедшего Юрия Клепикова должна была стать девятым фильмом режиссера. Ей хотелось снять не социальную драму, а пронзительную историю любви. Съемки проходили в Мурманске. Когда треть картины была снята, случилась трагедия: Динара Асанова умерла внезапно, от остановки сердца. Ей было всего 42 года.

Режиссер Динара Асанова на съемках. Фото из архива

Режиссер Динара Асанова на съемках. Фото из архива

Отдельное удовольствие — просмотр на пленке отреставрированного «Молоха» (1999) Александра Сокурова. Это чрезвычайно важно, в фильме есть кадры поразительной глубины, которую пожирает «цифра». Один день 1942-го в секретной резиденции в Альпах. Адольф Гитлер и Ева Браун — несоединимые партнеры исторической любовной драмы. Фильм удостоен приза Каннского кинофестиваля за сценарий, написанный Юрием Арабовым. Сокуров, как обычно, был обделен наградой.

К юбилейным дням Достоевского — первая экранизация «Идиота», немой фильм Петра Чардынина, снятый в 1910-м.

Знаменитый продюсер Ханжонков вспоминал о съемках в Крылатском во времена, когда сама киносъемка представлялась космическим зрелищем: «Естественным недостатком съемок в этих условиях была работа в постоянном окружении любопытных: стоило только где-либо появиться оператору и артистам, как со всех сторон начинал стекаться разный люд… Они тихонько делились своими впечатлениями; только в моменты наивысших эмоциональных переживаний аудитория не выдерживала и вслух выражала как свои восторги, так и свое негодование… Актеры, исполнявшие роли для немого кино, также вслух выражали свои душевные переживания, и чем были эти переживания сильней, тем громче вырывались они из груди исполнителя».

Кадр из фильма «Идиот» (1910, режиссер Петр Чардынин)

Кадр из фильма «Идиот» (1910, режиссер Петр Чардынин)

Любопытнейшая ретроспектива недооцененного режиссера Алена Кавалье — к его девяностолетию. Обладатель «Сезара» работал параллельно с Годаром и Трюффо. Снимал не только политические триллеры, нуары и мелодрамы с Аленом Делоном, Катрин Денёв, Мишелем Пикколи, но в 1970-е камерные экспериментальные картины «Полный бак бензина высшего качества», «Мартин и Леа», стирая грань между документом и вымыслом. А в 1980-е прогремела его «Тереза» — история юной девушки, мечтающей поступить в орден кармелиток, — удостоенная наград Каннского фестиваля. Начиная с 2000-х любимый режиссер экс-президента Каннского фестиваля Жиля Жакоба снимает безбюджетное авторское кино на ручную камеру и не подчиняется никаким диктатам: ни политическим, ни экономическим, ни продюсерским. Ретроспектива так и называется: «Кинолюбитель, авторские фильмы Алена Кавалье».

Кадр из фильма «Полный бак бензина высшего качества» (1975, реж. Ален Кавалье)

Кадр из фильма «Полный бак бензина высшего качества» (1975, реж. Ален Кавалье)

Центральным событием публичной программы фестиваля станет конференция «Архивное кино. Этика реставрации и реконструкции», на которой встретятся известные архивисты и историки. Модератором выступит Николай Изволов — историк кино, художественный руководитель I Московского международного фестиваля архивных фильмов.

На открытии смотрите «Вокальные параллели» выдающегося кинохудожника Рустама Хамдамова. Постмодернистский фильм-концерт, развивающий стилистику l'echo du temps passe (эхо ушедшего), которой были верны художники Серебряного века. Хамдамов о своем фильме: «Оперные певцы — Араксия Давтян, Роза Джаманова, Эрик Курмангалиев — исполняют свои партии из Пуччини, Шумана, Россини. Рената Литвинова выходит, объявляет их арии и одновременно учит «жизни». Говорит, что в искусстве часто побеждает не талант, а посредственность, надо только выбрать правильную тактику и уметь идти на компромисс. А они плохо усваивают ее уроки, живут не так, поэтому им здесь не место. И они умирают. Потом летят на том свете на самолете, но все равно поют. Там, на небесах…» В этой гротескной, трагифарсовой музыкальной игре советской стилистике (военным шапкам, платкам, телогрейкам, убогости интерьеров) противостоят и побеждают нарядные шляпы, манто, падающие с покатых плеч, короны с камнями, вуали, шарф, унесенный ветром вглубь кадра. И роскошные оперные голоса звучат в юртах, убогих мазанках. Критики назовут этот эксперимент брутальной игрой с растерзанной реальностью.

Показы пройдут в кинотеатрах «Иллюзион», «Москино Космос», «Художественный», Центре документального кино (ЦДК) и Музее современного искусства «Гараж».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow