Почти две недели 40 000 человек из 197 стран мира провели на климатическом саммите ООН в шотландском Глазго, упорно вырабатывая приемлемое соглашение по сдерживанию глобального потепления и ускорению перехода к более чистой экономике. Все документы приняты, «цели ясны, задачи определены», но ощущение как в старой присказке: стакан то ли наполовину пуст, то ли наполовину полон.
Фото: Getty Images
COP26 (Conference of Parties), или Конференция сторон (КС26), — ежегодная встреча на высшем уровне, проходящая в 26-й раз с момента заключения Рамочной конвенции ООН об изменении климата в 1992 году. В 2015 году делегаты со всего света признали повышение глобальной температуры на 1,5–2 градуса по Цельсию по сравнению с доиндустриальным уровнем (т. е. уровнем 1750 года), точкой невозврата, когда изменения климата становятся необратимыми. Знаменитое Парижское климатическое соглашение шесть лет назад определило стратегию выживания: снижение выбросов парниковых газов (вызванных ископаемыми видами топлива, такими как нефть, газ и уголь, которые при сжигании выделяют в атмосферу двуокись углерода (CO₂)), рост возобновляемых видов энергии; масштабная помощь развивающимся странам в условиях изменения климата.
Саммит в Глазго должен был подкрепить эту стратегию тактикой. Отчасти это произошло.
Саммит переживал взлеты и падения, его хоронили до и во время заседаний. Сложно заставить даже ради общего блага почти 200 стран, каждая из которых, естественно, имеет свои особые экономические интересы и внутреннюю политику, действовать в унисон. И все же, как ни удивительно, многого удалось добиться. Вот неполный список достижений.
Многосторонние соглашения
Соглашение о сокращении выбросов метана (газ, обладающий мощным парниковым эффектом), подписанное 108 странами, обещает сокращение выбросов на 30 процентов к 2030 году. (Соглашение не подписали Китай, Индия и Россия. — Ред.) Администрация Байдена уже объявила, что ограничит выбросы метана, исходящие примерно от миллиона нефтяных и газовых вышек по всей территории США.
Соглашение о прекращении обезлесения, подписанное, в частности, такими важными сторонами, как Бразилия, Канада и Россия, покрывает 85 процентов мировых лесов. Правительства 12 стран обязались выделить 12 миллиардов долларов, а частные компании — 7 миллиардов на защиту и восстановление лесов.
Соглашение по углю подписали 40 стран (среди них те, кто существенно зависит от угля: Канада, Германия, Индонезия, Польша, Южная Корея, Украина и Вьетнам), а также представители бизнеса и финансовых институтов. (Соглашение не подписали Китай (лидер по использованию угля), Россия, США, Индия и Австралия. — Ред.) Подписанты обязались навсегда отказаться от угольной энергетики. Более богатым странам рекомендовано выбрать дату окончания в 2030-х годах, более бедным — в 2040-х. Великобритания пообещала отказаться от угля к 2024 году.
Коалиция финансовых компаний «Финансовый альянс Глазго за «чистый ноль», члены которого владеют активами на сумму около $130 трлн, обязалась снизить связанные с ее «портфелями» выбросы до чистого нуля к середине столетия.
Соглашение по транспорту: многие страны, сотни городских и региональных властей (включая Лондон, Нью-Йорк, Вашингтон, Калифорнию, Даллас, Атланту, Сиэтл, Сан-Пауло, Буэнос-Айрес) и компании (включая Daimler, Ford, General Motors, китайскую компанию BYD и Mercedes-Benz) обязались запретить автомобили с двигателями внутреннего сгорания на «ведущих рынках» к 2035 году, а во всем мире — к 2040 году. Планы Jaguar Land Rover и Volvo Cars также укладываются в установленные сроки. Компания Uber обязалась привести весь свой автопарк к нулевому уровню выбросов к 2030 году. Однако некоторые крупнейшие мировые автопроизводители — Volkswagen, BMW, Toyota, альянс Renault — Nissan и Hyundai — Kia — не подписали соглашение. Не сделали этого некоторые ключевые страны: Китай, США и Германия.
«Региональные» сюрпризы
Их несколько. Существуют разные оценки неожиданного объявления Индией ее обязательств, пусть и долгосрочных («чистый ноль» — к 2070 году). Но оптимисты считают исключительно важными смелые промежуточные обязательства Индии по сокращению выбросов, увеличению использования возобновляемых источников энергии, снижению зависимости роста от ископаемого топлива.
Бразилия объявила, что страна увеличит свою цель по сокращению выбросов до 50% к 2030 году (по сравнению с уровнем 2005 года) и достигнет нулевого уровня к 2050 году (вместо прежней даты — 2060 год).
ЮАР заключила сделку с США, Великобританией и ЕС на $8,5 млрд льготного финансирования и грантов на условиях постепенного отказа от угля и перехода к экономике чистой энергии в течение пяти лет.
Председатель климатического саммита Алок Шарма (в центре). Фото: Getty Images
В предпоследний день два крупнейших мировых эмитента парниковых газов, на долю которых приходится около трети их общемирового объема, США и Китай неожиданно выпустили совместную декларацию о расширении климатических действий в 2020-х годах. Стороны подтвердили обязательства удержать рост средней температуры поверхности Земли на уровне «значительно ниже» 2 ˚С, а в идеале — не более 1,5 ˚С по сравнению с доиндустриальным уровнем. США и Китай пообещали объединить усилия в научных исследованиях, политике получения энергии без углерода, запрете незаконной вырубки лесов, сокращении выбросов метана. В соглашение по метану Китай не вошел, но обещал разработать «всеобъемлющий и амбициозный национальный план действий» по ограничению своих выбросов. Китай подтвердил, что постепенно откажется от потребления угля начиная с 2026 года, о чем Си Цзиньпин объявил в апреле. Как объяснила потом «Нью-Йорк таймс», стороны вели закрытые переговоры последние несколько месяцев до саммита и во время него.
Планы «зеленого» сотрудничества между США и Китаем, достигнутые при президенте Обаме, были разрушены при Трампе, но вопреки многочисленным разногласиям можно говорить о «климатическом перемирии», считает «Нью-Йорк таймс». После обнародования совместного заявления США и Китая настроения на саммите изменились, это был «важный политический сигнал другим странам», считает «Файнэншл таймс». «Отрадное зрелище», прокомментировал скептически настроенный «Экономист», но «еще предстоит выяснить, действительно ли это партнерство принесет что-то существенное».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Политики «позеленели»
Вполне очевидно, что на подобных встречах и правда много «бла-бла-бла» (по формулировке знаменитой активистки Греты Тунберг), но другого способа договариваться у человечества пока нет. В 2019 году только 17 стран имели планы «чистого нуля», на КС26 свои национальные обязательства представили 152 страны. Еще совсем недавно на сцене и в кулуарах доминировали министры охраны окружающей среды, ученые и активисты. Теперь, как оценивает перемены деловая пресса, толпа состоит из бизнес-лидеров, финансистов и чиновников денежно-кредитной системы, включая министров финансов.
«Переобувание» политиков в представителей «зеленой» идеи происходит прямо на глазах.
«Австралия теперь ставит перед собой цель достичь «чистого нуля» выбросов к 2050 году», — объявил премьер-министр Австралии Скотт Моррисон накануне открытия КС26, хотя всего четыре года назад он размахивал куском угля в парламенте, чтобы высмеять «углефобию» своих оппонентов и поддержку ими возобновляемых источников энергии. «Зеленые» партии сегодня участвуют во власти в шести европейских коалиционных правительствах: в Австрии, Бельгии, Швеции, Финляндии, Ирландии и Люксембурге. Они на пути к еще большему влиянию в Германии, после завоевания 14,8 процента голосов на сентябрьских выборах, где идут переговоры о формировании трехстороннего коалиционного правительства с участием «Зеленых».
Хозяин форума, премьер-министр Великобритании Борис Джонсон, как и многие другие, пережил превращение из Савла в Павла. Однако, согласно парламентскому веб-сайту TheyWork ForYou, который информирует избирателей о работе депутатов, результаты голосования Джонсона в парламенте говорят, что как депутат он в целом голосовал против мер по предотвращению изменения климата в период с 2004 по 2020 год. Смещение торговых связей после Брексита от соседей Великобритании по ЕС к таким далеким партнерам, как Австралия, Япония и США, может почти вдвое увеличить выбросы парниковых газов от морских перевозок страны согласно новому анализу, опубликованному накануне саммита. «Обвинительный лист» Джонсона включает, помимо прочего, недавно открывшийся ужас массового слива сточных вод в реки Англии частными компаниями (водоснабжение в Англии приватизировано 17 крупными региональными монополиями) и их защита правительством.
Борис Джонсон. Фото: Getty Images
Как отмечали многие, председательствующая роль Великобритании требовала значительной дипломатической тонкости, но именно в эти две недели Борис Джонсон и правительство оказались в центре коррупционного скандала. Почти рядовое дело об обвинениях депутата от консерваторов в нарушении правил лоббирования, рассмотрение которого случайно выпало на первую неделю КС, превратилось в грандиозный скандал, поскольку для защиты своего человека Джонсон жестко заставил подконтрольное ему большинство заменить действующую систему стандартов поведения. Правительство Джонсона за неполные два года собрало серьезный набор коррупционных обвинений, и дело послужило спусковым крючком. Не проходит буквально и дня, чтобы пресса не вытащила позорной новости о людях его команды. У англичан тоже есть выражение про соломинку, которая сломала спину верблюда. В эти дни спина бедного верблюда определенно прогнулась. Рейтинги поддержки хозяина КС26 и его партии рухнули на глазах у пораженных гостей буквально со всего мира.
Впрочем, для саммита это «боковая ветвь событий». Ощутимый рост внимания к «зеленой» повестке и то, что в дело пришли большие деньги, — значимый фактор для оптимизма. Возможно также, что у Запада тоже есть свой русский «авось», в роли которого выступают чудесные новые технологии, которые могут оказаться решающими в борьбе за климат. В разработке быстрорастущие морские водоросли, которые будут поглощать углекислый газ и производить множество полезных минералов и химических веществ — в замену нефти; новые корма для крупного рогатого скота, которые помогут решить проблему метановых выбросов (выделяемая в процессе пищеварения отрыжка одной коровы в год, по данным немецких ученых, сравнима с вредом, что приносит малолитражка, проезжающая 18 тысяч километров). Горячей темой снова становится современная ядерная энергетика как важная временная составляющая глобального климатического ответа. Прекрасных идей, к счастью, великое множество. Вопрос только, успеют ли эти чудесные технологии поучаствовать в «величайшей гонке в истории человечества», как пишет британская FT, и «самой важной битве человечества», как говорит Генсек ООН Антониу Гутерриш.
Основания для скепсиса
Их предостаточно. Присказка «слишком мало, слишком поздно» существует во многих странах мира. Например, заявление Бразилии хорошо, но можно ли верить ее президенту Больсонару? «Финансовый альянс Глазго» — отлично, но некоторые наблюдатели опасаются, что цели будут стимулировать финансовые фирмы просто продавать загрязняющие активы, а не пытаться реально снизить выбросы в компаниях, которые они поддерживают. Сохранить леса обещали еще в 2014 году, но цели и близко не достигнуты. И так далее и тому подобное.
И здесь мы подходим к плохим новостям.
Акция протеста экоактивистов в Глазго. Фото: Getty Images
После мучительных переговоров, которые затянулись на два дополнительных дня, делегатам все-таки удалось заключить «Климатический пакт Глазго», но документ оказался значительно мягче, нежели планировалось изначально. Драматическое изменение в декларацию (в очередной, третий проект) в последний момент внесли Индия и Китай, призвав к «поэтапному сокращению», а не «постепенному отказу» от угольной энергетики — крупнейшего источника выбросов парниковых газов. Председателя саммита Алока Шарму до слез довела несговорчивость делегатов (так уже было с руководителем голландского представительства на саммите в Бали в 2007 году), он запнулся и принес свои извинения за процесс, который привел в последнюю минуту к изменению формулировки будущего угольной промышленности.
В итоге пакт призывает прекратить субсидии на ископаемое топливо, не определяя сроки.
Фонд, который должен был бы предоставлять финансовую поддержку и техническую помощь странам, страдающим от все более сильных штормов, наводнений и засух, вызванных выбросами парниковых газов, которые богатые страны извергали в атмосферу на протяжении десятилетий, создан не был. Документ призывает лишь к диалогу в рамках ООН для «обсуждения механизмов финансирования деятельности» по удовлетворению потребностей бедных стран.
Соглашение с «глубоким сожалением» отмечает, что богатые страны не выполнили поставленную на 2020 год задачу по выделению $100 млрд в год на помощь развивающимся странам по климатическому финансированию, и обязывает их ежегодно собирать не менее этой суммы до 2025 года.
Богатым странам предлагается к 2025 году удвоить финансирование уязвимых стран для подготовки к изменению климата (в 2019 году оно составило $20 млрд).
Была наконец доработана идея создания углеродного рынка (финансовый рынок единиц, представляющих сокращение выбросов, которыми страны смогут торговать). Некоторые старые кредиты, созданные в рамках Киотского протокола, будут разрешены на вновь создаваемых рынках в течение ограниченного времени. Это, по сообщению «Рейтер», было предметом особой озабоченности российской делегации.
Пакт «предложил» странам представлять более амбициозные национальные планы каждый год, а не раз в пять лет.
Итак, в сухом остатке: принятые решения и обещания (если даже будут выполнены) не позволяют удержать глобальное повышение температуры на уровне ниже 2 ˚С, а выходят на 2,4 ˚С. Генсек ООН, дипломатично оценив успехи как важный, но недостаточный шаг, коротко, но выразительно добавил: «Пора переходить в аварийный режим».
Мы начали со стакана, им и закончим. Один остроумный человек в Сети сравнил саммит с собранием неанонимных алкоголиков, когда все вроде бы хотят и друг друга уговаривают, но остановиться пока не могут, а просто ходить на собрания недостаточно. Следующий саммит КС состоится в Египте в 2022 году.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68