click
Комментарий · Культура

Дуэль Дон Жуана с Онегиным

Премьера в Большом: все, что душе угодно, кроме нового

Этот материал вышел в № 132 от 22 ноября 2021
Читать номер
Этот материал вышел
в № 132 от 22 ноября 2021
11:00, 14 ноября 2021Мария Бабалова, специально для «Новой газеты»
views

3830

11:00, 14 ноября 2021Мария Бабалова, специально для «Новой газеты»
views

3830

Фото: Дамир Юсупов

Опера Моцарта — лучшая из лучших, она, как и сам Дон Жуан, манит, ранит, обжигает не только девушек, согласно мифу и сюжету, но и режиссеров. Руководство Большого пригласило осуществить эту наисложнейшую постановку дебютанта в оперном жанре, но режиссера именитого Семена Спивака — художественного руководителя Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке. И, конечно, от таких предложений не отказываются. Но мало того, что «приручить» Дон Жуана — задача виртуозной сложности, наверное, сам того и не подозревая, режиссер оказался погружен еще в омут провокативных контекстов.

Первое, что невозможно не заметить: сегодня Большой театр будто торопится избавиться не только от знаменитых спектаклей Дмитрия Чернякова, сделанных при прежнем художественном руководстве, но даже и от воспоминаний о них. Сначала

на смену его знаменитому спектаклю 2006 года «Евгений Онегин», который сегодня выкуплен и показывается Венской государственной оперой, пришла пародийная постановка Евгения Арье в псевдофольклорном стиле с гусями и медведями,

резвящимися на искусственном футбольном газоне. Сейчас настал момент дуэли с его «Дон Жуаном», который 11 лет назад был заимствован у фестиваля в Экс-Ан-Провансе, и в процессе «русификации», надо признать, заметно потерял в исполнительском качестве.

Безусловно, театр — не музей: одни постановки тех же названий должны сменяться другими. Вопрос только один: зачем так спешить? Ведь спектакли Чернякова, которого теперь мечтают заполучить все лучшие театры мира, это всегда мощное, яркое и по-настоящему авторское произведение. Оно далеко не всегда побуждает к согласию с ним, но неизменно рождает сильное переживание и незабываемые впечатления. И обрекать иного постановщика на неизбежное сравнение двух спектаклей — дело, думается, не очень благородное и благодарное.

Второе наблюдение: какая-то психоделическая страсть современного Большого театра к мрачным черно-белым постановкам с редким вкраплением одного яркого цвета, чаще красного — как символа страсти и крови. Таких спектаклей наберется почти с десяток: «Каменный гость», «Иоланта», «Катерина Измайлова», «Пиковая дама», «Саломея», «Тоска», вот теперь и «Дон Жуан» к ним присоединился.

Также можно заметить, что эта премьера приурочена к 265-летию со дня рождения великого композитора и 230-летию со дня его смерти. И в репертуаре Большого сейчас есть две оперы Моцарта, написанные, как и «Дон Жуан», на либретто Лоренцо да Понте. В 2014-м дирижер Стефано Монтанари вместе с режиссером Флорисом Виссером создали изумительный спектакль «Так поступают все женщины». А годом позже сыграли «Свадьбу Фигаро» в постановке Евгения Писарева и дирижера Уильяма Лейси: спектакль, быть может, уж слишком простой, но красочный и веселый, и многие солисты нашли в нем свою певческую удачу. Поэтому появление «Дон Жуана» — ключевой оперы тандема Моцарта/да Понте, в принципе, логично и даже закономерно. Но момент и место премьеры оказались не самыми выигрышными.

Фото: Дамир Юсупов

Очевидно, Новая сцена не лучшее место для обитания «Дон Жуана», кстати, как и недавней «Тоске». И решение знаковые оперы поселить не на Исторической сцене Большого, лежит в плоскости коммерческих, а не художественных интересов театра. Новая сцена не столь заманчива для туристических селфи, как историческое здание, поэтому билеты туда продаются много хуже, тем более во времена пандемии. Возможно, поэтому ее решили украсить шлягерным спектаклем.

Семен Спивак с подкупающей искренностью признался, что, прежде, чем приступить к работе в Большом театре, он пересмотрел в интернете массу записей самых разных постановок «Дон Жуана». И это с ним и его коллегами (сценограф Семен Пастух, художник по костюмам Галина Соловьева, хореограф Сергей Грицай и художник по свету Дамир Исмагилов) сыграло злую шутку. Спектакль, наверное, неожиданно для самих его авторов превратился в коллекцию из чужих и старомодных цитат. Тут все, что душе угодно: полная луна на звездном небе, тряпичное пламя, развивающееся, как флажки на ветру, пожелтевшие деревья в кадках и странные, ничем необъяснимые велопрогулки Дон Жуана со свитой.

Между героями нет никаких взаимоотношений: каждый сосредоточен на себе и собственных вокальных задачах.

Феноменальный Ильдар Абдразаков (Дон Жуан) при отсутствии каких-либо концептуальных идей мечется по сцене, как хищник в клетке. Своим мощным персоналите и невероятно красивым голосом он только подчеркивает все несовершенства спектакля.

Его слуга Лепорелло (поляк Кшиштоф Бончик) обаятелен в своем комиковании, но объема голоса и харизмы для этой партии молодому певцу не хватает. А тандем Дон Жуана и Лепорелло (американец Дэниэл Окулич / аргентинец Науэль ди Пьерро ) из второго премьерного состава просто слаб, как и финский тенор Туомас Катаяла в роли Дона Оттавио, оказавшийся незаменимым в обоих составах. Зачем приглашать певцов такого скромного уровня, не очень понятно. Правда, и штатные солисты театра Денис Макаров (Командор) и Александр Бородин (Мазетто) оказались не на высоте. Солистки Большого Динара Алиева/Екатерина Морозова (Донна Эльвира), Светлана Лачина/Альбина Латипова (Донна Анна) Екатерина Воронцова/Анастасия Сорокина (Церлина) — россыпь красивых и ярких голосов, не сложившаяся в моцартовский виртуозный ансамбль. Оркестр под дирижерской палочкой Тугана Сохиева звучал очень плотно, без присущих моцартовской партитуре стилистических деталей и нюансов. И главное, музыка и зрелище никак не стыковались друг с другом. Дон Жуан оказался верен себе и над всеми опять посмеялся. И всем причастным к премьере, как и публике, остается, подобно девушкам мифического сердцееда, выдавать желаемое за действительное.

Делаем честную журналистику вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе — запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#большой театр #премьера #спектакль #актеры

Топ 6

1.
Репортажи

Россию не застали дома Журналист походил по квартирам, чтобы убедиться: вопреки уверениям Росстата слухи о нежелании россиян переписываться вполне достоверны

views

153385

2.
Сюжеты

Пациент ни жив ни мертв Что такое постковидный синдром и как живут с ним переболевшие коронавирусом люди в России

views

135159

3.
Сюжеты

Прокурор: «Ой, да преступления не было и нет» Федеральный судья рассказал «Новой» о том, как его вынуждали посадить невиновного и скрыть подлог следствия

views

133601

4.
Сюжеты

Теперь все против Гены Кремль не простил КПРФ браваду и вольнодумство на выборах: коммунистов начали преследовать по всей России

views

122180

5.
Комментарий

Что тебе снится, крейсер «Москва»? В Черном море военные испытывают нервную систему и прощупывают боеготовности потенциальных противников. Кто зашел в акваторию, на чем и зачем

views

118621

6.
Сюжеты

Кто стучится в дверь ко мне ФСБ начала преследовать саратовских почтальонов: чекистам не нравится, что те требуют для себя хоть каких-то прав

views

90111

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
close

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera