Утром 10 ноября Федеральная служба безопасности заявила о задержании в Крыму очередного «украинского шпиона». «Установлено, что житель Ялты в период с 2017 по 2018 год по заданию украинской спецслужбы осуществлял сбор, хранение, передачу сведений, составляющих государственную тайну РФ, в том числе о сотрудниках ФСБ», — сообщили в ведомстве.
Юрий Ломенко. Фото: партия «Единая Россия»
Событие для Крыма, где уже семь лет арестовывают людей, якобы связанных с украинскими спецслужбами, можно было бы назвать рядовым, если бы не одна деталь — задержанным оказался бывший мэр курортного поселка Симеиз и до недавнего времени депутат ялтинского горсовета от «Единой России» Юрий Ломенко.
И это многое меняет. Не только потому, что задержанные ранее украинские «шпионы», «экстремисты» и «диверсанты» не были высокопоставленными чиновниками, но и потому, что сам Ломенко — уже во время «крымской весны» — демонстрировал России полную лояльность.
В марте 2014 года он рассказывал изданию «Крыминформ», что Украина не заботилась о возглавляемом им поселке: «<…> даже спортзал из заброшенного магазина в Симеизе пришлось переоборудовать хозяйственным способом — силами всех жителей». Говорил, что ожидания от присоединения к России — «это конструктивное развитие, стабильность и инвестиции». Всего три месяца назад председатель Ялтинского городского совета Константин Шимановский вручил Ломенко почетную грамоту и медаль «за поддержку политического курса президента на возрождение русской нации».
Ялтинский журналист Сергей Сардыко рассказал «Новой», что в городе удивились не столько аресту Ломенко, сколько статье, которую ему инкриминируют.
«Он всегда поддерживал власть, как «Партию регионов» при Украине, так и «Единую Россию» после 2014 года, — рассказывает Сардыко.
— При Украине он был депутатом поселкового совета в Симеизе, а потом после убийства [в 2013 году главы поселка] Кирилла Костенко «Партия регионов» предложила кандидатуру Ломенко [на его место]. Тогда поселковые советы депутатов занимались распилом земли на Южном берегу Крыма. Особенно активно земельные вопросы решались под шумок «крымской весны». При этом каких-то откровенных историй, связанных с криминалом, у него не было. Ломенко не лез туда, где были интересы более крупной рыбы, и оставался на своем уровне».
Источник «Новой», знакомый с ситуацией в Ялте, предполагает, что арест может быть связан с земельными вопросами. Именно когда Юрий Ломенко занимал должность мэра, в Симеизе разделили на участки под застройку заповедную Лименскую долину. «При Украине решения по земле принимались просто: заносился дипломат с деньгами, они распределялись межу депутатами, и потом все голосовали как надо. При России у депутатов остался лоббизм. Ломенко был «решалой». У него была своя «кормовая база» в Симеизе и по побережью — торговые точки, земля, строения», — говорит источник.
По словам бывшего помощника первого вице-премьера Крыма Александра Талипова, который первым сообщил о задержании Ломенко, пока нет ясности, в чем именно состоит госизмена. Он предполагает, что обвинения могут быть связны с получением биометрического украинского загранпаспорта. Многие крымские чиновники средней руки и депутаты до сих пор не отказались от украинского гражданства, и регулярно ездят в Украину за получением загранпаспорта и виз. Крымчанам с российским гражданством попасть в страны Европы не получится, поэтому на помощь приходит украинское гражданство, поясняет Талипов. За семь лет было немало случаев, когда крымчан во время таких поездок задерживали украинские силовики. Общественник предполагает, что если задержанный отказывается сотрудничать с СБУ, то в СМИ появляется информация о его задержании на территории Украины. «Глупо предполагать, что СБУ не мониторит поездки должностных лиц из Крыма на Украину и не проявляет к ним интерес, — говорит он. — Причем этим людям не обязательно обладать доступом к государственной тайне».
Интересный момент:
за три дня до ареста Ломенко сложил свои депутатские полномочия. Формально — по собственному желанию.
Этим его кейс очень похож на арест вице-премьера Крыма Евгения Кабанова, который сначала снялся с предвыборной гонки, а потом, за день до задержания, покинул свой пост.
В биографии Юрия Ломенко были темные пятна. Мэром Симеиза он стал после того, как его предшественника Кирилла Костенко расстреляли из автомата. Убийство раскрыто не было, и в поселке тогда отмечали, что больше всех от инцидента выиграл именно новый глава, получивший должность. При России Ломенко — открыто поддерживал скандальную застройку Форосского парка. Вопросов к нему и у рядовых крымчан, и у силовиков могло быть много. Но обвинений в шпионаже — никто не ожидал.
Единственное, в чем уже при России проявилась «украинскость» Ломенко — учреждение им общественных организаций «Украинцы Ялты» и «Украинцы Крыма» в 2016 и 2017 годах. Правда, никакой деятельности, судя по всему, эти организации не вели: в других украинских организациях полуострова о них до задержания Ломенко не слышали.