СюжетыОбщество

История со страшным кольцом

Подмосковный поселок Селятино зажимают между трасс. Жителям прямо говорят: место не дачное, прогресс неостановим

Селятино. У железнодорожной станции. Фото автора

Селятино. У железнодорожной станции. Фото автора

Многие регионы России страдают от отсутствия дорог, а в Подмосковье, похоже, проблема другая: дорог тут слишком много — буквально куда ни глянь. В редакцию «Новой» обратились жители Селятина. Они рассказали, что 14-тысячный поселок, зажатый с трех сторон Киевским шоссе, Центральной кольцевой автодорогой и железнодорожными путями, сейчас планируют окружить окончательно: новую, четвертую по счету, трассу собираются проложить по единственному оставшемуся здесь лесу.

«Идет вырубка 50 гектаров под строительство агрохаба АО «Славтранс-Сервис», — пишут жители. — Еще несколько гектаров планируют вырубить для прокладки к нему дороги. В генеральном плане данной дороги нет, а территория значится как планируемая ООПТ регионального значения. Мы протестуем против данного решения и уже собрали больше тысячи живых подписей».

Люди не хотят оказаться внутри шумящего, гудящего, да еще и источающего автомобильные выхлопы периметра. Но у компании, заинтересованной в строительстве дороги, — свои весомые аргументы. А недовольство местных, выраженное даже самыми легальными методами, оборачивается вниманием полиции.

Не проси губернатора

До Селятина от Москвы — 50 километров по трассе или час езды на электричке. С железнодорожного моста видны частные дома, гаражи и ведущая к складам и многоэтажкам дорога с курсирующими по ней фурами. Эта дорога — еще не из тех, что зажимают поселок: это всего лишь Клубная улица.

Фуры едут разные: пустые и груженые, запылившиеся, с горящими фарами. Гремят. Меня встречают Елизавета Котенко и Николай Охотников — это они написали письмо в редакцию.

— Мы в 2013 году уже отвоевали этот лес, тогда тоже проводили собрания, — говорит Николай. — Правда, полицейские раньше никого не забирали.

Селятино. Фото автора

Селятино. Фото автора

В 2013 году в Селятине планировали построить коттеджный поселок, для этого предполагалось вырубить 73 гектара леса. Местные взбунтовались, и их протест был услышан, председатель комитета лесного хозяйства Московской области Евгений Трунов тогда заявил: «Селятинский лес никому не отдадим». Прошло восемь лет, и история зашла на второй круг. Правда — с новыми вводными.

9 октября сотня селятинцев собралась у памятника Павшим воинам, чтобы записать обращение к губернатору Андрею Воробьеву — хотели попросить главу региона как-то урегулировать вышедшую из-под контроля дорожную ситуацию. Записали. И получили мгновенную реакцию: сотрудники полиции задержали экоактивистку Татьяну Павлову.

— Здесь тоже отделение есть, но ее повезли в Наро-Фоминск, там составили протокол по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ и сразу повезли в суд, — говорит Николай Охотников. — У Татьяны не оказалось адвоката, поэтому заседание сначала перенесли. Позднее ее признали виновной в организации и проведении публичного мероприятия без подачи уведомления. Назначили штраф — двадцать тысяч рублей. Евгений Бобров,

присутствовавший на собрании правозащитник, сказал полиции, что это он организатор, но полицейских это не заинтересовало.

Сама Павлова рассказала «Новой газете», что полицейские накануне обращения к губернатору вручили ей предупреждение «о недопустимости нарушения закона».

— Почему мне? Просто я самая активная в округе: выходила в поддержку Хабаровска, в поддержку Алексея Навального, — говорит она. — Знаете, мы шутим: «Чуть что — сразу Павлова». Это давление — оно ничего в моих взглядах не меняет. Мое мнение — мы сейчас пожинаем плоды неразумного управления. Дорога через лес не решит никаких проблем.

Война проектов

О том, что Селятино могут взять в дорожное кольцо, стало известно еще два года назад. Инициатором стала расширяющаяся компания АО «Славтранс-Сервис», которая планирует построить в поселке агрохаб — терминально-складской комплекс, призванный стать «одним из основных элементов транспортного коридора между Россией и Китаем».

Оказавшиеся в этом коридоре граждане пытались держать руку на пульсе: поддерживали связь с местной администрацией, предложили проложить трассу вдоль железнодорожных путей. Им, казалось, шли на встречу.

Летом 2020 года в администрации Наро-Фоминского городского округа жителям сообщили, что отправили письмо в РЖД, и пообещали нанять проектировщиков. Но шли месяцы, власти начали говорить, что ответа от железнодорожников нет, а без него дальнейшее рассмотрение проекта жителей невозможно. Тогда и селятинцы начали писать в РЖД. И получили неожиданный ответ: в компании сообщили, что дали принципиальное согласие на реализацию проекта жителей еще летом, но для уточнения деталей — предложили администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области собрать полный пакет документов: карту с точками геодезической привязки, согласование главного инженера, проектного института, занимающегося перспективами развития. И уже администрация на это предложение якобы не ответила.

Офис «Славтранс-Сервис». Фото автора

Офис «Славтранс-Сервис». Фото автора

— Перед Новым годом глава Наро-Фоминского округа Роман Шамне выступил на телевидении, пообещав нанять проектную организацию, которая разработала бы документацию предложенной нами дороги. Но… — пожимает плечами Николай Охотников. — С трех сторон мы уже сейчас заперты магистралями с оживленным движением, и только четвертая сторона — лес. Это наши легкие, и зона досуга: можно за грибами сходить, каждую зиму жители расчищают лыжню. Если построить эту дорогу, автомобилисты начнут объезжать пробки на Киевском шоссе через Селятино. Для каждой дороги нужна зона отвода — значит, вырубка леса коснется нескольких гектаров. Ну и часть грузовиков все равно поедет через поселок, как они и сейчас ездят. Есть запрещающие знаки, но их так навигатор ведет.

В лесу гуляет мамочка с коляской и собакой. Она объясняет, что в случае прокладки дороги гулять будет негде.

«Все против, понимаете?»

Почти на кромке селятинского леса находится «Эко Центр» — детище Татьяны Павловой. Одноэтажное здание, на дворе — груда автомобильных покрышек, холодильник и стиральная машина. В дверях появляется женщина в дутой горчичной куртке и вязаной шапочке — мама Татьяны, Людмила. Проводит посмотреть фримаркет — сюда можно принести вещи, которыми не пользуешься, или взять что-то из одежды, посуды, игрушек. Бесплатно.

— Здесь бывает в день человек пятьдесят, забирают сумками — люди стали хуже жить.

Мы напрямую с нашей церковью работаем — они отсылают посылки в тюрьмы.

Фримаркет в Селятино. Фото автора

Фримаркет в Селятино. Фото автора

В другом помещении, за амбарной дверью, — прием вторсырья: батарейки и крышки набиты в пятилитровые баклаги. Желтый свет фонаря. Баки телесного цвета вдоль выбеленных стен, над каждым — распечатанный на ксероксе листок: «ПЭТ бутылки», «Металлические баллончики (пустые, проткнуть), «Ящики из полипропилена».

— Лес нельзя уничтожать ни в коем случае. Есть же альтернатива — ну пусть она дороже. Ведь все против, понимаете? — говорит мама Татьяны. Зашедшая за игрушками женщина также высказывается против строительства дороги по лесу.

Селятино — желтый от листвы, так и хочется назвать городком. Дороги здесь хорошие. Местный житель Владимир Кириллин, поворачивая руль, часто указывает на знаки, запрещающие проезд фурам.

«Развитие неизбежно»

У представителей «Славтранс-Сервиса» — своя правда. И говорят они откровенно.

«К сожалению, некоторые жители сообщают в органы власти и СМИ недостоверную информацию, совершенно не понимая реальной ситуации. В их обращениях говорится о жадных западных капиталистах, пришедших в наш лес, чтобы его срубить, выкачать побольше денег и свалить. Но компания «Славтранс-Сервис» учреждена в 2001 году. Ее учредители — российские граждане. Каждый день они ходят на работу вместе с еще 500 сотрудниками, для которых эта работа является источником их благосостояния. Можно сказать, что мы и сами теперь селятинцы, — написал в ответе на запрос «Новой газеты» председатель совета директоров компании Андрей Голландцев. — Теперь о сути претензий. Актуальность проблемы в том, что прогресс занимает неотъемлемую часть жизни общества. И это всегда конфликт. Кто-то понимает и принимает, кто-то нет. По вопросу строительства дороги в Селятине в 2018 году проходили реальные публичные слушания, где действительно активные люди выразили свое мнение. Ведь отсутствие работы рядом с домом, и вследствие этого необходимость ездить в Москву на заработки, отнимет большую часть времени людей, которое они могли бы посвятить своему здоровью, семье, досугу».

Эко-Центр. Фото автора

Эко-Центр. Фото автора

Голландцев рассказывает, что освоение территории Селятина под промышленные цели идет при поддержке правительства Московской области и в рамках транспортной стратегии РФ.

«Конечно, есть люди, которые воспринимают Селятино как дачное место. Но оно никогда им не являлось. Поселок был основан для размещения работников отрасли среднего машиностроения и треста «Гидромонтаж». Сегодня развитие территории идет не как частная инициатива, а как часть государственной программы. Развитие территории поселка неизбежно, а внешние запросы экономики требуют развития и транспортной сети».

Проект дороги, предложенный жителями Селятина, по словам Голландцева, был признан неприемлемым, поскольку он «может препятствовать перспективному развитию пригородно-городского пассажирского железнодорожного движения на данном участке». Аналогичный ответ предоставили «Новой» и в администрации Наро-Фоминского округа.

Не до всех уголков России дошел прогресс, но в 50 километрах от Москвы, в Селятине, — он неостановим. И даже странно, почему жители не рады?

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow