РепортажиОбщество

Там, за блокпостами

Севастополь на три дня отгородился от России из-за коронавируса, запретив въезд и выезд из города без QR-кода. Как выглядел эксперимент, который наверняка еще повторится?

Начало локдауна выдалось солнечным, сухим и безветренным. Как бабье лето, только ярче — деревья в осенних сполохах, виноградники в багровых и желтых разводах. Время для прогулок на природе, но на дорогах — пусто. Обычно в выходные на всех развязках Севастополя пробки, а тут — тишина.

Еще в полночь 30 октября на подъездах к городу развернули восемь блокпостов: так город-герой выставил заслон туристам, решившим провести внеплановые выходные в Крыму. Чтобы попасть в Севастополь или выехать из него, нужно было предъявить QR-код, свидетельствующий о прохождении полного курса вакцинации либо о недавно перенесенном коронавирусе. Ни медотвод, ни наличие антител проверяющих не интересовали.

Как работали эти меры? И что происходило внутри закрытого периметра?

Проверка на блокпосте на подъезде к Севастополю со стороны Южного берега Крыма. Фото: Екатерина Резникова

Проверка на блокпосте на подъезде к Севастополю со стороны Южного берега Крыма. Фото: Екатерина Резникова

Дырявый щит

В первый день локдауна, 30 октября, на железнодорожном вокзале Севастополя поймали семерых непривитых: пять человек сняли с утреннего поезда, прибывшего из Санкт-Петербурга, еще двоих — с пригородных электричек. В сопровождении полиции их отвели к билетным кассам и отпустили лишь после покупки обратных билетов.

На автомобильных постах за два дня развернули больше 320 машин. Причем около 60 ехали не в Севастополь, а из него. Об этом «Новой газете» рассказал глава общественной организации «Блокпост Севастополь» Иван Крыжановский. Его люди вместе с казаками и полицией круглосуточно дежурят на подъездах к городу.

— Если у человека нет документов и он севастополец, мы его не выпускаем, — решительно говорит Крыжановский.

— И как реагируют?

— А как бы вы отреагировали, если бы собрались на шашлыки?

Подъезжаю к первому посту на дороге у села Терновка. Машин нет, обе полосы свободны. Открываю окно, пожилой мужчина в камуфляже мельком смотрит сертификат на экране смартфона.

— Документы проверять не будете?

— Так то ж на выезд! — удивляется он. — На выезд мы выпускаем всех. А вот при въезде, если у вас документов не будет, вас развернут.

Правда, на въезде проверка тоже оказывается формальной: пожилой казак в кумачовой кубанке лишь спрашивает: «Код есть?» И тут же командует: «Проезжайте!»

О том, что коды проверяют поверхностно, пишут и в соцсетях. «Интернет плохой, — пожимают плечами контролеры. — Коды не грузятся». Правда, на двух постах у меня все-таки сканируют QR и проверяют документы.

При мне казаки останавливают рейсовый автобус. Внутрь заходят двое, один идет по салону, второй говорит с водителем. Через две-три минуты выходят: нарушителей нет.

«Люди думают, пересидят»

Автовокзал в Севастополе будто вымер: у касс пусто, на перроне у автобусов — всего пара человек.

При покупке билетов QR-код не спрашивают, но что делать, если будет проверка, в кассе не знают. «Мы только продаем, остальное — не наше дело», — отрезает кассир.

Водители непривычно пустых автобусов говорят, что у них за выходные пассажиров без QR не было. Шофер автобуса «Бахчисарай–Севастополь» признается: пару «несертифициронных» в субботу на блокпосте поймали, но высаживать не стали, обошлись предупреждением.

«Подходит любая бумажка — QR-код, справка из поликлиники — лишь бы что-нибудь было, — объясняет он. — Я сам сначала испугался, хотел официальную бумагу с «Госуслуг» распечатать, но потом начальство сказало, это тоже подойдет», — показывает он видавшую виды ксерокопию печатного сертификата, что выдавали в Севастополе в самом начале прививочной кампании.

Водители признают, что трафик между городами Крыма и Севастополем упал в разы. «Раньше я двадцать–тридцать человек [из Севастополя] забирал, а сегодня два-три всего поедет, — говорит водитель бахчисарайского маршрута. — Люди как думают: всего неделя самоизоляции, пересижу. Но карантин продлят, я уверен».

«Зачем бурду колоть?»

«Это все нужно, только чтобы принудить нас, севастопольцев, привиться. Но мы не сдадимся», — пишет в комментариях к новости о блокпостах жительница Севастополя, и ее реплика тут же набирает десятки лайков.

Севастополь вакцинироваться не спешит. По словам губернатора города Михаила Развожаева, в городе привились 140 тысяч человек, после чего кампания практически остановилась.

Мобильный прививочный пункт на площади Нахимова. Фото: Екатерина Резникова

Мобильный прививочный пункт на площади Нахимова. Фото: Екатерина Резникова

На площади Нахимова у передвижного прививочного пункта в воскресенье — около 40 человек. Ждать своей очереди приходится порядка четырех часов. А вот в прививочном пункте торгового центра «Муссон» пациентов всего десять. И лишь один из них говорит, что пришел на ревакцинацию. Остальные — впервые и не привились бы, если бы не работа.

«Я по работе вынужден ездить по всему Крыму, — говорит молодой мужчина в очереди, — плюс у меня ребенку три месяца. [Если бы не ввели блокпосты] не стал был прививаться. Нет доверия к нашим вакцинам. Если бы это Pfizer какой-нибудь был…

Очередь на вакцинацию в Севастополе похожа на стихийный сход антипрививочников. Говорить о своих убеждениях открыто люди стесняются, но прямо заявляют: их вынудили сюда прийти.

«На работе потребовали привиться до 8 ноября, — рассказывает жительница города Юлия. — Если нет хотя бы первой дозы вакцины, сказали даже не появляться. Если бы не работа, не прививалась бы. Почему? Это же неизученный, неиспытанный препарат!»

«Зачем всякую бурду в себя лить?» — почти шепчет молодая женщина рядом. Спрашиваю, почему же она пришла: «Выхода нет, трудоустроена официально. Еще у нас на работе говорят, что скоро в магазин без кода не войдешь…» — отвечает она.

«Врачи — мои герои»

Жительница Севастополя Надежда в октябре болела коронавирусом и лежала в инфекционной больнице Севастополя с двусторонней пневмонией.

«Из пятнадцати человек, с которыми я успела полежать в одной палате, привитых было всего трое. Двое болели совсем легко — выписались раньше меня, а одной женщине стало хуже, ее перевели в более тяжелое отделение. Когда врачи узнавали, что человек привит, у них явное облегчение на лицах было. Но я не могу утверждать, это мои личные наблюдения».

Сама Надежда привиться не успела: сначала долго лечилась от аллергии, потом дважды болела бронхитом. Из-за того, что ей пришлось все лето ходить по врачам, женщина уверена: четвертая волна в Крыму — не миф.

«Первый раз я заболела в июне, испугалась, вдруг ковид, пошла сразу в поликлинику, в кабинет неотложной помощи, а там вообще нет людей. Второй раз в августе заболела, пошла сдавать тест — в очереди пять-шесть человек. А в октябре пришла — у кабинета уже десять-двенадцать человек. Я два часа прождала и в этот день к врачу не попала, пришлось наутро еще раз идти», — рассказывает она.

Читайте также

Горы, море, ИВЛ!

В Крыму переполнены морги, но туристы все равно устремились туда на «период нерабочих дней»

После того как Надежда получила положительный результат теста, ей стало хуже. В последующие дни она дважды вызывала скорую и, не дождавшись врача, отменяла вызов. Медики приехали лишь на третий раз, когда женщине было уже трудно дышать, и увезли ее в больницу.

В стационаре, несмотря на загруженность, врачи были к ней очень внимательны, рассказывает женщина. Медперсонал по пять раз в день мерил больным температуру, сатурацию, давление. «Врачи — мои герои, — говорит она. — Неизвестно, когда они отдыхают вообще. Мой лечащий врач уходила с работы в одиннадцать ночи, а приходила к семи утра. И так каждый день».

Блокпост. Фото: Екатерина Резникова

Блокпост. Фото: Екатерина Резникова

Врачей в Севастополе не хватает, а те, что есть, — вынуждены мириться с серьезными переработками. Каждый день в Севастополе фиксируется уже около 350 новых случаев заболевания. Коечный фонд — около 1200 мест — занят на 95%.

По данным горздрава, на дому от коронавируса лечится около 4000 человек, из них 500 — дети. Участковые терапевты и педиатры вынуждены работать на приемах по 12 часов, за это время они осматривают десятки пациентов. Каждый день колл-центры поликлиник фиксируют 50 и более вызовов врача на дом. Естественно, прийти к каждому возможности нет.

Недавно вице-губернатор Севастополя Александр Кулагин обратился к медикам из других регионов, специалистам частных медицинских центров и врачам-пенсионерам с просьбой помочь Севастополю в борьбе с коронавирусом. В «красных зонах» севастопольских больниц не хватает 47 врачей, 59 медсестер, 69 санитаров. Нет терапевтов, рентгенологов, инфекционистов, педиатров, анестезиологов.

Скорая не справляется с потоком вызовов: 720 вызовов в сутки на 19 бригад — такие цифры приводил в октябре местный ОНФ.

Недавно общественная организация «Наш Севастополь» обнародовала журнал вызовов скорой (без личных данных пациентов), из которого видно, что одни и те же бригады ездят на вызовы к пациентам с ковидом и без. А еще эксперты ОНФ отмечали, что среди медиков скорой помощи и инфекционной больницы — самый низкий процент вакцинированных. Правда, врачи из ковидариев говорят, что без прививки в «красную зону» не пускают.

Несмотря на рост заболеваемости, в понедельник губернатор Севастополя Михаил Развожаев заявил о прекращении работы блокпостов. «Достигнут тот эффект, который был необходим, — снижение туристического потока. Сейчас в большей степени посты приносят сложности севастопольцам, которые защищены прививкой и которым нужно выехать и въехать в город. Я предлагаю сегодня работу блокпостов завершить».

В самом городе такое решение связывают с ожидаемым визитом на День народного единства президента России Владимира Путина. Свободу передвижения севастопольцам он, кажется, уже подарил. Поможет ли глава государства своим присутствием избавить город от коронавируса?

Екатерина Резникова

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow