В среду, 27 октября, президент России Владимир Путин назначил сенатора Марию Львову-Белову уполномоченным по правам ребенка. Львова-Белова сменила на этом посту Анну Кузнецову, которая занимала должность детского омбудсмена с 2016 года и покинула ее из-за перехода в Госдуму. Кузнецова тем самым стала единственным из участников «федеральной пятерки» «Единой России», которая после выборов действительно пошла работать депутатом. Эксперты уверены, что назначение Львовой-Беловой продолжит выбранный ранее курс Кремля в отношении семьи и детства, а разницу во взглядах Кузнецовой и новой уполномоченной обнаружить не так просто.
Корреспондентка «Новой» рассказывает, что известно о новом омбудсмене и чем запомнилась работа ее предшественницы.
Сенатор от Пензенской области Мария Львова-Белова была назначена на пост детского омбудсмена почти через месяц после того, как его освободила ее предшественница Анна Кузнецова — президент подписал соответствующий документ 1 октября. Новый уполномоченный — член комитета по социальной политике в Совфеде и экс-исполнительный директор АНО «Квартал Луи», который занимается помощью людям с инвалидностью и получает поддержку от президентского фонда. Также она является членом президиума генсовета «Единой России» и сопредседателем Общероссийского народного фронта Пензенской области.
Бывший Уполномоченный по правам ребенка Москвы, ныне депутат Московской городской думы Евгений Бунимович говорит, что назначением Львовой-Беловой власти обозначают, что они определились с типажом детских омбудсменов. Чиновница во многом напоминает свою предшественницу Анну Кузнецову, которая в этом году перешла в Госдуму, заняв место вице-спикера. Они землячки — обе начинали в Пензе и даже совместно учредили общественную организацию по содействию социальной адаптации «Благовест» в 2008 году (ликвидирована в 2020). Как и Кузнецова, Львова-Белова — многодетная мать: женщина воспитывает пять родных несовершеннолетних детей и четырех приемных.
Мария Львова-Белова со своими подопечными в арт-поместье «Новые Берега». Фото: Александр Рюмин / ТАСС
Кроме того, под ее опекой находятся тринадцать недееспособных молодых людей с инвалидностью — все они вместо психоневрологического интерната живут по системе сопровождаемого проживания в арт-поместье «Новые Берега», построенного по ее же инициативе в Пензенской области. Как и Кузнецова, новая омбудсмен — «попадья» (муж Львовой-Беловой Павел Когельман был рукоположен в сан в 2019 году. Обеих поддерживает Русская православная церковь, РПЦ).
Анна Кузнецова поздравила свою коллегу в фейсбуке почти сразу же после официального известия о назначении.
«Надеюсь, что на новом посту она (Мария Львова-Белова. — Ред.) продолжит все те начинания, которые были наработаны с коллегами — уполномоченными по правам ребенка в регионах, экспертами, общественными организациями, и приумножит успехи! Со своей стороны всегда готова оказать помощь и содействие», — написала женщина в социальной сети (орфография сохранена).
Анна Кузнецова была назначена уполномоченным по правам ребенка при президенте в 2016 году. К этому моменту она уже была известна как учредитель и глава фонда «Покров», который оказывает помощь многодетным и малоимущим семьям, а также много работала над вопросами семьи в Пензенской области и на федеральном уровне: в 2015 году Кузнецова стала членом Совета женщин при губернаторе Пензенской области, а также возглавила созданную при Общественной палате России Ассоциацию организаций по защите семьи.
Одной из ключевых характеристик ее карьеры детского омбудсмена политолог Алексей Макаркин называет отсутствие громких политических скандалов.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
По крайней мере, их было значительно меньше, чем у ее предшественника Павла Астахова — медийного политика, который часто привлекал к себе внимание общественности. Чего только стоит его фраза «Как поплавали?», сформулированной в беседе с пострадавшими на Сямозере школьниками, — во время этой трагедии погибли четырнадцать детей.
С Макаркиным соглашается Евгений Бунимович, который говорит, что «антирейтинга» у Кузнецовой не было. По мнению Бунимовича, несмотря на то, что Кузнецова всегда была лояльна действующей власти, при ней значительно снизилось число межгосударственных политических скандалов, которые касались жизни российских детей за рубежом, да и вообще права ребенка по сравнению с государственными интересами вышли на передний план. Кроме того, при ней был принят закон об уполномоченных по правам ребенка, который регламентировал деятельность детских омбудсменов не только на федеральном уровне, но и на региональных уровнях.
— При ней стало не так важно <какая из стран виновата в плохом обращении с ребенком> — Швеция или Финляндия, а начали заниматься вопросами каждой конкретной семьи. Кроме того, она начала работу по вывозу детей из Ирака и Сирии, матери которых были связаны с ИГИЛ (организация запрещена на территории России). Также велась и традиционная рутинная работа, — говорит Бунимович.
Тем не менее некоторыми своими инициативами Кузнецова все же могла «взбудоражить» общественность. К примеру: начиная со своего первого срока омбудсменства чиновница последовательно боролась с педофилами, порой предлагая достаточно спорные методы. В 2016 году частью этой борьбы стало закрытие выставки фотографа Джока Стерджеса «Без смущения», где были представлены фотографии обнаженных подростков, после того, как Кузнецова и Елена Мизулина попросили прокуратуру проверить ее на предмет детской порнографии. Кроме того, Кузнецова последовательно предлагала создать реестр для пожизненного надзора за педофилами. При этом общественные организации, в частности Американский союз защиты гражданских свобод, неоднократно указывали на слабую эффективность этих мер в борьбе с педофилией.
Кузнецова также последовательно выступала против абортов, и в одном из интервью даже назвала их «бомбой замедленного действия», которая почти неминуемо приведет женщину к глубочайшей депрессии. В мае этого года Кузнецова призывала Минздрав обратить внимание на пропаганду абортов в интернете, а в мае 2020 года предложила сократить финансирование клиникам, которые проводят аборты, а также ограничить в аптеках продажу препаратов для прерывания беременности. Ее предложение критиковал даже экс-глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, который отметил, что «запретительные меры в этой сфере очень опасны».
Тем не менее Макаркин отмечает, что у Кузнецовой все же получилось не скатиться в радикализм, которого опасалось либеральное сообщество, когда она только заняла свой пост. Более того, по итогу оказалось, что консервативная часть населения была в ней несколько разочарована, так как ожидала, куда более революционных действий.
— Критика абортов — часть консервативного тренда, позиция Кузнецовой здесь неудивительна. К тому же Кузнецова — православная, как она могла выступать за аборт? Здесь она поддерживала позицию РПЦ, но все же несильно бежала вперед и не требовала введения санкций, да и в целом криминализации абортов. До Техаса ей было далеко, — объясняет Макаркин.
В этом году Анна Кузнецова стала единственной из пяти лидеров федерального списка «Единой России», кто не отказался от депутатского мандата на этих думских выборах. Возможность занять место в парламенте также была у министра обороны Сергея Шойгу, главы МИД России Сергея Лаврова, главврача больницы в Коммунарке Дениса Проценко, а также у сопредседателя центрального штаба ОНФ, руководителя образовательного фонда «Талант и успех» Елены Шмелевой. При этом такой сценарий источники РБК прогнозировали еще в начале сентября, больше чем за неделю до начала голосования.
Владимир Путин назначает Марию Львову-Белову уполномоченным по правам ребенка. Фото: РИА Новости
На первом заседании нижней палаты в новом составе стало известно, что Кузнецова станет одной из шести заместителей председателя Госдумы Вячеслава Володина. До этого, в конце сентября, Владимир Путин также отметил, что Кузнецова возглавит в «Единой России» комиссию по защите материнства, детства и поддержке семьи. При этом политолог Аббас Галлямов указывает на то, что говорить о ее карьерных перспективах на этой должности еще рано: все зависит от того, какой участок работы ей поручит спикер Госдумы.
— Само по себе вице-спикерство ничего не значит. Большинство вице-спикеров с политической точки зрения ничем не отличаются от рядовых депутатов. У них есть большие кабинеты с приемными и персональные автомобили, но само по себе это ведь не политика. А вот решение о том, получит ли вице-спикер дополнительный политический вес, зависит от Володина, — заключает Галлямов.
В целом Галлямов не считает, что данная перестановка будет иметь серьезный политический вес. Как добавляет Макаркин,
назначение Марии Львовой-Беловой показывает сохранение консервативного курса и исключение либерализма.
При ней также продолжится взаимодействие уполномоченной по правам ребенка с РПЦ. Что будет дальше, утверждает Макаркин, зависит уже от человеческого фактора.
Серьезных изменений не видит и Евгений Бунимович. По его мнению, их не допустит существующая система, при которой уполномоченный по правам ребенка остается человеком при президенте.
— Это полностью противоречит европейской системе, где уполномоченные по правам ребенка появились как независимый институт, который должен выбираться парламентом, а не назначаться главой государства. Как уполномоченный может контролировать действия власти, если он сам при ней? Эти системные вещи будут мешать любому уполномоченному, кем бы он ни был, — резюмирует Бунимович.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68