logo
Новая газета
КомментарийОбщество
bookmarkДобавить в закладки

Лицензия на зомби-апокалипсис

Два громких скандала на тему оскорбления памяти героев Великой Отечественной. Зачем СК проверяет рэпера и художника?

Этот материал вышел в номере № 122 от 29 октября 2021
Читать

У рэпера Алишера Моргенштерна и художника Кирилла Миллера разница в возрасте сорок лет, но, я думаю, они нашли бы общий язык, а вот найти его со Следственным комитетом ни у того, ни у другого не получается. Люди разные, а истории — как будто их кто-то писал под копирку.

Обоих проверяет сейчас СК по наводке ветеранских организаций на один и тот же предмет.

Моргенштерн. Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Моргенштерн. Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

У Миллера: «В связи с обращениями граждан и публикациями в средствах массовой информации относительно возможного оскорбительного характера образов погибших в Великой Отечественной войне, запечатленных на картине художника из Санкт-Петербурга».

У Моргенштерна: «Высказывания, оскорбляющие историческую память защитников Отечества, тех, кто воевал и погиб в годы Великой Отечественной войны».

Контекст разный. Моргенштерн в интервью Собчак сказал, что не понимает, зачем тратить столько денег на празднование Дня Победы. Три с лишним миллиона просмотров. А Миллер выставил картину, на которой люди несут изображения мертвецов, в крошечной питерской галерее «Свиное рыло». Но вызвал не меньше ненависти, чем поп-звезда.

Скандал с Миллером длится уже месяц, с Моргенштерном — два дня.

Моргенштерн извинился почти сразу же, как будто держал извинения наготове. Картину Миллера сняли сразу после начала скандала. Можно, конечно, сказать, что поторопились. А вдруг СК проведет проверку и выяснит, что они оба молодцы, никого не оскорбляли и все правильно сделали. Но видимо, никто не верит в такой исход.

В связи с Моргенштерном уже прозвучало зловещее словосочетание «реабилитация нацизма», а это не пропаганда наркотиков, за которую он заплатил недавно штраф 100 тысяч, это серьезно — до пяти лет колонии.

В отношении Миллера ничего похожего пока, слава богу, не было, но зато ему поступали угрозы.

Предваряя вопрос, который любят задавать в комментариях: «А кто это такие вообще и почему нам надо в это вникать?», объясню.

Моргенштерн — самый популярный сегодня рэп-исполнитель. Яркий, скандальный траблмейкер, нарушитель общественного спокойствия. И про наркотики у него есть, и про секс, а мата в песнях чуть ли не больше, чем нот. Это одна сторона дела, но есть и другая. Моргенштерн жертвует огромные деньги больным детям и помог обустроить два детдома. Причем не так, как обычно делают звезды — кинул и забыл. Он развернул целую кампанию помощи тем, кто находится в бедственном положении. В этом контексте слова о том, зачем тратить миллионы на праздничные торжества, приобретают другой смысл, не правда ли?

В интервью Собчак была и другая фраза на тему Великой Отечественной, ее вырезали при монтаже, но сказано это было. Моргенштерн говорил о том, что надо вкладывать больше средств в поддержку ветеранов, увеличить суммы дотаций. За что в итоге от ветеранов и получил.

Кирилл Миллер. Фото: ИТАР-ТАСС / Юрий Белинский

Кирилл Миллер. Фото: ИТАР-ТАСС / Юрий Белинский

Миллер — персонаж эпохи расцвета Ленинградского рок-клуба, автор сценографии и обложек альбомов группы «АукцЫон». Участвовал в выставках «Митьков», лауреат ряда премий. И добрейшей души человек. Я знаю его много лет. Когда все это случилось, я позвонил ему и спросил:

— Кирилл Семеныч, что за ерунда происходит?

И выяснились интересные вещи. Например, я узнал, что картина «Нетленный полк-2», из-за которой сыр-бор и которую однозначно ассоциируют с акцией «Бессмертный полк» и считают издевкой над ней, на самом деле называется «Живые и мертвые». А название со словом «полк» прилепил ей вообще непонятно кто, точно не автор.

Выяснилось, что люди, несущие некие изображения на табличках, то «Квадрат» Малевича, то еще что-то — постоянный сюжет Миллера, он рисовал так еще тогда, когда никакого «Бессмертного полка» не было и в помине.

— В чем идея картины?

— Напоминание живым о смерти. Вот ты жив, а вот уже мертв, все мы тленны. Я думаю, это и было причиной скандала, а вовсе не тема ветеранов. Люди очень болезненно реагируют на такие вещи. Им хочется верить, что они никогда не умрут.

— Ваше отношение к воевавшим?

— Только уважительное. Как может быть иначе? У меня отец воевал. Все тоталитарно-нацистское я с юности ненавижу.

— На вас уже были подобные наезды или это первый раз?

— Было однажды, но очень давно, еще при советской власти. Из-за картины «Леннон и дети». Она была исполнена в традициях классической ленинианы, только вместо Ленина — Леннон.

— И чем кончилось?

— Примерно тем же, чем и сейчас. Картину сняли, а меня на год отлучили от выставок. Но шла уже перестройка, поэтому обошлось, а лет на десять раньше могло кончиться плохо.

— Как думаете, сейчас обойдется?

— Не знаю, может повернуться по-разному. Меня пугает, что проверка идет стремительно. Как будто ее гонят к результату и им уже все понятно.

Кирилл Миллер. Фото из соцсетей

Кирилл Миллер. Фото из соцсетей

О том, как идет проверка, рассказал питерской «Фонтанке» художник Николай Копейкин, один из создателей галереи «Свиное рыло»: «Следователи пришли… осматривать «место происшествия»… Они задали такой хитрый вопрос: «Была ли на выставке картина с изображением «Бессмертного полка?» Сама по себе формулировка о многом говорит, понятно, что свои выводы они уже сделали. Такой картины не было! На картине Миллера изображен зомби-апокалипсис, одни зомби несут фотографии других… Я показываю следователю фотографии: «Вот где вы тут видите хоть одного ветерана?» Он промолчал».

Миллер, конечно, фрик. Это не обидно, это такой жанр, такой способ существования. Но, в конце концов, он художник, имеет право. Достаточно посмотреть на его дреды, на яркие одежды, в которых он ходит.

Да, необычно, да, вызывающе. Непривычного к такому стилю человека может вывести из себя. Но непонятно, чем все это мешает ветеранским организациям, а тем более, власти.

Они существуют настолько в разных вселенных, что им и пересечься-то негде.

Зато чем мешает Моргенштерн, можно предположить. Во-первых, он звучит из каждого утюга, его слишком много, это, конечно, бесит. У него дурной вкус. Его треки и его поведение раздражают не только ветеранов, но и меня, музыкального обозревателя. Только в отличие от них я понимаю, что плохие песни — это не преступление. Не нравится, но ненаказуемо. Если про каждую плохую песню или выходку поп-звезды мы будем писать в СК, силовикам придется оставить в покое оппозицию и заниматься только поп-музыкой. И на то, и на другое им не хватит ни сил, ни времени.

Но есть и еще причины. Что-то мне подсказывает, что дело тут не в Дне Победы, о котором он, если вдуматься, ничего дурного не сказал, а в чем-то совсем другом. Моргенштерн демонстративно ставит себя вне политики. Он про деньги, тачки, секс, бухло, но точно не про протест. Но его так много, что он и в политике тоже. Может быть, причина в его недавнем интервью Гордону, не нашему, украинскому. Или даже скорее в идиотской песне «Навальный Лёха, у-у-у», которая на зимних протестах играла из каждой второй машины.

Фото: РИА Новости

Фото: РИА Новости

Я тогда писал еще, что его, конечно, попытаются запретить, но запрещать Моргенштерна — это все равно что запрещать кока-колу или новогоднюю елочку. Как его запретишь, если он всюду?

Я недооценил наши власти.

Что будет дальше? Надеюсь, что от обоих отстанут. В крайнем случае, ограничатся штрафом, не сажать же их в самом деле… Ну и запугают по полной программе и рэперов, и арт-тусовку, чтобы другим неповадно было. Хочешь что-то сказать — сначала спроси разрешение.

За Миллера мне тревожно: чем меньше у тебя аудитория, тем меньше ты защищен. А за Моргенштерна я почему-то спокоен. Он хоть и нарывается, но, в конце концов, это не Шендерович, не «иностранный агент» Пономарев, не Артем Троицкий и даже не Парфенов. Просто фрик с миллионной аудиторией. Где Моргенштерн, а где протест? Хотя, может быть, именно поэтому на него и напали. Протест уже давно маргинален, а такие, как он, в тренде, их слушает полстраны. И совершенно напрасно они чувствуют себя в безопасности. Нельзя фриковать, если у тебя нет лицензии из СК на фрикаут, на поступок, на собственную позицию. Что же это начнется, если каждый будет говорить, что он думает?

shareprint

У рэпера Алишера Моргенштерна и художника Кирилла Миллера разница в возрасте сорок лет, но, я думаю, они нашли бы общий язык, а вот найти его со Следственным комитетом ни у того, ни у другого не получается. Люди разные, а истории — как будто их кто-то писал под копирку.

Обоих проверяет сейчас СК по наводке ветеранских организаций на один и тот же предмет.

Моргенштерн. Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Моргенштерн. Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

У Миллера: «В связи с обращениями граждан и публикациями в средствах массовой информации относительно возможного оскорбительного характера образов погибших в Великой Отечественной войне, запечатленных на картине художника из Санкт-Петербурга».

У Моргенштерна: «Высказывания, оскорбляющие историческую память защитников Отечества, тех, кто воевал и погиб в годы Великой Отечественной войны».

Контекст разный. Моргенштерн в интервью Собчак сказал, что не понимает, зачем тратить столько денег на празднование Дня Победы. Три с лишним миллиона просмотров. А Миллер выставил картину, на которой люди несут изображения мертвецов, в крошечной питерской галерее «Свиное рыло». Но вызвал не меньше ненависти, чем поп-звезда.

Скандал с Миллером длится уже месяц, с Моргенштерном — два дня.

Моргенштерн извинился почти сразу же, как будто держал извинения наготове. Картину Миллера сняли сразу после начала скандала. Можно, конечно, сказать, что поторопились. А вдруг СК проведет проверку и выяснит, что они оба молодцы, никого не оскорбляли и все правильно сделали. Но видимо, никто не верит в такой исход.

В связи с Моргенштерном уже прозвучало зловещее словосочетание «реабилитация нацизма», а это не пропаганда наркотиков, за которую он заплатил недавно штраф 100 тысяч, это серьезно — до пяти лет колонии.

В отношении Миллера ничего похожего пока, слава богу, не было, но зато ему поступали угрозы.

Предваряя вопрос, который любят задавать в комментариях: «А кто это такие вообще и почему нам надо в это вникать?», объясню.

Моргенштерн — самый популярный сегодня рэп-исполнитель. Яркий, скандальный траблмейкер, нарушитель общественного спокойствия. И про наркотики у него есть, и про секс, а мата в песнях чуть ли не больше, чем нот. Это одна сторона дела, но есть и другая. Моргенштерн жертвует огромные деньги больным детям и помог обустроить два детдома. Причем не так, как обычно делают звезды — кинул и забыл. Он развернул целую кампанию помощи тем, кто находится в бедственном положении. В этом контексте слова о том, зачем тратить миллионы на праздничные торжества, приобретают другой смысл, не правда ли?

В интервью Собчак была и другая фраза на тему Великой Отечественной, ее вырезали при монтаже, но сказано это было. Моргенштерн говорил о том, что надо вкладывать больше средств в поддержку ветеранов, увеличить суммы дотаций. За что в итоге от ветеранов и получил.

Кирилл Миллер. Фото: ИТАР-ТАСС / Юрий Белинский

Кирилл Миллер. Фото: ИТАР-ТАСС / Юрий Белинский

Миллер — персонаж эпохи расцвета Ленинградского рок-клуба, автор сценографии и обложек альбомов группы «АукцЫон». Участвовал в выставках «Митьков», лауреат ряда премий. И добрейшей души человек. Я знаю его много лет. Когда все это случилось, я позвонил ему и спросил:

— Кирилл Семеныч, что за ерунда происходит?

И выяснились интересные вещи. Например, я узнал, что картина «Нетленный полк-2», из-за которой сыр-бор и которую однозначно ассоциируют с акцией «Бессмертный полк» и считают издевкой над ней, на самом деле называется «Живые и мертвые». А название со словом «полк» прилепил ей вообще непонятно кто, точно не автор.

Выяснилось, что люди, несущие некие изображения на табличках, то «Квадрат» Малевича, то еще что-то — постоянный сюжет Миллера, он рисовал так еще тогда, когда никакого «Бессмертного полка» не было и в помине.

— В чем идея картины?

— Напоминание живым о смерти. Вот ты жив, а вот уже мертв, все мы тленны. Я думаю, это и было причиной скандала, а вовсе не тема ветеранов. Люди очень болезненно реагируют на такие вещи. Им хочется верить, что они никогда не умрут.

— Ваше отношение к воевавшим?

— Только уважительное. Как может быть иначе? У меня отец воевал. Все тоталитарно-нацистское я с юности ненавижу.

— На вас уже были подобные наезды или это первый раз?

— Было однажды, но очень давно, еще при советской власти. Из-за картины «Леннон и дети». Она была исполнена в традициях классической ленинианы, только вместо Ленина — Леннон.

— И чем кончилось?

— Примерно тем же, чем и сейчас. Картину сняли, а меня на год отлучили от выставок. Но шла уже перестройка, поэтому обошлось, а лет на десять раньше могло кончиться плохо.

— Как думаете, сейчас обойдется?

— Не знаю, может повернуться по-разному. Меня пугает, что проверка идет стремительно. Как будто ее гонят к результату и им уже все понятно.

Кирилл Миллер. Фото из соцсетей

Кирилл Миллер. Фото из соцсетей

О том, как идет проверка, рассказал питерской «Фонтанке» художник Николай Копейкин, один из создателей галереи «Свиное рыло»: «Следователи пришли… осматривать «место происшествия»… Они задали такой хитрый вопрос: «Была ли на выставке картина с изображением «Бессмертного полка?» Сама по себе формулировка о многом говорит, понятно, что свои выводы они уже сделали. Такой картины не было! На картине Миллера изображен зомби-апокалипсис, одни зомби несут фотографии других… Я показываю следователю фотографии: «Вот где вы тут видите хоть одного ветерана?» Он промолчал».

Миллер, конечно, фрик. Это не обидно, это такой жанр, такой способ существования. Но, в конце концов, он художник, имеет право. Достаточно посмотреть на его дреды, на яркие одежды, в которых он ходит.

Да, необычно, да, вызывающе. Непривычного к такому стилю человека может вывести из себя. Но непонятно, чем все это мешает ветеранским организациям, а тем более, власти.

Они существуют настолько в разных вселенных, что им и пересечься-то негде.

Зато чем мешает Моргенштерн, можно предположить. Во-первых, он звучит из каждого утюга, его слишком много, это, конечно, бесит. У него дурной вкус. Его треки и его поведение раздражают не только ветеранов, но и меня, музыкального обозревателя. Только в отличие от них я понимаю, что плохие песни — это не преступление. Не нравится, но ненаказуемо. Если про каждую плохую песню или выходку поп-звезды мы будем писать в СК, силовикам придется оставить в покое оппозицию и заниматься только поп-музыкой. И на то, и на другое им не хватит ни сил, ни времени.

Но есть и еще причины. Что-то мне подсказывает, что дело тут не в Дне Победы, о котором он, если вдуматься, ничего дурного не сказал, а в чем-то совсем другом. Моргенштерн демонстративно ставит себя вне политики. Он про деньги, тачки, секс, бухло, но точно не про протест. Но его так много, что он и в политике тоже. Может быть, причина в его недавнем интервью Гордону, не нашему, украинскому. Или даже скорее в идиотской песне «Навальный Лёха, у-у-у», которая на зимних протестах играла из каждой второй машины.

Фото: РИА Новости

Фото: РИА Новости

Я тогда писал еще, что его, конечно, попытаются запретить, но запрещать Моргенштерна — это все равно что запрещать кока-колу или новогоднюю елочку. Как его запретишь, если он всюду?

Я недооценил наши власти.

Что будет дальше? Надеюсь, что от обоих отстанут. В крайнем случае, ограничатся штрафом, не сажать же их в самом деле… Ну и запугают по полной программе и рэперов, и арт-тусовку, чтобы другим неповадно было. Хочешь что-то сказать — сначала спроси разрешение.

За Миллера мне тревожно: чем меньше у тебя аудитория, тем меньше ты защищен. А за Моргенштерна я почему-то спокоен. Он хоть и нарывается, но, в конце концов, это не Шендерович, не «иностранный агент» Пономарев, не Артем Троицкий и даже не Парфенов. Просто фрик с миллионной аудиторией. Где Моргенштерн, а где протест? Хотя, может быть, именно поэтому на него и напали. Протест уже давно маргинален, а такие, как он, в тренде, их слушает полстраны. И совершенно напрасно они чувствуют себя в безопасности. Нельзя фриковать, если у тебя нет лицензии из СК на фрикаут, на поступок, на собственную позицию. Что же это начнется, если каждый будет говорить, что он думает?

shareprint
АО «Издательский дом «Новая газета». Все права защищены. Адрес: 101000, Москва, Потаповский переулок, 3, строение 1. 18+. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров.