Сюжеты · Культура

Кладезь реликвий

Литературному музею имени В.И. Даля — 100 лет. Рассказываем, на что обратить внимание на выставке «Про/сто», которая посвящена этому событию

прямо сейчас
views

1

прямо сейчас
views

1

17 октября Государственному литературному музею исполнилось 100 лет. В честь этого события здесь открылась выставка «Про/сто», отражающая историю музея от его истоков до наших дней. Поэтому и построена экспозиция весьма необычным образом — экспонаты расположены в порядке поступления в коллекцию. 100 лет разделены на двадцатилетия: первое — история идеи литературного музея, во многом связанная с А.П. Чеховом и Ф.М. Достоевским; второе — эпоха влияния государственного деятеля и уче ного В.Д. Бонч-Бруевича, внесшего огромный вклад в развитие музея; затем кризисная эпоха, когда музей на какое-то время закрывался. Следующий период — приумножение территорий музея, а последние 20 лет — периодом возрождения принципов В.Д. Бонч-Бруевича. Наиболее обширные разделы выставки как раз посвящены последним периодам жизни музея. 

Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»

Команда ГМИРЛИ стремится воссоздать идеальный музей, используя и британские каноны, которые включают в себя помимо музея издательство, архив, библиотеку, научный институт. Музей обязан быть живым, подвижным, чувствительным к духу времени.

Уникальное собрание музея насчитывает более полумиллиона экспонатов, на выставке представлена лишь 1/16 их часть. Тем не менее экспозиция занимает два этажа здания на Зубовском бульваре, и трудно представить, сколько времени потребуется, чтобы внимательно ее осмотреть. Наверняка вам не хватит одного дня, ведь буквально каждый представленный экспонат — реликвия, возле которой хочется задержаться.

Для того чтобы упростить вам задачу, мы прогулялись по выставке с ее куратором Дарьей Кавериной, и она обратила наше внимание на свои любимые и наиболее ценные экспонаты.

Первый «Черный квадрат»

К моему удивлению,

первый экземпляр «Черного квадрата» Малевича находится в коллекции Литературного музея. Он попал сюда в 40-х годах из рук коллекционера А.Е. Крученых.

Это был эскиз к спектаклю «Победа на солнцем», Малевич таким образом изобразил задник сцены. В верхней части рисунка художник оставил отметку «№1». С этого и началась история черных квадратов.

Несостоявшаяся выставка Маяковского

В 1940 году в музее должна была состояться выставка, посвященная Маяковскому, но ей не суждено было случиться. Эти экспонаты крайне редко выставляются в музее. На юбилейной выставке представлены оригиналы картин Дмитрия Моора, посвященные произведениям поэта. Футуристам отведено значительное место на выставке. Особенно ценны трафареты к знаменитым «Окнам сатиры РОСТА» — серии плакатов, созданных в 1919–1921 годах советскими поэтами и художниками. Сами «Окна» можно увидеть и в других музеях, а трафареты к ним — только в литературном. Их создание было целым производством. Зачинателем этого производства был Черемных, он работал вместе с Маяковским, Малютиным и другими. Они пригласили трафаретчика Н.Д. Виноградова. В какой-то момент «Окна РОСТА» перестали существовать, на их место заехала другая организация, обращавшаяся с плакатами очень вольно — они пили на них чай, заворачивали в них селедку… Поэтому Черемных с Виноградовым собрали их, вывезли, а потом передали в Литературный музей.

Последний подарок Н.В. Гоголя

Здесь представлена ермолка Гоголя, которую он за четыре дня до смерти подарил фельдшеру, ставившему ему пиявки. Врач сохранил ее, написал воспоминания и передал в литературный музей.

Уголок Пришвина

Небольшая витрина, посвященная Пришвину, показывает весь спектр его увлечений: от женщин до охоты. Здесь фотография с его любимой женой, билет Союза писателей, его записные книжки. О том, что он был страстным автолюбителем и охотником, свидетельствует водительское удостоверение и охотничий билет. Здесь и авторские фотографии писателя. Можно сказать, что в этой витрине поселился сам Пришвин.

Удивительные перемещения перстня поэта Дмитрия Веневитинова

Веневитинов был безответно влюблен в Зинаиду Волконскую, и она, чтобы хоть как-то его утешить, подарила ему перстень, который был найден при раскопках Геркуланума. Веневитинов посвятил ему несколько стихотворений, в том числе стихотворение «К моему перстню». По просьбе поэта после смерти перстень был положен в его могилу. В 30-е годы могилу вскрыли, чтобы перенести прах, — а перстень попал в литературный музей, побывав до этого как минимум в двух могилах.

Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»

Портфель Г.Р. Державина

Излюбленный экспонат всех причастных к выставке — портфель величайшего русского поэта Г.Р. Державина. Этот экспонат говорит очень многое о масштабе его личности: это не только поэт, не только автор од, которые изменили российскую одическую традицию, но и государственный деятель. Если долго всматриваться в портфель, это можно почувствовать. Директор ГМИРЛИ им. Даля Дмитрий Бак даже в шутку сказал, что этот экземпляр его особый фетиш.

Охватить все, конечно, невозможно.

Каждый уголок выставки — это целая история. Здесь масса автографов литераторов, литературные плакаты, ценнейшие архивы, личные вещи русских поэтов и писателей…

Многие экспонаты представлены впервые, какие-то уже побывали на международных выставках. Например, шахматные фигурки, принадлежащие Луначарскому, выставлялись в «Гран-пале» в Париже на выставке, посвященной левому искусству.

Общее ощущение от выставки и музея выразил на пресс-конференции литературовед Игорь Волгин:

«Дело не в том, что в Литературном музее большая экспозиция и архив, здесь совершенно иное ощущение времени, скрытая теплота патриотизма».

Действительно, атмосфера в ГМИРЛИ совсем «не музейная». Вместо пафоса и чопорности здесь царят гостеприимство и теплота. Выставка «Про/сто» должна стать прообразом национального центра на Арбате, 37, «10 веков российской словесности», где будет представлена вся ее история.

До 27 марта, Доходный дом Любощинских-Вернадских.

Катя Тарарак — специально для «Новой»

Делаем честную журналистику вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе — запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#выставки #музеи #писатели

важно

час назад

«Дохера ли денег Путина нашли?»: Дерипаска связал обыски в своих домах в США с делом о вмешательстве в выборы

важно

2 дня назад

«Понаехали. Видно, что ты не наш»: глава СК Бастрыкин предложил уволить следователя с Кубани, мотивировав это его происхождением

Топ 6

1.
Исследование

Секс без просвета Россия догнала Африку по ВИЧ, и дело не в наркотиках. «Тихая эпидемия» — в пяти графиках

views

278507

2.
Репортажи

«Это не тот человек и не та ситуация» Задержание в больнице, ночь в ИВС и домашний арест: за что силовики преследуют ректора Шанинки

views

211580

3.
Открытое письмо

«Избыточно и демонстративно жестоко» Открытое письмо студентов, выпускников, преподавателей и сотрудников Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинки)

views

178618

4.
Новости

«Понаехали. Видно, что ты не наш»: глава СК Бастрыкин предложил уволить следователя с Кубани, мотивировав это его происхождением

views

173544

5.
Сюжеты

Штрихбрейкеры Офицеры ФСБ вымарывают из уголовных дел имена сталинских палачей, чувствуя себя их преемниками

views

124286

6.
Расследования

Мамы дорогие! Как миллиарды рублей, выделяемые государством на материнский капитал, оседают в карманах чиновников и риелторов. Расследование Дениса Короткова

views

123383

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
close

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera