КомментарийОбщество

Официально женское

Как Евразийский женский форум представил феминизм не без Путина

Когда в 1930 году Сталин провозгласил, что так называемый женский вопрос решен, часть независимых женских организаций были упразднены за ненадобностью, а за Советским Союзом закрепился мифологический статус самого равноправного государства в мире. В итоге провозглашенное равенство на деле обернулось для многих советских женщин двойной, а то и тройной нагрузкой и замалчиванием проблем: в позднесоветском изводе освобожденная женщина должна была не только работать на равных с мужчиной, но и справляться в свободное от работы время со своей традиционной ролью, которую никто не отменял, — быть матерью, вести домашнее хозяйство, ухаживать за старшими родственниками.

Валентина Матвиенко во время Евразийского женского форума. Фото: Александр Демьянчук / ТАСС

Валентина Матвиенко во время Евразийского женского форума. Фото: Александр Демьянчук / ТАСС

Разумеется, и побед у советского гендерного проекта было немало — они все у нас на слуху. Знает о них и президент РФ Владимир Путин, выступивший на этой неделе в Санкт-Петербурге на третьем Евразийском женском форуме, который проводится раз в три года. Путин в своей речи перечисляет успехи СССР, подчеркивая, что, пока другие страны всё ещё вынуждены бороться за подобные блага для своих женщин, у нас равноправие — это «давняя практика и традиция». Но, чтобы мы с вами слишком сильно не расслаблялись,

президент тут же добавляет, что в России у нас традиционные семейные ценности, и поэтому наши женщины — прежде всего жены и матери, обладающие своей особенной природой и миссией.

И что все в стране должно быть устроено так, чтобы женщины не почувствовали себя вправе такой миссией пренебречь, ведь именно это залог успешного государственного будущего. Акцент делается на то, что государство должно помочь женщине совместить современную и традиционную роли. Гендерное равенство в путинском исполнении, таким образом, не сильно отличается от советского, хоть и включает в себя кроме перегрузок, фасадности и замалчивания, ещё и все прелести рыночной экономики.

Вторят ему и все основные российские спикеры форума. По их дружному мнению, особое политическое предназначение женщины уравнено с приписанным им природным: нести мир, уют, покой, заботу об окружающих, перенести миссию семейную на миссию государственную. Женщины должны заниматься экологией, потому что это забота об окружающей среде, а женщинам свойственна забота, женщины должны заниматься дипломатическими миссиями, потому что женщины умеют улаживать конфликты (в свете скандальной фигуры выступающей на форуме Марии Захаровой это утверждение выглядит особенно забавным), женщины должны заниматься делами семьи и детей, потому что они матери или будущие матери, женщины играют особую роль в здравоохранении, потому что им свойственна забота и доброта.

Картина мира тут цельная, но не без заигрывания с реальными темами, которые мы бы скорее отнесли к феминистской политике: пару раз звучат слова о гендерном равенстве и гендерных стереотипах (вот как у них совмещается критика гендерных стереотипов и разговор о женском предназначении?), раза два прозвучит формулировка «профилактика семейного-бытового насилия». В программе форума этим вопросам внимания уделено при этом не будет. Ни одна женская НКО, занимающаяся проблемами гендерного неравенства, сексуализированного или домашнего насилия, также не будет приглашена или награждена.

После «решения женского вопроса» при Сталине на месте более независимых женотделов появились государственные женские организации, подконтрольные властям и подающие женскую политическую повестку в правильном ключе. Эти инициативы были нацелены как на внутреннюю работу с женщинами страны (в том числе для того, чтобы воспитывать из женщин новые политические кадры), так и на внешнеполитическую, международную. Начал выпускаться журнал «Работница и крестьянка», который собирал и публиковал письма своих читательниц и освещал в рамках дозволенного некоторые вопросы из жизни женщины в СССР. Комитет советских женщин, отвечающий за международную коммуникацию, позже будет отчитываться в своих докладах об успехах отечественной эмансипации.

По мнению гендерного историка Эллы Россман,

нынешний Евразийский женский форум — это прямой преемник советских государственных женских организаций и официальных мероприятий.

Историки и исследователи положения женщин и истории феминизма в СССР ведут с 2000-х важную научную дискуссию, по-разному оценивая их работу. Позиция одних исследователей заключается в том, что подобные государственные организации не представляли женщин совсем, выродившись в имитацию благополучия советской гендерной политики, и нужны были только для того, чтобы транслировать государственный нарратив сверху вниз. Другие исследователи считают, что даже в условиях цензуры и прямой зависимости от государства эти организации создавали пространство для агентности и активности женщин, для обсуждения хотя бы разрешенного круга проблем, для продвижения женщин по карьерной и политической лестнице.

Эту дискуссию вполне себе можно перенести и на современный ЕЖФ, который, с одной стороны, продвигает антифеминистскую, патриархальную и традиционалистскую риторику (с элементами разговора о равноправии), но при этом собирает под своим крылом тысячи женщин из разных стран и сфер деятельности, женщин с реальными проектами и успехами, женщин, желающих принимать участие в публичной политике. При особом желании подобные проекты (хоть мне от этого и не по себе) тоже можно назвать феминистскими в широком смысле этого слова, да и сами организаторы форума не раз и не два упоминают, что их цель — «построить женское движение», пусть и на условиях, навязанных властями.

На форуме много внимания уделено расплывчатой и довольно безобидной концепции «женского лидерства». Россия, не подписавшая Стамбульскую конвенцию о принятии системных мер по противодействию насилию над женщинами, не принявшая закон о профилактике семейно-бытового насилия, не упразднившая до конца список запрещенных профессий для женщин, не лишившая мандата депутата Слуцкого, которого журналистки обвиняли домогательствах, с удовольствием готова рассуждать о представленности женщин в российской политике и разных сферах труда. Разумеется, несколько раз на открытии форума прозвучит имя первой женщины-космонавта Валентины Терешковой, заодно ставшей первой женщиной, инициировавшей обнуление президентских сроков.

Атмосфера форума невероятно праздничная и даже драматичная: выступающие скрипачки в деловых костюмах, поющая женский гимн Полина Гагарина в лучах софитов, Валентина Матвиенко, обращающаяся к выступающим коллегам «мои подруги», Мария Захарова, срывающая аплодисменты рассуждениями о том, как демонические «80 гендеров» отнимают у нее, женщины, положенную ей половину прав и возможностей. Председатель Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь Наталья Кочанова, обличающая со сцены протестующих заблудших беларусок, поправших «природу белорусской женщины — вдохновительницы и хранительницы очага». Речи о том, как деструктивные силы пытаются разделить мир, изолировать страны друг от друга, пока женщины форума пытаются собрать его и работать вместе.

Мария Захарова. Фото: РИА Новости

Мария Захарова. Фото: РИА Новости

Зачем же нужен этот форум? Что это — имитация и перехватывание повестки? Попытка выковать новые женские кадры, женщин-лидеров, которые будут обслуживать государственную экономику и идеологию? Понимание, что женщины — это половина страны и нужно совершить долгосрочное вложение в лояльность этой половины, пока все они не стали феминистками? Игра на международной арене и попытка вести разговор на своей территории, чтобы делать вид, что мы не находимся в ситуации все более усугубляющейся международной изоляции? Или этот форум воспринимается Путиным как симпатичный и безопасный детский стол на политической вечеринке, такой жест расчетливой политической галантности по отношению к амбициям Валентины Матвиенко?

Государство, очевидно, не поспевает за постоянно обновляющимися социальными вызовами и проигрывает феминисткам в способности откликаться на реальные запросы и потребности российских женщин.

Тем временем фемактивисток, которых на такой форум, конечно же, не позовут, запугивают, увольняют, держат под арестом и сажают в тюрьмы, заводят на них административные и уголовные дела, пытаются признать экстремистками и разрушительницами традиционных ценностей. Может быть, все дело в том, что государство чувствует, что теряет женскую молодую аудиторию, и пытается взять ее обратно под свой патерналистский надзор, пока женщины не радикализировались и массово не начали противостоять довольно шаткому ценностному проекту властей?

Даже удивительно, каким невыгодным и расходящимся с реальностью путем идет официальная гендерная политика нашей страны, которую этот форум, безусловно, представляет. Вместо того, чтобы, например, говорить о равном разделении и перераспределении домашних обязанностей между мужчиной и женщиной в семье, о равном вовлечении в жизнь и воспитание детей, о равном декрете, который могут брать оба родителя, и таким образом снимать с женщин карьерные риски, государство, как обычно, хочет перегрузить женщину противоречивыми обязательствами и ролями, навязав ей миф о «вечном женском предназначении».

При этом несмотря на все усилия официальной политики, семей, сохраняющих «традиционное» разделение гендерных ролей, становится всё меньше, потому что это экономически неудобно и невыгодно. Взаимозаменяемость родителей выгоднее для самих родителей и финансового положения семьи. По очереди работать, по очереди быть в декрете суммарно тоже часто оказывается выгоднее, как и обоюдная экономическая ответственность за благополучие семьи. Равенство обходится дешевле абстрактных традиций. Точечные попытки стимулировать рождаемость за счет материнского капитала, ограничения права на аборт и навязывания миссии материнства (вместо работы с женской бедностью, программ по вовлеченному отцовству и гарантированных алиментов) не приносят ожидаемых демографических плодов.

Напоследок расскажу случай из личной практики, практически притчу о том, как Путин случайно помог нам сделать феминистский фестиваль в государственной галерее. Когда наша начальница сомневалась, утверждать ли нам такой сомнительный проект, мы на рабочем совещании включили видео с В.В. Путиным, где на встрече с одаренными школьниками он, отвечая на вопрос старшеклассницы «как вы относитесь к феминизму?», говорит о том, что хорошо относится к феминизму без «перегибов». Что такое эти самые «перегибы» Путин не уточнил, так что фестиваль нам после этого согласовали. Если Евразийский женский форум, несмотря на всю его фасадность и браваду, сможет служить официальным прикрытием для других женских проектов в России, или, если некоторые реальные и нужные женские проекты смогут быть замаскированы под риторику этого Форума, все происходящее на нем окажется не напрасным. Но если бы какая-нибудь талантливая женщина спросила меня, стоит ли ей принимать участие в подобном мероприятии, я бы, скорее всего, постаралась её от этого отговорить.

Авторка — феминистская активистка и писательница

В ходе работы над текстом авторку консультировала гендерный историк Элла Россман

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow