СюжетыКультура

«Толя — сказка, Толя — притча, Толя — быль»

Так сказал актер Александр Збруев об Анатолии Эфросе на церемонии открытия его мемориальной доски

Этот материал вышел в номере № 115 от 13 октября 2021
Читать
Мемориальная доска Анатолию Эфросу. Фото: Светлана Виданова / «Новая»

Мемориальная доска Анатолию Эфросу. Фото: Светлана Виданова / «Новая»

Нет конкретного театра, на котором можно было бы установить мемориальную доску Анатолию Эфросу. Он успел поработать во многих, но его величие настолько велико, что все они автоматически становились «театрами Эфроса». Поэтому доска расположилась на 1-й Тверской улице, 11, в доме, где он жил вместе со своей семьей. Михаил Швыдкой предположил, что это абсолютно не в духе самого Анатолия Васильевича: «Мне трудно себе представить, что он при жизни думал, что на этом доме будет доска, посвященная ему. Да еще и не со стороны подъезда, где они жили, а прямо на Тверской. Постоянно проходят люди, проезжают машины…»

Народу было и правда много. Не только тех, кто пришел на церемонию открытия, но и простых прохожих.

Ведущий мероприятия театральный критик Сергей Николаевич признался, что пришли почти все, кто обещал, и даже те, кто сомневался, сможет ли дойти. Примечательно, что открытие доски совпало с днем рождения сына Эфроса — режиссера и театрального художника Дмитрия Крымова. Ровно 40 лет назад Анатолий Васильевич набрал свой первый курс в ГИТИСе, и жизнь его сына тоже долгие годы связана с этим местом. Поэтому особенно трогательно было появление на церемонии студентов Дмитрия Крымова в париках, напоминающих прическу мэтра. Это позабавило всех присутствующих и показало преемственность поколений — дело Эфроса продолжается. Его сын доказывает это своими режиссерскими успехами в театре, что не раз было отмечено на мероприятии. Сегодня он заметно волновался, был немногословен и даже отказался открыть доску:

«В день смерти папы я делал спектакль и ходил по магазинам. Когда пришел домой, там был мой трехлетний сын с няней. Она выскочила с ним из комнаты и сказала, что папа умер. А сын начал бегать вокруг меня и говорить: «А может быть, не совсем?» Я долгие годы думал, что совсем. Но в последнее время мне все-таки кажется, что это не так. Глядя на лица людей, которые пришли сюда, зная практически каждого из вас, я уверен, что не совсем. Я вас очень люблю, очень благодарен, и давайте уже откроем».

Честь снять алую ткань с доски была предоставлена актерам Анатолия Эфроса — Александру Збруеву, Леониду Каневскому и Александру Ширвиндту. Очень верно, что это сделали именно они, для них Эфрос не просто режиссер и учитель — он их жизнь. Авторами доски стали Дмитрий Крымов, а также театральные художники Евгений Добровинский и Павел Андреев. Работали они удаленно друг от друга и впервые увиделись на открытии. Мемориальная доска получилась светлой и летящей, отражающей Эфроса как тончайшего художника и режиссера.

В завершение церемонии актер Александр Збруев поделился воспоминанием:

«Я вспоминаю наш спектакль «Мой бедный Марат», который начинался с голоса Анатолия Васильевича, задававшего тон всему спектаклю: «То ли сказка, то ли притча, то ли быль». А сейчас мне хочется заменить одну букву и сказать: «Толя — сказка, Толя — притча, Толя — быль». Спасибо Вам, Анатолий Васильевич, за то, что Вы сделали на киноплощадках и на театральной сцене. Вы всегда с нами. Вы живы для нас и для будущих поколений».

Катя Тарарак, специально для «Новой»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow