Комментарий · Культура

Почему она полетела в космос

Юля Пересильд решилась на самый свой рискованный эксперимент. Пожелаем удачного возвращения

Этот материал вышел в № 115 от 13 октября 2021
Читать номер
Этот материал вышел
в № 115 от 13 октября 2021
16:50, 9 октября 2021Лариса Малюкова, обозреватель «Новой»
views

44589

16:50, 9 октября 2021Лариса Малюкова, обозреватель «Новой»
views

44589

Юлия Пересильд перед стартом космического корабля «Союз МС-19» на космодроме Байконур. Фото: РИА Новости

На борту Международной космической станции МКС-66 идут съемки фильма «Вызов». В Сети кипят страсти: воодушевление и злость, непонимание, непримиримые споры о необходимости баснословно дорогих съемок (если на Земле можно снять дешевле и не менее убедительно), о полете вне графика, спекуляциях на космосе, неумеренных амбициях, «отрыжке тщеславия» Рогозина с его дурной репутацией и Эрнста, под которым трон качается десятилетиями, об истерической эйфории, клубящейся вокруг имен Юлии Пересильд и Клима Шипенко. 

Не будем сейчас в это погружаться. Зададимся одним простым вопросом: почему Юля оказалась в космосе? Как решилась? Как осилила?

Детали сюжета фильма держат в секрете (возникают подозрения, что сценарий в спешке дорабатывается). Известно, что это драма о враче-кардиохирурге (Пересильд), которая за те же рекордные сроки, что и наши кинематографисты, должна подготовиться к полету, отправиться на МКС, где ей придется спасать кого-то из членов экипажа. Вроде бы там, в невесомости, сделать операцию на сердце. И вроде бы космонавта ожидаемо зовут Иван. Но все это пока околоземные слухи. Возможно, участие в сценарной работе невозмутимого умницы Бакура Бакурадзе поубавит пафоса, которым грешат наши космические фильмы.

Перед полетом актриса призналась журналистам в ощущении дихотомии: «Артистка должна быть нежной, чувствительной, открытой. А у космонавтов все наоборот: нужно быть собранным, сконцентрированным. Посмотрим, как у нас получится совмещать».

Быть может, результаты всероссийского кастинга — тысячи заявок, 20 финалисток — определил исключительно медицинско-творческий конкурс. Но с первых анонсов «Вызова» казалось, полетит именно она. И когда участников испытывали на прочность: центрифуги, барокамеры, перегрузки, работа в невесомости, выживание в условиях дикой природы — камеры операторов вольно или невольно вылавливали ее лицо.

Вне сцены не красится, а грим обожает: с его помощью превращает свое отражение — в других. В бабу дородную или щуплую старушку в расчудесных шукшинских характерах Херманиса. В беременную Снегурочку — детскую мечту гриппующего Петрова в фантасмагории Серебренникова, в злобную алкоголичку Кривояз, пьющую не водку, а ненависть («Палач»). В пышную народную, как море, полноводную Софью, бьющуюся насмерть в бане с соперницей («Край»). В воздушную неземную Сюзанну («Фигаро»). В замирающую — как мертвая — в грязном снегу снайпершу Павличенко («Битва за Севастополь»). В горькую и безнадежную любовь — польку Гелю («Варшавская мелодия»). В лазерный луч, разрезающий темное царство, Катерину. Монашку и распутницу, безудержную и расчетливую. Неистовостью взрывающую забетонированное фальшью ханжество, вырывающуюся из внутренней несвободы — в личный бунт. Да, крайне редко люди летают, как птицы.

Читайте также

Читайте также

«Петровы в гриппе» и другие кошмары Кирилла Серебренникова

На главном кинофестивале мировая премьера фильма режиссера, которого в Канны не пустили. Ему запрещено покидать территорию РФ

Природная пластичность — пропуск в миры разнообразных существований, с чужими лицами, сердцебиением, мимикой, даже фигурой.

И сейчас, кажется, она прорвалась, пробилась с яростной силой в еще один образ и вместе со скафандром надела на себя черное небо космоса. 

Актриса Юлия Пересильд, режиссер Клим Шипенко и космонавт Антон Шкаплеров (слева направо) на Международной космической станции. Фото: РИА Новости

Она готова к «вызовам». Среди актеров, записавших видео в поддержку неправедно судимого Павла Устинова, ее — из самых эмоциональных: «Мне кажется, это необходимо остановить. Это против всех законов. Против человека. Так быть не должно».

Все пере-силит. С детства научилась падать так, чтобы вставать. Внезапная смерть отца (очень страшная), ей одиннадцать. Хочешь не хочешь — взрослая ответственность за маму и бабушку. В четырнадцать подрабатывала официанткой, пела в ресторане тайком от мамы. Стала главой семьи. Поехала поступать в театральный. Константин Райкин посмотрел… и не взял ее к себе на курс. Вернулась несолоно в Псков. Чтоб не терять время, поступила на факультет русской филологии. С музыкантом Вячеславом Рахманом создали дуэт «Ночной перрон». Через год — снова в Москву, поступила в Мастерскую Олега Кудряшова.

«Кудряши» прежде всего труженики. Могут всё: петь, танцевать, играть младенцев и стариков. Летать, как птицы. Я видела ее учебную роль — еврипидовскую Андромаху, юная мать обращается к своему мертвому ребенку. Движется по шатким стульям, словно по острому краю над пропастью. Только кажется, что живая. Мертвая.

Во время учебы зарабатывала на еду — пела в переходах. Работа 24 часа в сутки, особенно когда начались съемки: вечерним рейсом в Питер, ночью снималась, первым рейсом — на учебу.

Еще одно суперважное качество. Терпение. Восемь месяцев (!) шли пробы на главную роль в фильме Павла Чухрая «Холодное танго». Режиссеру все вроде нравилось в ее Лайме, но повторял одно: «Не литовка». Пришлось стать литовкой. Женщиной-бедой, женщиной-танго — конфликтом противоположностей.

Это только кажется, что она бесследно растворена, распластана до невидимости в ролях. У нее своя тема — тема выбора, которую можно разглядеть едва ли не во всех работах, а прежде всего в ее режиссерском дебюте, инсценировке «Каштанки». Там Каштанка — провинциальная девчонка, пробившаяся в цирковые звезды, и — вернувшаяся к своим, в столярную мастерскую.

Но больше всего — ручаюсь — она готова вкалывать ради фонда «Галчонок», опекающего детей и молодых людей с органическими поражениями центральной нервной системы.  

Юля его учредитель.

Вдох-новитель. Благо-творитель. Вместе с единомышленниками сочиняет инклюзивные фестивали, концерты, благотворительные спектакли «СтихоВаренье», «Люди и птицы». Знаменитости, зараженные ее энергией, с детским восторгом преображаются в пернатых: Евгений Миронов — в гуся, Петр Налич — в соловья, Тимур Родригез — в эксцентричного пингвина, сама Юля — в голубя сизокрылого…

Павел Акимкин и Юлия Пересильд в сцене из интерактивного спектакля для детей «СтихоВаренье». Спектакль был создан с целью поддержки благотворительного фонда «Галчонок». Фото: РИА Новости

Мы познакомились, когда Юля предложила модерировать встречу различных благотворительных фондов, существующих наособицу, даже конкурирующих между собой. В этом она вся. Ответственная и энергичная… идеалистка. А как иначе?

Она призывала единомышленников менять сознание. Критиковать государство легко, и есть за что, но не пора ли искать возможности сотрудничества разнообразных фондов? Делиться опытом системного вовлечения особенных людей в сферы искусства, творчества. Она сама была готова рассказывать, показывать, как вовлекать особенных ребят в сценическое действо.

И теперь она — первая актриса в космосе. В ее фонде счастливы, после этого фантастического события им кажется, что выживать будет легче.

Перед полетом записала обращение к своим в инстаграме: «Впереди серьезный и очень сложный путь. Хочу пройти его достойно, смело и тихо. <…> Мы уже встали на этот путь. И попробуем дойти до конца! Чего бы нам это ни стоило. Мы взяли на себя эту ответственность. С нас и спросится, мы к этому готовы».

Надеюсь, что готовы. Есть же и земные проблемы, к которым готовиться непросто. Например, облучение пропагандистским глянцем, госнаградами, официальными статусами. Обольстительная державность прячет зубы дракона: в объятиях агитпропа живые люди превращаются в кондиционных героев. Даже самые талантливые, в которых за звоном медалей не услышать «негромкой музыки здравого смысла» (Бродский). Сохранять достоинство в невероятных жизненных обстоятельствах, даже космических, по силам немногим. Юля Пересильд решилась на самый свой рискованный эксперимент. Пожелаем удачного возвращения.

Делаем честную журналистику вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе — запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#пересильд #актриса #космос #фильм

выпуск

№ 115 от 13 октября 2021

Slide 1 of 6
№ 115 от 13 октября 2021

Топ 6

1.
Интервью

«Газпром» идет на шантаж Россия поставит дополнительно газ в Европу только в том случае, если Европа откажется от антимонопольных законов — нефтегазовый аналитик Михаил Крутихин

views

384515

2.
Колонка

Цветущая бедность — основа «стабильности» Как низкие доходы граждан становятся источником власти для правящей очень богатой элиты

views

205883

3.
Репортажи

Разработчики (18+) Так обозначают заключенных, которые по приказу оперативников насилуют и мучают других. Репортаж Виктории Ивлевой — из обычной пыточной в Ангарске

views

164532

4.
15 ЛЕТ БЕЗ АННЫ ПОЛИТКОВСКОЙ

Заказчик известен. Ему просто выдали индульгенцию 15 лет создавались все условия для того, чтобы главные виновники ушли от наказания. Раскрываем механизм

views

155361

5.
Сюжеты

Тридцать седьмой, только с айфоном В Минске похоронили убитого бойцами «Альфы» программиста Андрея Зельцера. Уже 136 человек помещены в СИЗО за комментарии в соцсетях об этом убийстве

views

114283

6.
Сюжеты

Теперь не расхлебаешь Замначальника тюменского управления ФСИН грозит до 12 лет колонии из-за киселя, на котором он сделал бизнес

views

103240

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
close

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera